Эксклюзив на фондовом рынке
Дмитрий Кипа и Никита Селиванов объясняют природу «спроса на люкс» среди инвесторов и советуют им поторопиться: ближайшее интересное событие – IPO Ferrari.
Дмитрий Кипа
Руководитель аналитического отдела QB Finance
Количество состоятельных людей растет высокими темпами. В 2013 году число долларовых миллионеров достигло 16,3 млн, увеличившись с 2008 года на 90%. Причем наибольший прирост богатых заметен в азиатских и арабских странах. Например, в Китае количество долларовых миллионеров подскочило всего за год на 60% – до 2,4 млн. На фоне столь стремительного роста числа состоятельных жителей планеты и продолжающегося восстановления мировой экономики сектор по производству товаров класса люкс остается востребованным со стороны крупного капитала. С пика финансового кризиса 2008 года инвесторы быстро разогнали цены на акции производителей предметов роскоши. Так, котировки швейцарской компании Richemont SA увеличились на 372%, а французских LVMH и Kering – на 230 и 325% соответственно. Однако из-за существенной консолидации в отрасли и высокой доли частных компаний у инвесторов редко появляется шанс вложить свои средства в какого-либо публичного производителя предметов роскоши. IPO в секторе случаются нечасто, и в связи с такой «ограниченностью предложения» инвесторы зачастую предъявляют ажиотажный спрос на акции корпораций индустрии роскоши в случае новых размещений.
Неизбежная консолидация
В сфере товаров класса люкс происходят две параллельные тенденции. С одной стороны, это консолидация активов в руках крупнейших корпораций. А с другой – «борьба за независимость» некоторых производителей предметов роскоши, что пытаются не допустить враждебного поглощения гигантскими корпорациями. Недавно победу в такой борьбе одержал культовый производитель сумок Hermès, который после четырех лет судебных разбирательств смог оспорить методы, позволившие LVMH нарастить свою долю в Hermès до 23% без ведома последнего. Однако не все компании готовы так яростно бороться за свою независимость: например, в 2011 году семья Булгари продала свою долю в итальянской ювелирной компании Bvlgari французскому конгломерату LVMH за 5,2 млрд долларов, что стало крупнейшей сделкой в секторе за последние несколько лет.
Мы считаем, что процесс консолидации в данной отрасли продолжится: конгломератам легче управлять мировыми брендами, так как их значительные денежные средства позволяют финансировать масштабные рекламные кампании и выводить приобретенные бренды на новые рынки. Облегчается также дистрибуция: конгломераты могут экономить на логистике и реализовывать продукцию через собственные торговые сети. На этом фоне инвестиционно-привлекательными выглядят те производители товаров роскоши, которые еще не входят в крупный конгломерат или планируют выделиться из него. IPO модных домов последние несколько лет были очень успешными во многом из-за того, что они происходят настолько редко, и потому моментально привлекают интерес со стороны инвесторов.
Ближайшее IPO в секторе предметов роскоши – это размещение производителя спорткаров Ferrari. Мы видим значительный потенциал в данной компании, так как ее рентабельность – одна из самых высоких по отрасли, а в перспективе производитель может увеличить выпуск на 50%, благодаря высокому спросу в Азии и арабских странах. После одной только новости о предстоящем размещении котировки его материнской компании – Fiat Chrysler Automobiles NV – подскочили более чем на 15%, что подтверждает интерес инвесторов к luxury-сегменту. Учитывая, что продажи автомобилей класса люкс растут в среднем на 15% в год, и мы ожидаем, что такая динамика сохранится в течение ближайших пяти лет, сектор обладает значительным потенциалом роста за счет перспективных азиатских и арабских рынков. Продажи Bentley в 2013 году, например, выросли на 22% г/г (до 11 тыс. единиц), Maserati увеличил объем реализации на 148% г/г (до 15,4 тыс. автомобилей), а Porsche – на 150% г/г (до 155 тыс.). Однако у инвесторов нет возможности напрямую вкладывать средства в этих производителей, так как все они являются частью крупных конгломератов, например Volkswagen BMW, Audi. Ferrari станет первым производителем автомобилей класса люкс, котирующимся на американской бирже, что, безусловно, подогреет интерес инвесторов к IPO.
Китайская монополия
Китай становится одним из крупнейших потребителей предметов роскоши, что объясняется стремительным ростом числа богатых людей в стране и традиционно более высоким интересом азиатских народов к дорогой одежде, ювелирным украшениям и т.д. По нашим оценкам, объем рынка товаров класса люкс в Китае будет расти в среднем на 20% в течение ближайших пяти лет, и это без учета стоимости товаров, которые азиаты покупают в Европе. Зависимость крупнейших корпораций отрасли от Азии стремительно увеличивается: в I полугодии этого года 31% выручки LVMH пришелся на азиатские страны без учета Японии, в то время как в 2002 году эта цифра составляла лишь 16%. У компании Richemont доля региона выросла с 18 до 38% за 12 лет. При этом Китай остается самым быстрорастущим рынком сбыта в секторе товаров класса люкс. Насыщенность европейского и американского рынков уже достаточно высокая, и прирост финансовых результатов крупнейших конгломератов отрасли обеспечивают в большей степени азиатские страны.
Мы ожидаем, что в течение 10 лет доля развивающихся стран в потреблении товаров класса люкс достигнет 50%, в связи с чем корпорациям необходимо увеличить инвестирование в данный регион и расширить сбытовые сети. Это коснется и производителей суперкаров, которые все сильнее зависят от азиатского спроса. Ferrari даже рассматривает возможность расширения объемов выпуска автомобилей с 7 тыс. до 10 тыс. в год, чтобы удовлетворить спрос в развивающихся странах. Богатое население в Азии и других развивающихся странах будет расти как минимум в два раза быстрее, чем в развитых, поэтому инвестиционная привлекательность производителей предметов роскоши продолжит увеличиваться. На этом фоне очень перспективными выглядят компании, которые только выходят на фондовый рынок, однако редкость подобных IPO не позволит всем инвесторам удовлетворить «спрос на люкс».
Атлас
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia #12(44)
Левые и правые технологического спектра
Руслан Юсуфов спорит с Марком Андриссеном, Сэмом Альтманом, Сундаром Пичаи и Брайаном Чески, предсказывает протесты новых луддитов и пытается понять, «каким будет столкновение идеального видения будущего ИИ с реальностью его реализации».
Нагоняет ужасы
Новые технологии не только добавляют удобства в нашу жизнь, но и таят потенциальные опасности. Автоматизация и искусственный интеллект, нейросети и биотехнологии – каждый виток прогресса сопряжен с новыми рисками. WEALTH Navigator узнал у представителей IT-индустрии, какие угрозы они считают наиболее серьезными.
Удачно слиться
Алексей Куприянов – о том, почему растет роль консультантов в структурировании сделок и какую добавленную ценность приносят своим клиентам инвестбанкиры.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Оставить комментарий