Александр Гафин: «Мы везем в Москву праздник!»


С 7 по 10 февраля в Москве, в Большом театре состоятся гастроли Латвийской национальной оперы. Будут представлены шедевры итальянского и российского оперного искусства «Лючия ди Ламмермур» и «Евгений Онегин» в постановке Андрея Жагарса. О латвийской опере, ее директоре, спектаклях, солистах и зрителях рассказывает Александр Гафин, член Совета банка Rietumu.

24.01.2013




Александр Гафин, Главный редактор SPEAR'S Russia


Гастроли Латвийской национальной оперы в Москве обещают стать не только событием в контексте двусторонних культурных связей, но и настоящим открытием для широкой музыкальной общественности. На что могут рассчитывать московские и российские ценители оперного искусства, чего ожидать на этот раз?

Латвийская опера сегодня – очень интересный, весьма профессиональный и яркий музыкальный театр, который по достоинству оценен в Европе, прежде всего, благодаря своим оригинальным и смелым работам.

Латвия – небольшая страна. И как в каждой такой стране тут есть определенные пиковые области, точки, в которых национальная культура достигает особых высот. Для Латвии это, в первую очередь, музыкальная культура, и оперный театр в частности. Впервые я побывал в Риге в опере лет 5-6 назад, когда стал часто навещать Латвию. С тех пор я не пропускаю практически ни одной премьеры, а некоторые спектакли смотрю по нескольку раз.

Театр, как говорил Булгаков, это очень сложный механизм, и музыкальный театр здесь не исключение: он жив и развивается только тогда, когда во главе его стоит личность – яркая, творческая и авторитетная. Латвийской опере повезло, что ее директором и художественным руководителем является Андрей Жагарс.

Он широко известен не только в Латвии и Европе, но и в России. Его приглашают сюда и как постановщика, и как признанного специалиста, мэтра. Так, совсем недавно Жагарс был приглашен в жюри Национальной премии России в области культуры, что стало прецедентом – впервые в таком качестве выступал иностранный специалист.

«Евгений Онегин», которого в феврале представят московской публике, – это совсем свежая постановка. О ней много писали и в Латвии, и в европейской прессе, отмечая ее оригинальность, современность. Действие перенесено на 200 лет вперед, в наши дни, а встреча Онегина и Татьяны происходит не на балу, а на вполне современной гламурной вечеринке. При этом и к музыке Чайковского, и к классическим текстам режиссер отнесся тактично и бережно.

Не секрет, что одна из самых больных проблем современного оперного театра – адекватная сегодняшнему дню передача эмоционального содержания классических произведений. Как поставить спектакль так, чтобы Кармен или Ленский поражали нас не только высотами вокальной техники, но и своими страстями, чувствами, характером? Увы, это получается не у всех и не всегда, на этом пути больше поражений, чем побед. Жагарсу это, безусловно, удается – его постановки интересны, захватывающи, безупречны с музыкальной точки зрения, отличаются яркой современной режиссурой и сценографией.

Отвечая кратко на ваш первый вопрос, скажу – ждать следует праздника. Я уверен, что эти гастроли оправдают самые лучшие ожидания. Что интересно: как мне сказали, билеты на все представления были распроданы еще до начала рекламной кампании…

Вы работаете в Латвии, в Совете банка Rietumu, который поддержал гастроли. Чем было вызвано это ваше решение?

В Латвии Rietumu известен благотворительной деятельностью и меценатством. Важное место в этой работе – поддержка искусства и культуры. И конечно, нам очень хотелось помочь показать в Москве гордость страны – оперный театр и его солистов, которые с успехом выступают на самых престижных мировых площадках.

Многие наши клиенты активно работают на российском рынке. К тому же в последние годы среди них появляется все больше частных лиц – это и инвесторы, и люди, получающие вид на жительство в Латвии; многие из них приобретают недвижимость и проводят свое свободное время в Риге и Юрмале. Поэтому российский вектор для нас очень важен.

Этот проект, связанный с поддержкой гастролей Латвийской национальной оперы – встречное движение, когда мы хотим показать россиянам частичку того лучшего, что есть в современной латвийской культуре.

Означает ли это и то, что опера нравится всем вашим клиентам?

Я считаю, что музыкальный театр – это такое чудо, с которым мало что может сравниться по удовольствию, которое получает зритель. Мы как банк привыкли делать свою работу хорошо, и уж если показывать что-то – то самое лучшее. Вот Дмитрий Лихачев считал, что страны и люди жили бы в согласии и взаимопонимании, если бы умели видеть и воспринимать только лучшее, что есть у другого.

Гастроли, подобные нынешним, – это важный элемент «культурной дипломатии». Кого ждете в гости? Известно, что организаторы пригласили на открытие представителей культурной и бизнес-элиты…

Предстоящие в Москве гастроли обещают стать яркой страницей в культурной жизни российской столицы. Для рижского театра эти выступления тоже очень значимы и престижны, выступать на сцене Большого – как всегда большая ответственность и честь.

И организаторы, и спонсоры гастролей ожидают, что артисты понравятся москвичам, и мы хотим видеть на спектаклях наших друзей, деловых партнеров. Совместно с Рижской мэрией и клубом российского журнала «Форбс» банк Rietumu организует большой прием по случаю открытия гастролей в Бетховенском зале театра. На него приглашены официальные лица, а также крупные российские предприниматели, которые активно работают на латвийском рынке и часто бывают у нас в Риге и Юрмале.

Надеемся лично поприветствовать в этот вечер Андрея Бесхмельницкого, Петра Авена, Виктора Вексельберга и многих других членов клуба «Форбс», особенно приятно будет увидеть организаторов и звезд юрмальских фестивалей – Игоря Крутого, Аллу Пугачеву, Александра Румянцева, Филиппа Киркорова, Николая Баскова, а также звезд российской оперы и музыкальную элиту Москвы.

Пожалуйста, скажите пару слов о вашем банке.

Rietumu – это крупнейший в Латвии частный банк. Он специализируется на обслуживании состоятельных частных и крупных корпоративных клиентов. Думаю, нашу бизнес-философию хорошо отражает девиз: «Мы – ваш надежный партнер в Европе».

А какие интересные двусторонние проекты сегодня у вас в планах?

Мы рассматриваем ряд любопытных программ и проектов. Один из них – выставка Яниса Круминьша, очень интересного и своеобразного латвийского фотохудожника этой весной в Питере и других городах России.

Надеемся через полгода открыть в Риге большую выставку скульптора Веры Мухиной. Она в Риге родилась, приезжала сюда в 40-50-е, а хорошей персональной выставки на родине у нее пока не было. Мы поможем это упущение исправить.

А как Вы относитесь к последним событиям вокруг Большого театра? Вы несколько лет возглавляли исполком его Попечительского совета…

Большой театр – это тоже очень сложный механизм, и в его коллективе всегда происходили разные процессы: были сплетни, интриги, подставы, но до открытой уголовщины не доходило! Оценку этому даст следствие.

Руководить этим театром очень непросто. Это равносильно тому, чтобы входить в цирке каждый вечер в клетку с тиграми. Похоже, что реконструкцию нужно было делать не только снаружи, но и внутри. Очень жалко Сергея Филина, желаю ему скорейшего выздоровления. Я уверен, что рижанам на сцену бросать будут только цветы!



24.01.2013

Источник: PBWM.ru

Комментарии (1)

Wenddy 15.01.2014 01:46

Yo, that's what's up trufltuhly.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Территория искусства и театра


Img_3133
 

Начало октября в Москве – время ходить на спектакли, проекты и выставки Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», который всегда выбирает для своей программы наиболее актуальные форматы. Придуманный в 2005 году фестиваль стал первым в России, который собрал в рамках одного события совершенно разные жанры: театр, танец, перформанс, искусство. И еще вторая особенность этого полномасштабного ежегодного проекта – схема финансирования: фестиваль существует преимущественно на деньги спонсоров. Алексей Новоселов, член арт-дирекции «Территории», куратор и заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Московского музея современного искусства (ММOМА), рассказывает в интервью SPEAR’S Russia о сочленении искусств, необходимости корпоративного просвещения и отсутствии порога входа в клуб меценатов.


Профессия: продюсер

10.09.2021 Увлечения

Img_7184
 

Планируя интервью с Леонидом Роберманом, основателем компании «Арт-Партнер» и одним из самых успешных театральных продюсеров России, мы думали, что будем беседовать о коммерческой изнанке театра, но получился разговор о самой его сути. Видимо, такое знание и позволяет агентству «Арт-Партнер» не только иметь в своей афише 15–20 спектаклей в месяц, но и удостаиваться высших театральных наград. Так, в 2018 году впервые за 27-летнюю историю премии «Хрустальный Турандот» специально для Леонида Робермана была введена номинация «За создание уникального негосударственного театра», а в 2021-м его спектакль «Борис» получил «Золотую Маску». О цене и ценности, коммерческом успехе и художественных вызовах, лучшем периоде в жизни Оскараса Коршуноваса и слове продюсера, данном Дмитрию Крымову, Леонид Роберман рассказал в интервью SPEAR’S Russia.



Занимательный бонапартизм

18.06.2021 Увлечения

Img_6249
 

Пожалуй, Александр Вихров – профессиональный мифотворец. Будучи по образованию журналистом, он долго трудился в этой сфере, потом в течение ряда лет работал в департаменте общественных связей Центрального банка РФ, был пресс-секретарем двух поочередно его председателей, а затем перешел на аналогичную позицию в УРАЛСИБе. И все это время собирал свою невероятную коллекцию, посвященную Наполеону и мифу вокруг него. Причем сам Вихров этот миф тем самым укреплял, инициируя создание, например, новых предметов, провоцируя современников думать о великом императоре французов. До 22 августа в музее-панораме «Бородинская битва» проходит выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX–XX веков», состоящая в том числе из экспонатов частной коллекции Александра Вихрова. Чему его научил Наполеон в деле PR-технологий и об особой роковой роли России в судьбе Бонапарта и членов его семьи он рассказал в интервью SPEAR’S Russia.