Прозрачность 3.0
Второй этап амнистии капиталов, успешно завершенный в марте нынешнего года, свидетельствует: спрос на прозрачность есть не только состороны регулятора, но и со стороны бизнеса. Цель амнистии 3.0 остается прежней – создание условий для легализации бизнеса и сокращения теневой экономики. Существует ли идеальная модель амнистии капиталов? Мировой опыт показывает, что скорее нет: каждое государство решает вопрос по-своему.
Давайте точечно ознакомимся с мировым опытом проведения амнистии капиталов и попробуем сделать некоторые выводы.
Искренне ваши
Амнистия капиталов зародилась в Западной Европе. По мнению ученых, впервые она была реализована в Швейцарии, амнистировавшей банковские депозиты и капиталы Третьего рейха. Результатом кампании стало укрепление банковской системы страны.
Ничуть не менее интересный опыт есть у Италии. В этой стране кампания по амнистии капиталов проводилась почти каждые два года. В 2001–2002 годах Рим провел одну из самых значимых в мировой практике экономических амнистий, выявив и устранив причины оттока капиталов и уклонения от уплаты налогов. Взамен на участие в программе налоговые органы выдавали специальные сертификаты с гарантиями освобождения лица от налоговой ответственности и в отношении источников приобретения активов. Гарантировалась и полная конфиденциальность перед налоговыми и другими государственными органами.
Одновременно с амнистией были ужесточены меры ответственности за нарушение налогового законодательства: до амнистии штраф за сокрытие капитала или имущества составлял от 250 до 2000 евро, после – от 5 до 25% от суммы сокрытых средств плюс конфискация имущества на такую же сумму. В результате только за первые два месяца в Италию вернулся капитал в размере 61 млрд евро, а налоговые сборы составили 24 млрд евро.
Еще один пример удачной амнистии – Ирландия (в 1988 году). Здесь она длилась 10 месяцев и ограничилась уплатой задолженностей по подоходному налогу без применения санкций. В итоге в бюджет поступило 1,5 млрд долларов.
Считается, что два этих кейса стали успешными, возможно, в том числе благодаря тому, что граждане поверили в искренние намерения государства вернуть активы в страну без включения участвующих в амнистии лиц в черные списки и без применения к ним каких-либо санкций.
Чужие ошибки
Конечно, не все так радужно. Опыт других стран показывает, что регулярные амнистии капитала могут привести к потенциальным «запланированным правонарушениям» со стороны законопослушных граждан. К примеру, в амнистиях, которые проводились в Индии и в Аргентине (21 раз), участвовала одна и та же группа людей. Ожидание новой волны амнистии в будущем может снизить общий уровень налоговой дисциплины в стране, что противоречит основной цели налоговой политики государства.
В Бангладеш амнистию проводили 18 раз, экономический эффект этих кампаний оказался крайне негативным. Участники получали гарантии со стороны государства в отношении всех своих активов, даже если задекларировали только 1% капитала. При этом сборы в казну не увеличились.
Индия провела амнистию 11 раз. В 1997 году процесс охватил 350 тыс. участников, по ее результатам темпы прироста ВВП в стране составили 3,6% (в предшествующие пять лет – 3%). В те же годы был подан судебный иск о том, что принципы амнистии ущемляют права законопослушных граждан, после чего Верховный суд Индии запретил проводить кампании по амнистии капитала. Тем не менее эта практика возобновилась, и амнистия 2016 года принесла в бюджет около 4 млрд долларов (хотя и охватила всего 64 тыс. человек).
Эти примеры позволяют сформулировать первые выводы. Программа по амнистии капиталов не должна быть 1) слишком длительной по сроку, так как это подрывает доверие к правительству, и 2) регулярной, иначе это вызовет негодование со стороны законопослушных граждан и создаст возможность планирования правонарушений с целью их дальнейшего «амнистирования».
Другими негативными сторонами амнистии капиталов становятся «поощрение нарушителей налоговой дисциплины» в стране и косвенное ущемление интересов граждан, которые своевременно привели свою отчетность в соответствие с требованиями законодательства. Многие страны также подсчитывают «потери» по результатам амнистии, то есть сумму налоговых и штрафных платежей, которые должны были попасть в бюджет при обнаружении правонарушений вне рамок амнистии.
Свой путь
Третий этап амнистии капиталов в России, который продлится до 1 марта 2020 года, отличается от двух предыдущих необходимостью репатриации активов для получения гарантий со стороны государства. По разным оценкам, активы россиян в офшорных юрисдикциях могут составлять от 300 млрд до 1 трлн долларов. И если целью всей кампании объявлена репатриация зарубежных капиталов в реальные секторы экономики, то оценить ее успех будет очень просто.
В первом этапе амнистии капиталов участвовало всего 7200 человек. Итоги второго этапа, который завершился 28 февраля 2019 года, пока не подведены, но по предварительным оценкам юридических и консалтинговых компаний явка была существенно выше. Это говорит о повышении доверия граждан к власти. Во втором этапе были учтены недочеты первого и увеличен список гарантий. Как и в прошлый раз, ни возвращать капитал в Россию, ни платить налог с него не нужно – достаточно сообщить о деньгах и активах ФНС. Но теперь задекларировать можно не только открытые, но изакрытые до 1 марта банковские счета: по ним нельзя привлечь к ответственности ни за налоговые, ни за валютные нарушения. С репатриированного в Россию капитала не пришлось платить налог на прибыль или НДФЛ, как и при ликвидации контролируемых иностранных компаний (КИК).
Сдерживающим фактором для некоторых наших соотечественников становится страх включения в «черные списки» и применения к ним дальнейших санкций, но, как показывает практика, власти не намерены использовать информацию, полученную в рамках кампании по амнистии капиталов против декларантов, скорее государство пытается оказать поддержку своим гражданам в условиях общемировой тенденции расширения санкций против россиян.
В последнее время в СМИ появляется информация об общей сумме задекларированных активов: 10 млрд евро. На мой взгляд, со стороны прессы не совсем корректно заявлять, что «участники раскрыли всего лишь 1–4% зарубежных активов», поскольку не все эти суммы являются нераскрытыми. Ведь с появлением правил о КИК многие российские налоговые резиденты своевременно задекларировали свои иностранные компании и подстроили все механизмы так, чтобы соответствовать требованиям российского законодательства. Теперь у них просто нет необходимости участвовать в амнистии. К тому же приток капитала в Россию значительно увеличился за счет того, что декларанты, получив гарантии от государства в отношении иностранных активов, сегодня готовы начать «жизнь с чистого листа» в условиях налоговой прозрачности.
Исходя из мирового опыта проведения кампании по амнистии капиталов, напрашивается вывод о невозможности планирования идеальной амнистии. «Подсмотреть» все положительные и отрицательные стороны у соседних стран и учесть чужие ошибки недостаточно. И России, как и всем остальным государствам, придется ориентироваться не только на свою экономико-юридическую механику, но и на потребности сегодняшнего общества.
Лия Круглова – советник Sberbank Private Banking
Дом отдыха
По оценкам ООН, к 2050 году 25% населения Земли пересечет 60-летний рубеж, при этом доля тех, кому больше 80, утроится и достигнет 425 млн. Дома престарелых, жизненно необходимые для стремительно стареющего населения, являются тем самым типом недвижимости, который может оказаться в наибольшем выигрыше.
Оценка за поведение
Чтобы сформировать клиентский портфель инвестиций, который в дальнейшем не разочарует в любых превратностях рынка, банкиру стоит учесть поведенческие особенности своего клиента. Именно с этой целью Sberbank Private Banking встраивает в свою новую модель риск-профилирования новейшие методики поведенческих финансов.
Большие перемены
Индустрия управления крупным частным капиталом проживает интересную трансформацию. Многие тренды наметились относительно давно, но под влиянием катализаторов (политические события, новые технологии, законодательные инициативы) преображаются или получают новую жизнь. Для частных банков очень важно не только определять эти тренды, но и предсказывать их для того, чтобы вносить корректировки в свои бизнес-модели. Это необходимо, чтобы понять, каким образом создавать лучший клиентский опыт.
Оставить комментарий