Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/razumnaya-diversifikatsiya
Дата публикации
12.10.2011
Рубрики:
Колонки
Напечатать страницу
начальник Управления VIP-продуктов и услуг банка ВТБ24, к.э.н.
Одна из ключевых задач, стоящая перед состоятельными людьми и их персональными менеджерами, – диверсификация портфеля в самом широком аспекте: между различными классами активов, между валютами, между банками и даже между юрисдикциями. Мы анализируем действия и предпочтения VIP-клиентов и видим, что в течение последних нестабильных месяцев (что было особенно заметно летом) они не производили серьезных движений по своим портфелям. Это можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, структура капитала, сформированная ранее, отвечала сегодняшним реалиям, и большинству просто не понадобилось предпринимать активных действий. Во-вторых, валютный и фондовый рынки изменились слишком внезапно, и не все успели среагировать на это должным образом.
Сегодня волатильность по-прежнему высокая, и общее внимание сосредоточено на поиске новых идей и трендов. Оценивая настроения клиентов, можно заметить, что валютная структура портфелей с начала года претерпела незначительные изменения. Примечательно, кстати, что рубли стабильно занимают менее 40%. Валютные предпочтения изменялись в течение года между евро, долларом и швейцарским франком. Помимо основных валют мы стараемся предложить клиентам и альтернативные варианты. Так, в ближайшее время мы планируем внедрить вклады в китайских юанях – как показали опросы, у многих клиентов есть на них спрос, отчасти обусловленный курсовой устойчивостью этой валюты по отношению к доллару. Надеемся, что развитие отношений между Россией и КНР откроет для наших клиентов новые возможности, в том числе и в плане сбережений. С инвестиционной точки зрения анализ долгосрочной динамики курса показывает, что вложения в китайский юань могут рассматриваться как низкорискованные и подойдут многим консервативным клиентам.
На основе текущей ситуации стоит выделить три основных тенденции.
Это не конечный перечень существующих трендов. Но ситуация меняется довольно динамично, и то, к чему мы наблюдаем интерес сегодня, может полностью потерять актуальность через месяц.
Относительная стабильность клиентского поведения связана во многом и с деятельностью персонального финансового менеджера. Во время кризиса и после него можно было часто слышать от инвестиционных компаний то, что они вводят услугу advisory и персональных менеджеров, призванных консультировать клиентов. На рынке с понятным трендом такие услуги не требовались, так как инвесторы не запрашивали всестороннего анализа и подтверждения структуры своего портфеля. Одно из принципиальных отличий private banking состоит как раз в том, что у клиента вне зависимости от конъюнктуры рынка есть менеджер, всегда готовый проконсультировать его по широкому спектру финансовых вопросов. И в последнее время роль такого менеджера возросла. В первую очередь это связано с тем, что клиенты начали активнее анализировать ситуацию. Как следствие, повысился спрос на информационную поддержку: им нужно знать, что происходит на рынках, каковы ожидания аналитиков, какова рекомендуемая структура размещения. От советов менеджера зависит, насколько взвешенными окажутся действия клиентов. И это связано с еще одним отличием private banking – ориентацией на долгосрочные отношения, приоритетом длительного доверия над сиюминутной выгодой. Если нет уверенности в сохранности капитала, менеджер не будет советовать совершать активные действия, чтобы банк заработал на них комиссию.
Мы видим, что на фоне высокой волатильности рынков наши клиенты ищут наиболее выгодную структуру размещения, взвешивая и анализируя ситуацию совместно с персональными менеджерами. При этом на первый план выходят оперативность и точность прогнозов. На мой взгляд, эта услуга является наиболее приоритетной в условиях нынешней волатильности – сейчас, как никогда раньше, они следят за новостями и нуждаются в профессиональном анализе, планируя будущую стратегию и не совершая поспешных действий.
Тем не менее VIP-клиенты, как известно, плохо вписываются в общую статистику. Все они имеют различные предпочтения, большинство из которых носят нестандартный характер. И здесь начинается тонкая работа персонального менеджера, которому необходимо понять аргументацию клиента: что стоит за его ожиданиями, на чем он основывает свои выводы и как все это соотносится с информацией аналитиков банка. Конечно, последнее слово всегда остается за владельцем капитала, но дело банкира – предостерегать его от неоправданного риска и давать советы профессионала, призванные заставить еще раз обдумать свои действия.
Если говорить о диверсификации между инструментами, то нашим клиентам по-прежнему наиболее интересны инструменты с фиксированной доходностью. Это неудивительно: если необходимо активное управление на фондовом рынке значительной частью его портфеля, то он, скорее всего, изначально пойдет не в банк, а в соответствующую управляющую компанию. Это не означает, что состоятельный человек не смог бы получить в банке данные услуги или что они были бы более низкого качества. Скорее, это связано с существующим разграничением в сознании клиента между профилями деятельности данных финансовых институтов.
Среди недавних необычных идей для диверсификации портфеля можно выделить инвестиции в товарные активы – газ и, что еще интереснее, в свинину, на которые были выпущены соответствующие структурные продукты инвестиционным блоком Группы ВТБ. Идеи, к слову сказать, пользовались популярностью среди клиентов.
Говоря об альтернативных инвестициях в целом, следует отметить, что они по-прежнему играют очень небольшую роль в диверсификации портфеля, однако интерес к ним определенно есть. Часто к нестандартным финансовым инструментам прибегают клиенты, вовлеченные в тот или иной экзотический рынок и желающие на этом заработать. Они хорошо ориентируются в выбранном классе альтернативных активов, однако все равно нуждаются в помощи профессионалов и поэтому приходят к нам. Как правило, подобная тактика касается маленькой доли капитала инвестора, но позволяет добиться неплохой прибыльности, что в итоге дает результат выше среднего. Хотя, конечно, желающих рисковать ради лишних процентов – меньшинство. С учетом волатильности инвесторы стремятся избежать повышенных рисков и чаще вкладываются, скажем, в еврооблигации и те же валютные рынки.
Если суммировать все сказанное, то на данный момент изменения в диверсификации портфелей в общей массе клиентов происходят, но недостаточно многочисленные, чтобы повлиять на общую статистику.
В любом случае все идеи диверсификации сейчас разумно строить на прогнозах, а не на констатации случившегося. Ведь все, что произошло ранее, уже нашло отражение в конкретных изменениях структуры портфелей. А в среднесрочной перспективе в глобальном масштабе можно ожидать, что ситуация большого количества ликвидности по низким ставкам постепенно начнет меняться, конкуренция за средства клиентов только усилится. В России дополнительным событием, которое может повлиять на поведение инвесторов, станут президентские выборы. С учетом всех этих факторов удержание существующих клиентов и привлечение новых будет приоритетной и сложной задачей любого private banking, как российского, так и зарубежного. Недолго длившийся период «рынка банков» постепенно может смениться «рынком клиентов», когда у них (особенно у крупных) появится гораздо больше возможностей торговаться с финансовыми институтами об условиях обслуживания.
Источник: SPEAR’S Russia