От отцов к детям
Евгения Шамис – о наследовании бизнеса, неизбежности поколенческих конфликтов и способах их смягчения.
Каждое поколение по-своему видит общественные и семейные ценности, каждое выстраивает свою иерархию важного и правильного не так, как это делало предыдущее. Отсюда все конфликты отцов и детей, осмыслить которые пытались еще со времен Древнего Египта.
Теория поколений говорит нам, что первостепенное значение в формировании этих ценностей и мировосприятия как такового играют экономическая ситуация в стране, социально-культурный фон и события, происходившие от рождения до 10 лет. Сверстники, разделившие сходный опыт, образуют поколенческую общность и в каком-то смысле обрекают себя на более-менее единую судьбу. Они будут понятны друг другу, потому что думают и ведут себя примерно одинаково.
Хорошо это или плохо, но поколенческие ценности формируются один раз и остаются навсегда, что не мешает родителям и детям общаться и договариваться друг с другом. И все же конфликты между ними неизбежны, они заложены в самой природе вещей.
Жесткие люди, которые не разговаривали про бизнес
«Отцы», сформировавшие свой капитал в 1990-е и теперь готовящиеся передать его по наследству, – это поколение беби-бумеров или переходных беби-бумеров–Х. Общим для них, людей, рожденных в 50–60-е годы прошлого века, можно признать умение быть жесткими. Они легко отдают приказы и общаются лозунгами, что, безусловно, помогло им создать свои огромные состояния. Но у них нет культуры семейных разговоров про бизнес, которые стали так важны сегодня, когда им надо готовить преемников. Разумеется, подобные качества отцов – серьезный вызов для поколения Х (рожденных в 1970-е) и пограничных Х-миллениалов.
Взросление и возвышение беби-бумеров пришлось на сложное и неоднозначное время, и многие из них хотели для своих детей совсем другой жизни. Поэтому некоторые наследники не только не испытывали подобных трудностей, они даже не знали, в каких условиях создавались бизнесы, что стояло за капиталами, которые когда-нибудь им достанутся. Родители не обсуждали деловые вопросы за семейными ужинами и, в общем, не умели этого делать.
Сейчас ситуация меняется. Во-первых, родители в богатых семьях стали осознавать, что они не понимают, как и о чем разговаривать с детьми, когда дело касается очень серьезных вопросов, бизнеса и его развития. Им и хочется про это говорить, но не хватает практики, как именно обсуждать сложные вопросы и свои ожидания от детей. Они переживают одновременно и за наследников, и за бизнес, хотят, чтобы он развивался и после них. И очень не спеша начинают сложные, но важные разговоры. Во-вторых, многие пытаются преодолеть свою слабость и готовы учиться общаться (в конце концов, это нужно для дела). Те же, у кого дети еще не выросли, начинают говорить с ними о деньгах и работе уже с садика и первых классов школы.
Главные страхи
Если с детьми-иксами беби-бумеры поговорить не успели, то с миллениумами это получается. Однако их отличительная особенность состоит в том, что они больше заявляют о своих намерениях, но не делают на практике достаточно. Очевидно, что родители, видя такое не совсем трепетное отношение к делу своей жизни, испытывают страх и раздражение.
Важно, что заявления «давай сядем и быстро разберемся, что делать» здесь не сработают. Сложным вопросам нужно уделить больше времени.
О многих подводных камнях межпоколенческого общения можно догадаться заранее. Например, не очень просто приходится родителям пограничного поколения Х-миллениум (рожденных в 1980-е), тем, у кого сейчас маленькие дети и дети-подростки. Эти люди сейчас активно вовлечены в политику и крупный бизнес. В целом ряде регионов России работают губернаторы как раз из этого поколения. Они достаточно жесткие, прямые и требуют все упрощать, сводить к трем-пяти пунктам.
Более терпеливый диалог выстраивается у родителей с детьми, рожденными начиная с 1999–2000 годов. Это пограничное поколение YZ и поколение Z.
У нынешних детей, поколения Z, амбиции помимо бизнеса и карьеры включают науку и искусство.
Однако всем будет полезно понять, что боятся обе стороны. Главный страх «отцов» – потерять компанию. «Страшно, что дело, в которое я столько вложил, будет убито неграмотными действиями, что будут сделаны непоправимые ошибки, из-за которых бизнес очень быстро развалится. Не хочется увидеть это своими глазами», – говорят они.
Другой страх – почувствовать себя не у дел. Людям, которые долгие годы были президентами, председателями советов директоров, а главное – активными собственниками, страшно отойти в сторону.
Один из больших страхов младшего поколения – остаться в тени своих «великих» родителей. Они заранее ждут и заранее переживают из-за того, что их станут сравнивать с отцом или дедом и критиковать.
Со стороны видно, что и старшие, и младшие в этом разговоре забывают прояснить свою позицию. Дети, даже если они взрослые, могли бы сказать, что, несмотря на озабоченность вопросами планетарного масштаба, они тоже думают про цифры и процессы внутри компании (но, может быть, недооценивают их важность). И тут сам собой напрашивается разговор о сути бизнеса и о его механике.
А беби-бумеры могли бы объяснить, как выглядит преемственность с их стороны, и дать понять, почему им важно, чтобы наследник где-то еще поучился. Миллениалы – единственное поколение, которое не очень представляет траекторию своего долгосрочного развития. И, конечно, будущее, в котором человек рано или поздно возглавит большой бизнес, заслуживает обстоятельных разговоров.
Отладка диалога
В любом бизнесе, а в семейном особенно, кардинально важной вещью становится доверие. Но механизм его формирования у каждого поколения свой.
У беби-бумеров доверие вызывают победы. Им важны не просто хорошие, а выдающиеся результаты, которые потом необходимо отпраздновать вместе с семьей.
Для поколения Х доверие – это длинный разговор по душам (что справедливо и для беби-бумеров-Х; 1961–1967 годов рождения), обсуждение сложных и глубоких моментов. Им важно обсуждать самые разные вещи и делиться тем, что можно рассказать только близким.
Миллениалы проникаются доверием к убедительным свидетельствам успеха, но если беби-бумеры охотно о нем рассказывают, то рожденные в 1961–1967 годах и особенно в 1970–80-е годы обычно предпочитают молчать о своих достижениях.
Поколению Z важнее удобство, научные доказательства и взрослые доводы с детства. Они хотят, чтобы человек озвучивал свою позицию, но при этом выслушивал другое мнение и не требовал во всем и полностью принять его сторону.
И, наверное, это пожелание можно адресовать всем возрастным группам, потому что без честного проговаривания своих страхов, надежд и мыслей добиться понимания и доверия будет невозможно. Пока же мы видим, что отцам и детям зачастую сложно договориться даже о простых вещах, а беседы о бизнесе с родными людьми вообще не позволяют отключиться от эмоций.
Если же наладить диалог самостоятельно не получается, нужны медиаторы – квалифицированные посредники, которые выступают в роли третейского судьи. Это могут быть члены семьи, если они умеют держать нейтралитет и вызывают доверие у всех сторон. Если нет, то лучше прибегнуть к помощи профессионала.
Все возникающие договоренности важно записывать, что довольно непривычно и может поначалу вызвать отторжение. Но лучше заранее принять тот факт, что семейные переговоры гораздо сложнее, чем любые другие. Потому что в этой ситуации вам вдруг приходится отступить от привычных ролей и отношений родитель – ребенок и взять на себя новую ответственность или, наоборот, передать ее.
Если же возраст наследников еще позволяет, то практиковать навык доверительных разговоров, навык понимания того, что именно стоит за словами родных и близких людей, нужно начинать как можно раньше. Во всяком случае, это научит родителей замечать те точки, в которых зарождается типичный поколенческий конфликт, что сэкономит много времени и нервов в будущем.
Евгения Шамис, основатель исследовательского центра RuGenerations, соавтор трилогии (с Евгением Никоновым) «В семье не без Миллениума. Что делать поколению, которое меняет мир», «Теория поколений: Необыкновенный Икс», «Теория поколений: Стратегия Беби-бумеров».
Источник: Sber Private Banking Outlook 2022
Свободу перемещения вписали в Индекс
Специализирующаяся на инвестиционной миграции компания Henley & Partners представила свежую версию своего Индекса паспортов, основанного на данных Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Парадоксы российского паспорта, причины взлета в рейтинге ОАЭ и прочие ключевые моменты доклада по просьбе WEALTH Navigator прокомментировал Якопо Замбони.
Налоговые приключения российских денег за границей
Александр Непомнящий – о растущей налоговой чистоплотности россиян как неожиданном последствии турбулентности последних лет.
Не взлетим, так поплаваем
Эксперты Всемирного экономического форума назвали основные риски для человечества на ближайшее десятилетие. Список широк, но при этом предсказуем: от роста геополитической напряженности, способной обернуться катастрофическими последствиями для всего мира, до сильных наводнений, засухи и прочих спутников изменения климата. Главным глобальным риском ближайших двух лет аналитики ВЭФ называют проблему генерируемой искусственным интеллектом дезинформации.
Экономика ИИ
Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.
2021: удивительный год
Космический туризм, метавселенная как цифровая модель мира, с одной стороны, и продолжение пандемии и связанных с ней ограничений – с другой. В 2021-м мы расширяли границы нашего мира из ограниченного пространства наших домов. Не менее парадоксально складывалась и ситуация в экономике. 2021-й стал годом рекордов в очень многих областях: от цен на газ до инфляционных колебаний и товарных дефицитов. Но главное, после кризисного 2020-го он позволил мировой экономике вдохнуть полной грудью и начать восстанавливаться.
Экономический обзор
Аналитическая команда Sber Private Banking – Игорь Каграманян, Юлия Гапон и Владислав Баканов – анализирует главные события экономики и рынков уходящего 2021 года и знакомит с прогнозами и ожиданиями от приближающегося 2022-го.
Оставить комментарий