Прозрачность 3.0


Второй этап амнистии капиталов, успешно завершенный в марте нынешнего года, свидетельствует: спрос на прозрачность есть не только состороны регулятора, но и со стороны бизнеса. Цель амнистии 3.0 остается прежней – создание условий для легализации бизнеса и сокращения теневой экономики. Существует ли идеальная модель амнистии капиталов? Мировой опыт показывает, что скорее нет: каждое государство решает вопрос по-своему.

28.05.2019




Давайте точечно ознакомимся с мировым опытом проведения амнистии капиталов и попробуем сделать некоторые выводы.

Искренне ваши

Амнистия капиталов зародилась в Западной Европе. По мнению ученых, впервые она была реализована в Швейцарии, амнистировавшей банковские депозиты и капиталы Третьего рейха. Результатом кампании стало укрепление банковской системы страны.

Ничуть не менее интересный опыт есть у Италии. В этой стране кампания по амнистии капиталов проводилась почти каждые два года. В 2001–2002 годах Рим провел одну из самых значимых в мировой практике экономических амнистий, выявив и устранив причины оттока капиталов и уклонения от уплаты налогов. Взамен на участие в программе налоговые органы выдавали специальные сертификаты с гарантиями освобождения лица от налоговой ответственности и в отношении источников приобретения активов. Гарантировалась и полная конфиденциальность перед налоговыми и другими государственными органами.

Одновременно с амнистией были ужесточены меры ответственности за нарушение налогового законодательства: до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества составлял от 250 до 2000 евро, после – от 5 до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму. В результате только за первые два месяца в Италию вернулся капитал в размере 61 млрд евро, а налоговые сборы составили 24 млрд евро.

Еще один пример удачной амнистии – Ирландия (в 1988 году). Здесь она длилась 10 месяцев и  ограничилась уплатой задолженностей по подоходному налогу без применения санкций. В итоге в бюджет поступило 1,5 млрд долларов.

Считается, что два этих кейса стали успешными, возможно, в том числе благодаря тому, что граждане поверили в искренние намерения государства вернуть активы в страну без включения участвующих в амнистии лиц в черные списки и без применения к ним каких-либо санкций.

Чужие ошибки

Конечно, не все так радужно. Опыт других стран показывает, что регулярные амнистии капитала могут привести к потенциальным «запланированным правонарушениям» со стороны законопослушных граждан. К примеру, в амнистиях, которые проводились в Индии и в Аргентине (21 раз), участвовала одна и та же группа людей. Ожидание новой волны амнистии в будущем может снизить общий уровень налоговой дисциплины в стране, что противоречит основной цели налоговой политики государства.

В Бангладеш амнистию проводили 18 раз, экономический эффект этих кампаний оказался крайне негативным. Участники получали гарантии со стороны государства в отношении всех своих активов, даже если задекларировали только 1% капитала. При этом сборы в казну не увеличились.
Индия провела амнистию 11 раз. В 1997 году процесс охватил 350 тыс. участников, по ее результатам темпы прироста ВВП в стране составили 3,6% (в предшествующие пять лет – 3%). В те же годы был подан судебный иск о том, что принципы амнистии ущемляют права законопослушных граждан, после чего Верховный суд Индии запретил проводить кампании по амнистии капитала. Тем не менее эта практика возобновилась, и амнистия 2016 года принесла в бюджет около 4 млрд долларов (хотя и охватила всего 64 тыс. человек).

Эти примеры позволяют сформулировать первые выводы. Программа по амнистии капиталов не должна быть 1) слишком длительной по сроку, так как это подрывает доверие к правительству, и 2) регулярной, иначе это вызовет негодование со стороны законопослушных граждан и создаст возможность планирования правонарушений с целью их дальнейшего «амнистирования».

Другими негативными сторонами амнистии капиталов становятся «поощрение нарушителей налоговой дисциплины» в стране и косвенное ущемление интересов граждан, которые своевременно привели свою отчетность в соответствие с требованиями законодательства. Многие страны также подсчитывают «потери» по результатам амнистии, то есть сумму налоговых и штрафных платежей, которые должны были попасть в  бюджет при обнаружении правонарушений вне рамок амнистии.

Свой путь

Третий этап амнистии капиталов в России, который продлится до 1 марта 2020 года, отличается от двух предыдущих необходимостью репатриации активов для получения гарантий со стороны государства. По разным оценкам, активы россиян в офшорных юрисдикциях могут составлять от 300 млрд до 1 трлн долларов. И если целью всей кампании объявлена репатриация зарубежных капиталов в реальные секторы экономики, то оценить ее успех будет очень просто.

В первом этапе амнистии капиталов участвовало всего 7200 человек. Итоги второго этапа, который завершился 28 февраля 2019 года, пока не подведены, но по предварительным оценкам юридических и консалтинговых компаний явка была существенно выше. Это говорит о  повышении доверия граждан к власти. Во втором этапе были учтены недочеты первого и увеличен список гарантий. Как и в прошлый раз, ни возвращать капитал в Россию, ни платить налог с него не нужно – достаточно сообщить о деньгах и  активах ФНС. Но теперь задекларировать можно не только открытые, но изакрытые до 1 марта банковские счета: по ним нельзя привлечь к ответственности ни за налоговые, ни за валютные нарушения. С репатриированного в  Россию капитала не пришлось платить налог на прибыль или НДФЛ, как и при ликвидации контролируемых иностранных компаний (КИК).

Сдерживающим фактором для некоторых наших соотечественников становится страх включения в «черные списки» и применения к ним дальнейших санкций, но, как показывает практика, власти не намерены использовать информацию, полученную в рамках кампании по амнистии капиталов против декларантов, скорее государство пытается оказать поддержку своим гражданам в условиях общемировой тенденции расширения санкций против россиян.

В последнее время в СМИ появляется информация об общей сумме задекларированных активов: 10 млрд евро. На мой взгляд, со стороны прессы не совсем корректно заявлять, что «участники раскрыли всего лишь 1–4% зарубежных активов», поскольку не все эти суммы являются нераскрытыми. Ведь с появлением правил о КИК многие российские налоговые резиденты своевременно задекларировали свои иностранные компании и подстроили все механизмы так, чтобы соответствовать требованиям российского законодательства. Теперь у них просто нет необходимости участвовать в амнистии. К тому же приток капитала в Россию значительно увеличился за счет того, что декларанты, получив гарантии от государства в отношении иностранных активов, сегодня готовы начать «жизнь с чистого листа» в  условиях налоговой прозрачности.

Исходя из мирового опыта проведения кампании по амнистии капиталов, напрашивается вывод о невозможности планирования идеальной амнистии. «Подсмотреть» все положительные и отрицательные стороны у соседних стран и учесть чужие ошибки недостаточно. И России, как и всем остальным государствам, придется ориентироваться не только на свою экономико-юридическую механику, но и на потребности сегодняшнего общества.

Лия Круглова – советник Sberbank Private Banking



28.05.2019


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз