Разумная диверсификация


Принято считать, что портфели любят активное управление. Для того чтобы из года в год приумножать свое богатство, состоятельные клиенты доверяют свои капиталы профессионалам финансового рынка, зная, что те диверсифицируют их инвестиции с учетом мельчайших деталей актуальной конъюнктуры рынков. Однако иногда, правильная в теории, диверсификация не всегда реализуема на практике, считает Александр Свешников.

12.10.2011




_mg_0159
Александр Свешников

начальник Управления VIP-продуктов и услуг банка ВТБ24, к.э.н.

К волатильности готов

Одна из ключевых задач, стоящая перед состоятельными людьми и их персональными менеджерами, – диверсификация портфеля в самом широком аспекте: между различными классами активов, между валютами, между банками и даже между юрисдикциями. Мы анализируем действия и предпочтения VIP-клиентов и видим, что в течение послед­них нестабильных месяцев (что было особенно заметно летом) они не производили серьезных движений по своим портфелям. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, структура капитала, сформированная ранее, отвечала сегодняшним ре­алиям, и большинству просто не понадобилось предпринимать активных действий. Во-вторых, валютный и фондовый рынки изменились слишком внезапно, и не все успели среагировать на это должным образом.

Сегодня волатильность по-прежнему высокая, и общее внимание сосредоточено на поиске новых идей и трендов. Оценивая настроения клиентов, можно заметить, что валютная структура портфелей с начала года претерпела незначительные изменения. Примечательно, кстати, что рубли стабильно занимают менее 40%. Валютные предпочтения изменялись в течение года между евро, долларом и швейцарским франком. Помимо основных валют мы стараемся предложить клиентам и альтернативные варианты. Так, в ближайшее время мы планируем внедрить вклады в китайских юанях – как показали опросы, у многих клиентов есть на них спрос, отчасти обусловленный курсовой устойчивостью этой валюты по отношению к доллару. Надеемся, что развитие отношений между Россией и КНР откроет для наших клиентов новые возможности, в том числе и в плане сбережений. С инвестиционной точки зрения анализ долгосрочной динамики курса показывает, что вложения в китайский юань могут рассматриваться как низкорискованные и подойдут многим консервативным клиентам.
На основе текущей ситуации стоит выделить три основных тенденции.

  • Поиск повышенной доходности, но не риска. С учетом относительно низких ставок вопрос доходности портфеля в целом выходит на первый план. Ситуация, характерная для западноевропейских банков, где часто доходность по средствам консервативных клиентов близка к нулю, отчасти актуальна и в России. Вместе с тем клиенты еще не готовы идти на значительный риск. В этой связи могут помочь комплексные продукты с гарантией капитала на понятные клиентам идеи.
  • Интерес к финансовым инструментам, позволяющим гибко управлять своими сбережениями (например, мультивалютные вклады). После кризиса многие клиенты начали больше времени уделять своим сбережениям, сократились инвестиционные горизонты, необходимо чаще принимать решения. Сама возможность изменить структуру портфеля сейчас ценится выше.
  • Неуменьшающийся интерес к активам в золоте и некоторых других драгоценных металлах. Золото притяги­вало людей всегда. А в нестабильные времена особенно. Только раньше это было наличное золото, а теперь обезличенные металлические счета.

Это не конечный перечень существующих трендов. Но ситуация меняется довольно динамично, и то, к чему мы наблюдаем интерес сегодня, может полностью потерять актуальность через месяц.

Стараниями банкира

Относительная стабильность клиентского поведения связана во многом и с деятельностью персонального финансового менеджера. Во время кризиса и после него можно было часто слышать от инвестиционных компаний то, что они вводят услугу advisory и персональных менеджеров, призванных консультировать клиентов. На рынке с понятным трендом такие услуги не требовались, так как инвесторы не запрашивали всестороннего анализа и подтверждения структуры своего портфеля. Одно из принципиальных отличий private banking состоит как раз в том, что у клиента вне зависимости от конъюнктуры рынка есть менеджер, всегда готовый проконсультировать его по широкому спектру финансовых вопросов. И в последнее время роль такого менеджера возросла. В первую очередь это связано с тем, что клиенты начали активнее анализировать ситуацию. Как следствие, повысился спрос на информационную поддержку: им нужно знать, что происходит на рынках, каковы ожидания аналитиков, какова рекомендуемая структура размещения. От советов менеджера зависит, насколько взвешенными окажутся действия клиентов. И это связано с еще одним отличием private banking – ориентацией на долгосрочные отношения, приоритетом длительного доверия над сиюминутной выгодой. Если нет уверенности в сохранности капитала, менеджер не будет советовать совершать активные действия, чтобы банк заработал на них комиссию.

Мы видим, что на фоне высокой волатильности рынков наши клиенты ищут наиболее выгодную структуру размещения, взвешивая и анализируя ситуацию совместно с персональными менеджерами. При этом на первый план выходят оперативность и точность прогнозов. На мой взгляд, эта услуга является наиболее при­оритетной в условиях нынешней волатильности – сейчас, как никогда раньше, они следят за новостями и нуждаются в профессиональном анализе, планируя будущую стратегию и не совершая поспешных действий.

Тем не менее VIP-клиенты, как известно, плохо вписываются в общую статистику. Все они имеют различные предпочтения, большинство из которых носят нестандартный характер. И здесь начинается тонкая работа персонального менеджера, которому необходимо понять аргументацию клиента: что стоит за его ожиданиями, на чем он основывает свои выводы и как все это соотносится с информацией аналитиков банка. Конечно, последнее слово всегда остается за владельцем капитала, но дело банкира – предостерегать его от неоправданного риска и давать советы профессионала, призванные заставить еще раз обдумать свои действия.

Если говорить о диверсификации между инструментами, то нашим клиентам по-прежнему наиболее интересны инструменты с фиксированной доход­ностью. Это неудивительно: если необходимо активное управление на фондовом рынке значительной частью его портфеля, то он, скорее всего, изначально пойдет не в банк, а в соответствующую управляющую компанию. Это не означает, что состоятельный человек не смог бы получить в банке данные услуги или что они были бы более низкого качества. Скорее, это связано с существующим разграничением в сознании клиента между профилями деятельности данных финансовых институтов.

Альтернативный взгляд на деньги

Среди недавних необычных идей для диверсификации портфеля можно выделить инвестиции в товарные активы – газ и, что еще интереснее, в свинину, на которые были выпущены соответствующие структурные продукты инвестиционным блоком Группы ВТБ. Идеи, к слову сказать, пользовались популярностью среди клиентов.

Говоря об альтернативных инвестициях в целом, следует отметить, что они по-прежнему играют очень небольшую роль в диверсификации портфеля, однако интерес к ним определенно есть. Часто к нестандартным финансовым инструментам прибегают клиенты, вовлеченные в тот или иной экзотический рынок и желающие на этом заработать. Они хорошо ориентируются в выбранном классе альтернативных активов, однако все равно нуждаются в помощи профессионалов и поэтому приходят к нам. Как правило, подобная тактика касается маленькой доли капитала инвестора, но позволяет добиться неплохой прибыльности, что в итоге дает результат выше среднего. Хотя, конечно, желающих рисковать ради лишних процентов – меньшинство. С учетом волатильности инвесторы стремятся избежать повышенных рисков и чаще вкладываются, скажем, в еврооблигации и те же валютные рынки.

Если суммировать все сказанное, то на данный момент изменения в диверсификации портфелей в общей массе клиентов происходят, но недостаточно многочисленные, чтобы повлиять на общую статистику.

Новые реалии

В любом случае все идеи диверсификации сейчас разумно строить на прогнозах, а не на констатации случившегося. Ведь все, что произошло ранее, уже нашло отражение в конкретных изменениях структуры портфелей. А в среднесрочной перспективе в глобальном масштабе можно ожидать, что ситуация большого количества ликвидности по низким ставкам постепенно начнет меняться, конкуренция за средства клиентов только усилится. В России дополнительным событием, которое может повлиять на поведение инвесторов, станут президентские выборы. С учетом всех этих факторов удержание существующих клиентов и привлечение новых будет приоритетной и сложной задачей любого private banking, как российского, так и зарубежного. Недолго длившийся период «рынка банков» постепенно может смениться «рынком клиентов», когда у них (особенно у крупных) появится гораздо больше возможностей торговаться с финансовыми институтами об условиях обслуживания.

Атлас



12.10.2011

Источник: SPEAR’S Russia

Комментарии (7)

Anonymous 13.10.2011 01:33

Суетиться не стоит, вот в чем

Time_to_live 13.10.2011 01:32

Анонимус,

в чем, позвольте узнать?

Anonymous 13.10.2011 01:32

Строго говоря, Алексей прав

Time_to_live 13.10.2011 01:25

Друзья, я не понимаю, отчего вы так несерьезны?
Тема важная, позиция Свешникова, имхо, спорная. Я лично за то, чтобы диверсификация сейчас была более решительная, а не вялотекущая, пассивная, как описано выше. Тем не менее, товарищ из втб производит адекватное впечатление, этого не отнять...

vasya 12.10.2011 14:54

ха-ха-ха

Vasco Da Gama 12.10.2011 14:04

да кому нужна эта диверсификация?

mega 12.10.2011 13:58

все правильно говорит


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз