26 лучших

Cамые привлекательные налоговые гавани для россиян


Несмотря на недавние события, Кипр все еще входит в десятку наиболее удобных для россиян офшорных юрисдикций. Такие результаты продемонстрировал опрос экспертов, проведенный SPEAR’S Russia. Вместе с тем зоны комфорта в целом смещаются все дальше в Азию – Сингапур и Гонконг занимают второе и третье места соответственно. А лидерство по-прежнему сохраняет Швейцария – ее рекомендуют как лучшую юрисдикцию практически все опрошенные нами эксперты. Хотите знать, фискальная политика каких еще государств благосклонна к иностранцам, и в частности к россиянам? Знакомьтесь с новым рейтингом SPEAR’S Russia.

16.10.2013





Самые удобные

Швейцария

Нейтральная во всех отношениях Швейцария удос­тоилась наивысших похвал. Не секрет, что крупнейшие транснациональные корпорации активно используют все преимущества, предоставляемые офшорами, и Конфедерация в этом вопросе пользуется уважением по всему миру. Россия тут не исключение.

По оценкам экспертов, именно в Швейцарии оте­чественный бизнесмен будет чувствовать себя наиболее уютно. Как объясняет президент Herculis Partners Николай Карпенко, страна предоставляет возможность снизить налогообложение до 8% для холдинговых компаний и до 9% для трейдинговых. Кроме того, сеть налоговых соглашений в Швейцарии развита, а через свою компанию можно получить вид на жительство и выплачивать дивиденды себе под 0%.

Сингапур

«Конечно, все офшорные страны неидеальны и имеют свои особенности, но сейчас самой уважаемой юрисдикцией я бы назвал Сингапур», – считает гендиректор компании «КапиталЪ Управление активами» Андрей Гриценко. Во-первых, международная репутация сингапурских компаний очень высока. Во-вторых, в стране нет подоходного налога на зарубежные дивиденды.

Кроме того, в Сингапуре введены частичные налоговые льготы: в первые три года деятельности компании первые 100 тыс. сингапурских долларов прибыли облагаются по ставке 0%, а следующие 200 – по льготной ставке 8,5%. Таким образом, для первых 300 тыс. сингапурских долларов прибыли компании эффективная ставка налогообложения не поднимается выше 8,5%.

Помимо прочего Сингапур имеет ряд соглашений об избежании двойного налогообложения с Россией. Впрочем, как отмечает исполнительный директор практики Ernst&Young Владимир Гидирим, Сингапур не до конца соответствует международному стандарту «налоговой транспарентности» ОЭСР, кроме того, возможность для создания «реального присутствия» с точки зрения российского бизнеса в стране затруднена.

Гонконг

Третье место в рейтинге самых удобных для россиян офшоров разделили Гонконг и Мальта. Гонконг – одна из немногих низконалоговых юрисдикций, которая пользуется уважением даже у самых яростных противников офшорного бизнеса. В стране предусматривается применение трех видов налогов: на прибыль, на заработную плату и на недвижимость. Но такие налоги, как НДС, налог с продаж, налоги, удерживаемые у источника выплаты доходов в виде дивидендов, процентов, роялти, в стране не введены.

Кроме того, факт открытия офиса в Гонконге сам по себе не делает компанию обязательным плательщиком налога, если эта компания не ведет деятельности на территории страны.

Мальта

Несомненный плюс этого острова в том, что он находится на территории Европы. Для российского бизнесмена этот офшор весьма выгоден: в 2013 году вступило в силу налоговое соглашение Мальты с Россией об отмене двойного налогообложения. «Ставка по дивидендам на Мальте 5%, как и на Кипре, но в отличие от последнего с Мальтой отсутствует налаженный документооборот со стороны российских налоговых и правоохранительных органов, а вывод дивидендов с Мальты не облагается налогом», – объясняет Николай Карпенко.

Люксембург

Люксембург очень выгоден для российского предпринимателя, если тот собирается организовывать холдинговые компании или инвес­тиционные фонды. По закону государства такие компании освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и дивиденды. Кроме того, Люксембург заключил 22 договора об избежании двойного налогообложения с разными странами, среди которых США и Великобритания. Впрочем, как утверждает Анд­рей Гриценко, недавние, а возможно, и грядущие в ближайшее время скандалы и разоблачения подорвали интерес бизнесменов к этой стране (равно как к Мальте и к Кипру).

Британские Виргинские острова

Современная офшорная компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, удостаивается статуса частной корпорации. Такая корпорация освобождается от налога на прибыль на этой территории, такое же правило распространяется и на все дивиденды, проценты, арендную плату, роялти, компенсации и иные суммы, выплачиваемые компанией, а также на все доходы от прироста капитала, полученные в отношении акций, долговых обязательств или других ценных бумаг компании.

Впрочем, как утверждает Владимир Гидирим, в БВО как в офшоре слишком много минусов. Во-первых, Острова не до конца соответствуют международному стандарту «налоговой транспарентности» ОЭСР. Кроме того, коммерческая и корпоративная инфраструктура плохо развита. Но самыми большими минусами юрисдикции Владимир Гидирим счел слабую налоговую сис­тему и осложнение создания «реального присутствия» российского бизнеса.

Кроме того, на БВО есть проблемы и с конфиденциальностью. «К сожалению, добиться тайны владения не так просто в случае, если ваша офшорная территория не является по-настоящему суверенной, – отмечает аналитик УК “Промсвязь” Георгий Окромчедлишвили. – Особенно это актуально для протекторатов Великобритании и других территорий, зависимых от стран G20, продвигающих борьбу с офшорами». Поэтому эксперт призывает быть очень осторожными в отношении Виргинских островов.

Вопрос выбора

С чего же начать выбор юрисдикции? Согласно мнениям экспертов, стоит сузить круг, исходя из «стандартных» критериев.

Во-первых, полезно посмотреть на политическую стабильность. «Это важный первичный критерий, позволяющий сразу отбросить такие экзотические варианты, как Ботсвана и другие страны с сомнительными политическими перспективами», – советует Георгий Окромчедлишвили.

Тут же стоит обратить внимание и на экономическую стабильность. «В отличие от политического климата, ее чуть сложнее оценить, – продолжает эксперт. – Мало кто, к примеру, ожидал столь негативного развития ситуации с банковскими вкладами в Исландии и на Кипре. Для того чтобы обезопасить себя от излишних проб­лем, лучше избегать стран и территорий со слишком большим объемом банковской системы по отношению к их ВВП.

Важным пунктом при выборе должно стать изу­чение юридической системы офшора. Именно продуманное законодательство позволяет оптимизировать налоговые выплаты без наложения значительных ограничений на поле деятельности компании и без взятия риска нахождения в «опасной» с точки зрения законодательства зоны.

Определиться со страной предприниматель может, только досконально изучив, соответствуют ли условия, которые юрисдикция предлагает, целям его бизнеса. Далеко не всегда эти условия связаны с низкими налогами. «Помимо налоговой оптимизации, бизнесменов интересуют и экспортно-импортные операции, и желание сохранить в тайне информацию о реальном собственнике, и защита этой собственности от рейдеров и нечистоплотных конкурентов, и ведение бизнеса за границей, и решения множества других сопутствующих проблем», – отмечает Андрей Гриценко из «КапиталЪ».

Соответственно, при выборе оптимального офшора стоит задать простой вопрос: как и в чем он будет задействован. «Компании разных стран могут с разной степенью эффективности использоваться для разных целей, – объясняет исполнительный директор ИК “Третий Рим” Алексей Станкевич. – Для организации холдинговой структуры для группы компаний, оптимизации финансовых потоков группы, владения и пользования интеллектуальной собственностью, оказания услуг третьим сторонам или, например, создания торговой компании».

Разумеется, очень важно наличие инфраструктуры для деятельности компании. «Открытие банковских счетов, заключение торговых договоров, договоров с профессиональными участниками рынка ценных бумаг и прочее – все это требует аккуратного планирования», – объясняет Алексей Станкевич.

А Георгий Окромчедлишвили уверен, что «все преимущества офшорной зоны может перевесить необходимость прозваниваться целый день по телефонной линии, чтобы совершить простые операции со своим счетом».

Что касается именно российских предпринимателей, то в этом вопросе есть еще несколько нюансов, которые необходимо учитывать. Во-первых, считает Николай Карпенко, нужно убедиться в отсутствии обмена налоговой информацией выбранной страны с Россией либо удостовериться, что он хотя бы затруднен. «Кроме того, – продолжает Николай, – важны низкие налоговые ставки на вывозимые из России дивиденды, роялти, проценты, а также нулевые ставки на последующее распределение дивидендов из офшора».

Немаловажно обратить внимание и на отсутствие выбранной юрисдикции в черном или сером списках ЦБ и ФНС. Ну и в дополнение стоит выбрать ту страну, где банковская сис­тема наиболее развита, а местный персонал обладает наивысшей квалификацией, советует Карпенко.

«Вопреки бытующему в бизнес-среде убеждению компании в офшорных юрисдикциях – это не “коробочки” с безвольными директорами и рисованными реестрами акционеров, а полноценные юридические лица, деятельность которых, начиная от выпуска акций и заканчивая отчетностью перед акционерами и контролерами, регулируется различными отраслями местного законодательства и международного права, – подчеркивает Алексей Станкевич. – Поэтому только детально изучив вышеуказанные аспекты, можно приступать к выбору офшора для регистрации компании».

Атлас

Материалы по теме



16.10.2013

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (1)

Butch 15.01.2014 18:11

At last! Someone with real expietrse gives us the answer. Thanks!


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз