Будущее до седьмого колена
Не многие российские HNWI задумываются сегодня о корректной передаче своего имущества по наследству. А между тем подобные вопросы требуют тщательной проработки и немалого времени.
Андрей Кулаков
член совета директоров банка Bankhaus Erbe
У богатых россиян сегодня существует, по сути, три ключевых формы передачи имущества по наследству: составление завещания в России, за границей или создание института доверительного управления имуществом (условно назовем это трастом).
Первый вариант – самый простой. Для завещания в России нет необходимости оформлять документы в суде, как во многих других странах, не требуется наличия свидетелей. Завещание оформляется нотариально. К тому же можно (и это очень удобно) составить открытое завещание, где использовать, например, такую формулировку: «все имущество и имущественные права, которые будут мне принадлежать ко дню моей смерти», распределяются таким-то образом. Если все переходит в одни руки, это очень удобно. Кроме того, в России наследование между близкими родственниками не облагается соответствующим налогом (в мире очень мало подобных юрисдикций). Но эти плюсы нашего законодательства зачастую нивелируются целым рядом неудобств, сопровождающих оформление процедуры наследования в стране. Во-первых, когда имущества много и существует несколько линий претендентов на него (дети от разных браков, бывшие и нынешние жены и т.д.), то долю каждого достаточно сложно описать в российском завещании. Во-вторых, имущество состоятельного человека может быть поделено между наследниками отнюдь не так, как написано в завещании. Дело в том, что российские законы предусматривают выделение обязательных – и весьма значительных – долей, которые должны получать лица, даже не упомянутые в завещании (это относится, например, к родителям или супругам, особенно если они достигли пенсионного возраста). И наконец, третий недостаток оформления завещания в России – длительный срок вступления в права наследства (не ранее чем через шесть месяцев со дня смерти завещателя). Когда по наследству передается бизнес, то на период этих шести месяцев он фактически оказывается в «подвешенном» состоянии – без конкретного владельца, а это может негативно сказаться на работе предприятия. Кстати, многие российские банки оформляют завещательные распоряжения клиентов на средства, находящиеся на счетах клиентов в этих банках (такая возможность предоставлена нам законом). Не стоит забывать о такой удобной форме передачи по наследству своих денежных средств, размещенных в отдельно взятом банке.
Решая составить завещание за рубежом, российские HNWI также должны учитывать особенности каждой конкретной страны, и без опытного специалиста им никак не обойтись. Так, российским гражданам не имеет смысла оформлять завещание в Швейцарии. Дело в том, что швейцарские суды не признают завещаний россиян, составленных на территории их страны, и отсылают их к законодательству своего государства.
Другой пример – Кипр. Здесь рекомендуется составлять завещание тем, у кого есть компании, зарегистрированные на острове. Сама процедура несложна, хотя завещание оформляется в суде и нужны два свидетеля. Зато по законам Кипра на нерезидентов, владеющих движимым имуществом (это, например, средства на счетах в кипрских банках или доли в кипрских компаниях), не распространяется требование об обязательных долях наследства, которые необходимо выделять близким родственникам. Фактически в завещании можно предусмотреть любой порядок наследования, оставив основную долю состояния хоть личному ассистенту – никаких противоречий с законом это не вызовет. Кроме того, получив имущество по завещанию, составленному на Кипре, наследники могут вступить в права наследования сразу, не дожидаясь истечения шести месяцев со дня смерти наследодателя, как в России. Правда, в последнее время кипрские суды в некоторых случаях стали просить предоставить помимо свидетельства о смерти еще и свидетельство о вступлении в права наследования из России, которое выдается только через полгода. Если эта практика закрепится, она, конечно, сведет на нет выигрыш во времени.
Отдельного внимания заслуживают трасты и «квазитрасты» – еще один интересный и полезный способ передачи имущества по наследству (в этом случае – через механизм доверительного управления). Об их основных преимуществах и недостатках мы расскажем в следующем номере SPEAR’S.
От себя хотел бы порекомендовать нашим уважаемым состоятельным россиянам не забывать о необходимости заранее планировать такой важный вопрос, как распределение имущества между наследниками. Ведь это гарантия завтрашнего дня не одного поколения.
Облигации: старый новый друг

Текущий год был, без преувеличения, переполнен событиями для инвесторов. Учитывая состояние рынков и глобальной экономики, сейчас как никогда важно подумать о правильном позиционировании портфелей до конца года. И в этом контексте, утверждает Денис Асаинов, один из главных вопросов, на который предстоит ответить, – будет ли «новогоднее ралли» на рынках?
Дурацкая шутка, или Представление об альтернативе

Вероятно, самый знаменитый профессор Высшей школы социальных наук и Парижской школы экономики Тома Пикетти написал новую книгу. «Время для социализма: депеши из мира в огне, 2016-2021 гг.» – это не только жесткий анализ все время усиливающегося глобального неравенства, как его «Капитал в XXI веке», но и план демонтажа существующей системы и строительства куда более справедливого и благодатного будущего, в котором никто не будет забыт и отчужден от результатов собственного труда. Разумеется, основная аудитория французского профессора имеет отчетливо левые взгляды, а многие коллеги хвалят его за поднятие темы на новый уровень или «невероятный эмпирический багаж», но критикуют за методологическую слабость и неверные выводы об истинных причинах неравенства. Тем не менее выход подобной книги – это прекрасный повод для содержательной дискуссии. Алексей Цветков, писатель, драматург, политический активист, комментатор и популяризатор Маркса, написал о Пикетти и его новой работе в своем блоге. С любезного разрешения автора WEALTH Navigator публикует его отзыв на своих страницах.
Из-за железного занавеса постучали

Справившись с первым культурным шоком, связанным с отменой мировых премьер и прокатных лицензий, разрывом отношений с ведущими мировыми медиаплатформами, киностудиями и кинофестивалями после известных событий конца февраля, российские деятели индустрии кино, кажется, снова в седле. Так ли это, есть ли жизнь за новым железным занавесом, способны ли российские киноделы заместить внезапно выпавшую западную продукцию и успешно развиваться, на площадке дискуссионного клуба «Валдай» поговорили участники отрасли Светлана Сонина, Вадим Соколовский, Алена Кремер, Александр Акопов и Алексей Гореславский. Зарядившись их оптимизмом, WEALTH Navigator делится им со своими читателями.
Вечное студенчество

Татьяна Костенкова – о концепции life-long learning, модульном MBA, образовании за рубежом в новых условиях и домашнем обучении.
Оставить комментарий