Передать и сохранить


Беспрецедентная сумма в размере 2,1 трлн долларов будет передана по наследству к 2040 году современными создателями состояний, подсчитали исследователи из PWC и UBS. сумеют ли дети удержать эти деньги в семье – большой вопрос. Современные реалии таковы, что, как утверждает McKenzie, 70% наследства теряется в первом же поколении и почти 90% – во втором. SPEAR’S Russia разбирается почему и ищет решения минимизации этих потерь.

11.11.2021




Исследователи не первый год изучают причины таких катастрофических потерь переда­ющихся по наследству активов и капиталов. В статье «Потерянное наследство» (Lost Inheritance, 2013) The Wall Street Journal приводит такие цифры: всего в 3% случаев состояния испаряются из-за неправильного финансового, налогового или инвестиционного планирования. Винить сторонних консультантов тут не за что. Львиная доля состояний исчезает по вине собственно самих членов семьи. В 60% случаев это происходит из-за недоверия между членами семьи и в 25% – из-за плохой подготовки наследников, утверждает Wall Street Journal.
Настоящая катастрофа, которой, казалось бы, легко можно избежать. Тем не менее последующие исследования показывают, что обсуждению вопросов наследства внутри семьи по-прежнему уделяется критически мало внимания.

Разговоры о деньгах

Так, по данным исследования Merrill Center for Family Wealth (How do families make effective wealth decisions?) за 2019 год, 64% владельцев капиталов никогда не обсуждали вопросы наследования с членами семьи. При этом 48% планировали такие разговоры в ближайшем будущем, а 10% утверждали, что считают неправильным говорить о подобном с кем бы то ни было, включая будущих наследников. И только 22% предпринимателей открыто обсуждают с семьей вопросы наследования состояния. 46% проговаривают с преемниками ключевые семейные ценности, в том числе и в бизнесе, а 33% уже сообщили родным о распределенных долях капитала (при жизни владельца).

Компания PWC проводила схожее исследование в состоятельных семьях Канады (Building Your Legacy: Wealth Transition, 2017) и выяснила, что 34% представителей первого поколения не обсуждают с детьми вопросы наследства, так как считают, что это может негативно отразиться на рабочей этике детей. Еще 20% опрошенных PWC родителей был дан совет не разговаривать с наследниками на подобные темы, а 19% опасались разглашения детьми финансовой информации и потому не обсуждали ее с ними.

Вместе с тем «недопонимание в вопросах семейного капитала может приводить к конфликтам и прочим неприятным последствиям, включая неправильное использование или растрату состояния семьи», утверждают в Merril. Неподготовленные дети нередко начинают воспринимать наследство как подарок судьбы и не хотят трудиться ради его сохранения, полагая, что у них всегда все будет хорошо. Но, даже если они и поступают ответственно, пытаясь сохранить состояние, отсутствие знаний нередко приводит их к совершению ошибок ценой в миллионы.

У такого поведения «отцов-основателей» есть еще одно объяснение. Весь бизнес зачастую сосредоточен в руках его создателя, а дети либо вообще не включены в процесс, либо занимают в родительской компании должность, не связанную с погружением во все значимые вопросы. Также многие семьи избегают разговоров о бизнесе во внерабочее время и уж тем более с детьми. В результате, когда компания переходит к наследникам, последние оказываются совершенно беспомощными перед свалившимися на них обязательствами и проблемами.

Авторы Wealth Transfer Report 2017, подготовленного RBC, опросили не создателей капитала, а самих наследников, чтобы выяснить, насколько, по их мнению, они были подготовлены к получению крупных капиталов. 2/3 респондентов заявили, что знали лишь о размере состояния, которое будет ими унаследовано. В 2/3 случаев отцы рассказали, как они хотели бы, чтобы наследники распорядились полученными активами и деньгами. 13% детей получили знания в области финансового планирования, 11% – в сфере инвестирования, и лишь у 5% родители организовали комплексное обучение по управлению состоянием.

Семейная конституция

В России практика преемственности еще только начинает складываться, и большой базы историй о передаче состояния по наследству у нас нет как таковой. В этом можно видеть и преимущества: российские отцы и дети не успели наделать ошибок и могут учиться на опыте других стран.

Центр управления благососто­янием и филантропии СКОЛКОВО в деталях изучает сейчас эту тему. «Ошибки преемственности» в основном возникают из-за неготовности обсуждать эту тему, из-за отсутствия как традиций, так и процедур для разговора на такие темы. Несовпадение ожиданий, несовпадение интерпретаций действий и намерений друг друга, умолчания приводят к домыслам, напряжению и разрушению “естественных” внутрисемейных отношений. Это происходит, как правило, вопреки желаниям участников. Рецепт один – развивать практики внутрисемейного диалога», – утверждается в исследовании СКОЛКОВО «Опыт преемственности глазами первого и второго поколения» (2021 год).

У многих семей отсутствуют четкая процедурность и необходимая бюрократия в делах. Семейственность превалирует над рациональностью. Четкая регламентация, официальное оформление вопросов, договоренностей, а иногда даже и иерархия либо вовсе отсутствуют, либо слабо соблюдаются. Дела бизнеса обсуждаются спонтанно, в неформальной обстановке, без документального оформления.
В подавляющем большинстве случаев деловые вопросы обсуждаются либо по мере необходимости, либо «от случая к случаю». Особенно явно это прослеживается у второго поколения владельцев. Регулярные деловые встречи проводят только 10% опрошенных.

Вместе с тем исследователи из СКОЛКОВО считают, что именно запланированные обсуждения и регламентации таких вопросов могут стать отправной точкой в подготовке наследников, и рекомендуют рассмотреть такой инструмент, как семейная конституция. Это позволит прописать общие ценности, даст четкую картину и, можно сказать, инструкцию для наследников о том, как строить бизнес.
«Жизнь нас подтолкнула к тому, что планирование и обсуждение в семье надо делать на регулярной основе, – приводят исследователи мнение представителя первого поколения в одной из российских семей. – Первый же конфликт, с которым мы столкнулись, заставил нас задуматься, а как это можно было предотвратить? И идея пришла от детей. Они сказали: “Родители, давайте создадим некий семейный кодекс, который предусматривает ответы на вопросы, с которыми так или иначе столкнемся если не мы, то следующее поколение”. Для того чтобы снять все фрустрации, чтобы договориться и быть в одном поле, дети предложили записать все вопросы, которые могут возникнуть. Что мы говорим про наш бизнес детям? Насколько компания – это компания родителей, которые ее создали, или это компания и детей в том числе? Какая перспектива их участия в этом бизнесе, поскольку для них это принципиально с точки зрения определения карьеры? У нас набралось почти десять страниц мелким шрифтом этих вопросов».

Инвестиции в образование

Помимо внутрисемейных обсуждений важную роль в подготовке наследников играет их соответствующее образование. Причем чем раньше оно начинается, тем лучше.

Как показывают исследования RBC, большинство преемников начинают обучаться финансовому управлению в возрасте около 27 лет. Родители склоняются к мнению, что это тот самый пиковый момент, когда человек еще молод и полон сил, но уже получил определенный жизненный опыт и образовательную базу, а значит, готов подходить к семейному делу осознанно. А многие просто считают, что до этого возраста наследник еще не готов к такой информации.

Однако, как показывает практика, чем раньше люди получают первые знания о деньгах, тем увереннее чувствуют себя в дальнейшем, когда становятся самостоятельными владельцами семейного бизнеса. Наиболее уверенные в себе бизнесмены получали финансовые знания еще в юности.

Статистика RBC показывает, что 66% тех, кто начал получать системное финансовое образование до 18 лет, уверены в своих знаниях относительно денег и капитала. По мере увеличения возраста, с которого начинается подготовка наследников, их уверенность в собственных знаниях снижается. Из тех, кто получил образование в возрасте от 18 до 35 лет, уверенно себя чувствуют только 58% опрошенных. А из тех, кто осваивал финансовую грамотность после 55 лет, – только 41%.

Налицо четкая взаимосвязь между возрастом получения образования человеком и укреплением его собственной уверенности как бизнесмена. Таким образом, исследования склоняются к тому, что чем раньше начать обучать потомков, тем лучше для сохранения капитала.

Подытоживая сказанное, важно понимать, что нет универсальной формулы успешного сохранения капиталов внутри семьи на протяжении многих поколений, как нет ни одной одинаковой семьи. Тем не менее некоторые аспекты, такие, как обсуждение вопросов, связанных с деньгами, на семейных собраниях, предоставление наследникам информации и знаний об управлении капиталами, а также некий формальный документ, в котором могут быть прописаны основные принципы отношения к деньгам, бизнесу, благотворительности и прочим финансовым аспектам, важным для конкретной семьи, очень облегчили бы жизнь как состо­ятельным отцам, так и их детям. И, возможно, сохранили бы накопленные активы семьи на протяжении более чем одного поколения.



11.11.2021

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз


Экономика ИИ


Iskusstvennyi_intellekt_i_ekonomika_(rynok)_cover
 

Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.








Недетские вопросы


Stankevich-spears
 

Прочитав книгу Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские», Алексей Станкевич нашел в главе «Воспитание наследников» много пересечений со своей работой. Он постарался переосмыслить наблюдения и выводы австрийского социолога, опираясь на опыт общения с хайнетами, которые не уезжают на Запад, а создают и развивают бизнесы в России. Это обстоятельство, а также размер состояния и базовые ценности владельца капитала становятся, по мнению автора, ключевыми факторами в планировании преемственности как для родителей, так и для детей.