Услуги на миллион
Уралсиб | Банк 121 – ровесник российского private banking. В годы, когда банк начал предлагать своим состоятельным клиентам услуги по управлению их капиталами, зарождалась и сама индустрия частного банковского обслуживания в России. О том, как с тех пор трансформировались рынок и продуктовое предложение банка, SPEAR’S Russia рассказал глава Уралсиб | Банк 121 Николай Карпенко.

Несмотря на кризис, российский рынок private banking по-прежнему сохраняет свою привлекательность для зарубежных игроков. Все больше компаний приходят сюда с целью отвоевать свой клиентский сегмент. Ощущаете ли вы давление западных конкурентов? И что готовы им противопоставить?
Что такое рынок состоятельных клиентов? Каждый из игроков определяет это понятие по-своему. Например, если мы возьмем классификацию банка HSBC, то у них клиенты со свободным капиталом от 100 тыс. до 2 млн долларов относятся к категории mass affluent. Потом начинается сегмент по-настоящему состоятельных людей (HNWI) – от 2 до 30 млн. А затем уже следуют ультрабогатые (UHNWI). В России нижняя планка размыта. Гордым названием private banking многие российские игроки называют услуги по обслуживанию клиентов с капиталом от 50 тыс. долларов до полумиллиона. И основная конкуренция местных и зарубежных банков, которые начали работу в России недавно, приходится на эту часть рынка.
Однако для нас настоящий private banking в его классическом, западном, понимании начинается с миллиона долларов – на этом сегменте Уралсиб | Банк 121 и фокусируется. А в конкуренции за капиталы mass affluent мы не участвуем.
Вы хотите сказать, что зарубежные игроки вообще не претендуют на сегмент российских HNWI и UHNWI?
Конечно, претендуют, более того, некоторые работают с этим сегментом очень давно. Например, Credit Suisse и Deutsche Bank – их мы и считаем прямыми конкурентами. Но у нас есть ответ на их присутствие в России: сейчас мы готовимся открыть зарубежную платформу, чтобы конкурировать со швейцарскими или другими западными игроками на их же поле, как они конкурируют с нами здесь. Потому что 90 процентов крупного российского капитала уже находится за границей и конкурировать за оставшиеся 10 процентов при увеличивающейся концентрации конкурентов здесь нет смысла. Нужно бороться там, на одном поле с западными банками, и применять для этого свои конкурентные преимущества, в том числе учитывая тот часто отнюдь не позитивный опыт, который русские клиенты накопили в результате общения с западными банками. Я имею в виду языковой барьер при общении с иностранными банкирами, отсутствие византийского чинопочитания с их стороны, к которому привыкли российские клиенты, а также невысокую норму доходности, которую дают швейцарские, австрийские, британские банки. После многолетнего обслуживания в Швейцарии, где российские клиенты получают норму доходности в размере 2 процентов годовых, из которых 1 процент они должны отдать банку за обслуживание, они с большой готовностью рассматривают альтернативные предложения.
Но если вы планируете в Швейцарии предложить российским клиентам более высокую доходность, это будет означать для них и большие риски. Готов ли к этому российский клиент?
Риск номер один у клиента – это то, что он живет в нашей стране. И для него получать ставку по управлению деньгами ниже, чем по депозиту здесь, просто неприемлемо. Понятно, что швейцарские банкиры будут рассказывать о разном уровне риска, волатильности портфеля, но клиент живет здесь и сам оценивает все свои риски. Если он будет готов уехать отсюда, он будет тяготеть к другому риску. Но даже для этого ему придется изменить философию, менталитет. Спросите у любого состоятельного россиянина, готов ли он к тому, чтобы через 10–20–30 лет выйти на пенсию, купить себе домик за границей и жить как богатый западный пенсионер. Такое будущее не устраивает ни одного из успешных людей в России. Во-первых, его там все еще не воспринимают как адекватного члена общества, рассматривая как богатого русского, непонятно каким образом заработавшего свой капитал. Во-вторых, среднестатистический состоятельный россиянин плохо владеет иностранными языками. И наконец, в-третьих, он просто не привык к этой спокойной размеренной жизни, которой живут богатые пенсионеры на Западе.
Кстати, в вопросе создания позитивной истории денег в глазах западного общества клиенту может помочь ваш банк. Во всяком случае, такую услугу вы предлагаете. В чем она заключается?
Мы советуем нашим клиентам не бояться декларировать доходы и платить налоги, потому что многие относятся к этому спустя рукава. Есть декларации, которые мы готовим и подаем за клиента с 1993 года. А я, например, подаю декларацию с 1997 года, они хранятся у меня в отдельной папке со всеми справками – случись что, я достаю папку, и вся моя история ясна. Кроме того, декларация – один из шагов к интеграции в западное пространство. Если клиент захочет приобрести на Лазурном Берегу дом, ему лучше сделать это с помощью ипотечного кредита, чтобы не платить налог на роскошь, а для этого необходимо представить информацию об источниках дохода. Декларация в этом смысле самый лучший документ. А если ее нет, никто с вами дальше даже разговаривать не будет.
Среди ваших услуг есть программа по воспитанию наследников. Что вы предлагаете в ее рамках вашим клиентам?
Программу мы открыли с полугодового обучения младшей дочери нашего главного акционера Виктории Цветковой. Сейчас она работает в банке и обслуживает счета своей семьи. Мы также готовим программу ее выезда в следующем году в один из наших банков-партнеров, где есть подобная академия наследников. Точно такую же программу мы предлагаем всем богатым семьям, обслуживающимся в нашем family office. Все операции по управлению состоянием семьи, которые осуществляет персональный банкир, он будет делать вместе с наследником. Тот, в свою очередь, поступая на работу в банк на полгода, получает уникальный опыт, управляя собственным фамильным капиталом. Он принимает самостоятельные решения, фактически начинает выполнять роль частного банкира в семье. Разумеется, всей полноты власти у него нет и принципиально важные решения принимаются только после обсуждения с главой семьи. Но при этом наследник непосредственно вовлечен в процесс управления реальными деньгами – на практике, а не в рамках какой-то теоретической конструкции. Если до этого он знал о семейных деньгах что-то в пределах карточки, на которой всегда есть деньги, то теперь у него появляется представление, откуда берутся эти деньги, как они были заработаны, какие налоги с них уплачены и сколько вообще средств требуется на текущие расходы всей семьи.
Подобные программы доступны лишь для тех клиентов, готовых разместить в банке от миллиона долларов? Вы не спускаете эту планку, как делают в связи с кризисом многие компании на рынке?
Наша задача – не просто взять деньги. Мы оказываем клиенту сервис, за который и получаем вознаграждение. Поэтому в тех случаях, когда у клиента нет необходимой суммы, чтобы держать ее в банке, но он хотел бы получить доступ к нашим услугам, мы готовы пойти на встречу. Мы говорим: «Годовое обслуживание стоит 600 тыс. рублей. Если у вас нет миллиона долларов, но вы готовы заплатить 600 тыс. рублей, мы предоставим вам весь сервис классического private banking». Кроме того, мы поделили бизнес на четыре части. Первая – это услуги частного банкира (клиент либо размещает миллион, либо платит 600 тыс. за годовое обслуживание). Вторая – сервис юридических и налоговых консультаций в России и за рубежом, где у нас есть своя система тарифов, и клиент, не держа у нас миллион, может воспользоваться любой из этих услуг. Третья – family office, в рамках которого мы предлагаем услуги по структурированию семейного капитала, построению финансового плана, ведению консолидированной отчетности и т.д. Но даже если у клиента нет 20 млн или он пока не готов их размещать в банке, он может заказать одну из услуг family office, оплатив ее по определенному тарифу. И наконец, четвертое направление – lifestyle, в рамках которого мы помогаем с подбором недвижимости, организацией путешествий, праздников, в создании винных коллекций, собраний произведений искусства и т.п. За эти услуги мы не берем с клиентов ничего, зарабатывая на комиссии, которую нам платят партнеры. Причем, через нас клиенты зачастую получают услугу со скидкой – процентов на 10 дешевле, чем если бы обратились к компании-партнеру напрямую. Кроме того, наш lifestyle – это гарантия того, что клиент попадает в руки надежного, проверенного временем партнера. Именно такого качества услуги должен получать клиент индустрии private banking. И мы в условиях кризиса готовы быть гибкими, меняться, чтобы предложить ему максимально комфортный и качественный сервис.
«Изучение богатых россиян проливает свет на мысли глобальных элит»

После прочтения книги «Безумно богатые русские» у редакции WEALTH Navigator возникло немало дополнительных вопросов к автору. Элизабет Шимпфёссль любезно согласилась ответить на них во время пространного интервью.
Гений места Вятское

Вложить душу и миллиард рублей – вполне разумная плата за то, чтобы сделать в жизни что-то по-настоящему важное. Именно – поднять из руин историческое село в одном из красивейших районов российской глубинки, превратив его в музейно-фестивальную Мекку и один из важнейших туристических центров Ярославской области. Так, как это сделал гений этого места – основатель историко-культурного комплекса «Вятское», ярославский ученый и предприниматель Олег Жаров. В разговоре с Владимиром Волковым он рассказал, чем музей лучше пивной, о деревенском шике и как красота спасает мир.
Экономика и мозг

Разобраться в том, как мы принимаем решения, пытаются сразу несколько наук. Для крупных частных инвесторов комментарии ученых иногда могут оказаться важнее советов банкиров и управляющих. WEALTH Navigator узнал о состоянии дел в этой области у старшего научного сотрудника Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ Ксении Паниди. В интервью она рассказала, что такое «универсальный измеритель полезности», почему всем людям надо заниматься самонаблюдением, опасаться своих эмоций и помнить об «угоне внимания» и чем опасны иллюзии невозвратных потерь и дисконтирование будущего.
Великая драматургия капитала

Постановка режиссера Нади Кубайлат – моноспектакль. На сцене лишь один герой – явно чокнутый профессор, окруженный горой вещей, хламом товаров. Невротик, как и многие из нас, озабоченные капиталом. Профессор в блистательном исполнении актера Александра Николаева экзальтированно, но четко излагает тезисы Маркса. Зрителю смешно, но грустно и по нарастающей тревожно. Потому что этот одинокий невротический человек признается на сцене в своей тотальной товарности, которая стала в современном мире новой товарностью, сутью нашего бытия. О гуманизме и драматургии мышления Маркса, рекордном российском капитализме и глобальном противоречии между бухгалтерией и моралью мировой капиталистической системы в интервью Wealth Navigator поразмышлял соавтор сценического текста спектакля, писатель, убежденный марксист и левый интеллектуал Алексей Цветков.
Тест на стрессоустойчивость

Уходящий год стал для всех новой проверкой на стрессоустойчивость. Он принес множество перемен, к которым надо было адаптироваться в моменте. О том, как Росбанк и его клиенты пережили самый острый момент очередного кризиса, что изменилось после смены акционерной структуры банка, зачем токенизировать палладий, что даст ставка на средний бизнес, руководитель Rosbank L’Hermitage Private Banking Улан Илишкин рассказал в интервью Владимиру Волкову.
WEALTH Navigator Awards 2022: назван лучший банк для состоятельных клиентов

Вечером 19 декабря в Москве со сцены театра Et Cetera были объявлены победители WEALTH Navigator Awards 2022 – первой в России премии для лучших представителей индустрии частного банковского обслуживания, управления большими капиталами и смежных индустрий.
Инвестор в страховой оболочке

Пережив очередной сложный год, российская отрасль страхования жизни и ее клиенты демонстрируют недюжинную зрелость. Какой путь прошла компания «СберСтрахование жизни» вместе с отраслью за первые десять лет своей истории и почему новая десятилетка будет временем инвестиционно-страховых продуктов unit-linked и искусственного интеллекта, в интервью Владимиру Волкову рассказал руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбера, генеральный директор «СберСтрахования жизни» Игорь Кобзарь.
Оставить комментарий