Апология семейного офиса. Часть II


Максим Громов – об отставании и неминуемом рывке российской индустрии семейных офисов.

04.10.2019




_stu4341_for_web
Максим Громов

Основатель и управляющий партнер семейного офиса Verba Capital

Эпоха Возрождения – это расцвет искусств и всех возможных ремесел, в том числе финансового дела. Именно тогда появились прообразы современных семейных офисов. Самые ранние формы – европейские банки, основанные богатыми купцами (например, Банк Медичи). Новый институт усложнялся и развивался благодаря ситуациям, в которых состоянием монарших особ приходилось управлять специальному распорядителю, и позже, когда опыт королей переняла аристократия.
Концепция «современного» семейного офиса возникла в XIX веке, когда семьи Морганов и Рокфеллеров основали «дома» для управления личными активами. Наемные менеджеры вели финансовые дела семьи, в то время как отцы и дети занимались бизнесом, учебой или посвящали время своим увлечениям. Затем некоторые из моносемейных офисов превращались в мультисемейные, беря под свою опеку представителей других фамилий. Эта метаморфоза превращала их в самостоятельные бизнесы, лучшие из которых сравнялись по объему активов под управлением с крупными банками.

Положение дел

Число миллионеров и миллиардеров продолжает расти с каждым годом. По данным Knight Frank, в 2018 году количество UHNWI (от 30 млн долларов) выросло на 4% по сравнению с прошлым годом (до 200 тыс. человек). Эксперты прогнозируют, что в 2019 году численность HNWI (от 1 млн долларов) превысит 20 млн, а количество UHNWI до 2023 года вырастет еще на 22%.

Перед новоиспеченными владельцами капитала встает вопрос: какую структуру для управления собственным благосостоянием выбрать. После кризиса 2008 года многие клиенты утратили доверие к крупным финансовым институтам. Теперь они все чаще задумываются о факторе непрогнозируемого риска, стремятся найти альтернативные стратегии и инструменты для защиты своего состояния. Частные банки не могут предложить услуг за пределами инвестиционной сферы, а количество клиентов, закрепленных за одним менеджером слишком велико для поддержания должного уровня качества услуг.

Семейный офис напротив дает возможность индивидуализации, создания собственного финансового и наследственного планов, а также сохраняет полный контроль над активами и диверсифицирует сеть внешних поставщиков услуг. Разумеется, индустрия растет вместе с увеличением пула потенциальных клиентов. Если совсем недавно эксперты говорили о 3-4 тыс. семейных офисов в мире, то сегодня их, по данным Capgemini, от 7 до 10 тыс.

Конфигурация офиса зависит от объема активов семьи и их требований к услугам:

  • Single Family Office (SFO) – выбор миллиардеров, комплексное решение по управлению благосостоянием для одной семьи, требует большого штата и затрат.
  • Multi-Family Office (MFO) – решение для нескольких семей. Основные преимущества MFO: эффект масштаба и экономия для собственника, а также совместный пул инвестиций с другими семьями для повышения покупательной способности и сокращения издержек.

Исследователи выделяют три ключевых тренда, характеризующих сегодняшнее положение дел в индустрии и перспективу развития на ближайшие годы:

  • Дальнейший рост благосостояния и количества HNWI в мире. Все больше состоятельных людей будет задумываться о создании семейных офисов или присоединении к ним.
  • Волна передачи состояния наследникам в следующие 10-15 лет. Исследования показывают, что наследственные планы и структуры имеются менее чем у половины собственников. Семейный офис, основная цель которого заключается в поддержании благосостояния на протяжении многих поколений, является отличным решением.
  • Финтех-инновации могут значительно изменить весь ландшафт индустрии финансовых услуг. Семейные офисы, как малые и гибкие организации, смогут быть пионерами этих изменений.

Российские MFO ни по размеру, ни по качеству услуг пока не могут встать в один ряд с западными конкурентами. На общий темп развития влияет и низкий уровень финансовой грамотности многих мультимиллионеров, и то обстоятельство, что большинство владельцев капитала предпочитают держать свои активы на депозитах или в операционном бизнесе.
Крупные российские MFO можно пересчитать по пальцам. Как правило, они обслуживают большие пулы семей, что сказывается на качестве сервиса. Тем не менее, ужесточение compliance и возможность утраты конфиденциальности наряду с накоплением клиентского опыта ведут к тому, что хайнеты начинают искать альтернативы банкам.

Три проблемы

Несмотря на принципиальную разницу между западными и российскими MFO, они сталкиваются со схожими трудностями. Первая из них – кадровый голод. Найти подходящих сотрудников для решения широкого круга задач чрезвычайно сложно. Не все кандидаты понимают, что такое семейный офис, и почти никто не имел опыта решения такого количества проблем одновременно. В России это ощущается особенно остро.

Другая трудность – отсутствие стандартов. Несмотря на достаточно развитую индустрию семейных офисов в США, даже там этот сфера недостаточно формализована. Почти нигде не закреплено само понятие «семейный офис». При этом надо понимать, что с появлением стандартов будет расти и регуляторная нагрузка.

В России же этот вопрос не проработан в принципе. Многие семейные офисы остаются чисто инвестиционными организациями и не уделяют достаточно внимания остальным вопросам. Это может вводить собственников капитала в замешательство и мешать правильному восприятию концепции семейного офиса.

Наконец, третья из важнейших проблем – compliance. Многие российские клиенты не могут доказать происхождение своих средств в западных банках. Это не обязательно связано с нелегальностью источников происхождения денег. Собственники просто не озаботились этим своевременно. Отсюда и одно из главных направлений работы MFO – построение грамотного compliance для работы на мировых рынках.

Будущее индустрии

Постепенное повышение уровня финансовой грамотности в России, рост количества HNWI и постоянно расширяющийся круг профессионалов дают хорошие перспективы для дальнейшего развития рынка. Семейные офисы позволяют уйти от готовых банковских продуктов, и многие хайнеты начинают это понимать.

Путь становления MFO должны пройти вместе с клиентами. Для этого первым придется перенимать лучшие практики западных семейных офисов без повторения их ошибок. Хайнетам же предстоит научиться ставить интересные и сложные задачи и решиться попробовать что-то новое.

Максим Громов – основатель и управляющий партнер семейного офиса Verba Capital.



04.10.2019


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз