Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
В своем телеграм-канале я часто пишу о том, что для успеха в инвестициях нужны не только грамотно сформированный, сбалансированный портфель, понимание бизнеса компаний, рыночных ожиданий и системы оценки риска. Важную, а иногда и первостепенную роль в успехе на длинном горизонте играет mindset, то есть способность понимать психологию инвестирования.
«Главная проблема инвестора – и его худший враг – скорее всего, он сам», – писал отец современного стоимостного подхода к инвестициям Бенджамин Грэм в своем основополагающем труде «Разумный инвестор». За этой фразой стоит настолько глубокий смысл, что стоит разобрать ее поподробнее и выставить на свет основные заблуждения, ведущие к разочарованию в инвестициях для большинства игроков.
На основании своего огромного опыта Грэм установил, что инвесторы далеко не всегда совершают рациональный выбор, принимая решения о вложении в ту или иную бумагу. Виноваты в этом эмоции, влияющие на конечное решение. Чаще всего действия, совершенные под влиянием страха, жадности, самоуверенности и нежелания ждать, приводят к огромным потерям или упущенной выгоде в плане финансов и неизбежному разочарованию в восприятии принципов работы финансовых рынков.
В реальности доходность инвестиций и доходность инвестора – понятия далеко не тождественные. Чтобы понять это и настроиться на успех своей долгосрочной программы управления капиталом, стоит разобраться в том, какие когнитивные искажения мы допускаем и как дорого это нам обходится.
Грех алчности
Наше импульсивное поведение очень часто можно объяснить чувствами жадности и страха. Начнем с первого и нарисуем такую картину: стадо овец, не замечая опасности, несется к пропасти. Замените овец на инвесторов, забывших о системном и беспристрастном анализе стоимости компаний и сметающих подряд все, что только имеет торгуемую котировку на рынке, и вы получите тот же самый сюжет.
В начале 2000 года только ленивый не вложился в технологические компании США. Индекс NASDAQ вырос на 80% за предыдущий год, и всем было очевидно, что технологии навсегда лишат мир катастрофических циклов роста и падения экономики. Инвестиции в акции этих компаний росли каждый месяц, пока в марте не началось резкое падение. Кривая шла вниз более двух лет, и вернуться к прежним максимумам индекс смог только к марту 2015 года. Все, кто инвестировал в эти компании в последние три года бурного роста, практически полностью потеряли свой капитал.
Это далеко не единственная история. Достаточно вспомнить индекс акций развивающихся рынков в 2004‑м или совсем недавнюю историю со скандально известным биржевым фондом ARK под управлением Кэти Вуд. Он удвоился с 50 долларов за акцию в период пандемии 2020‑го и затем вернулся на уровни 30 долларов к настоящему времени.
Почему это происходит, почему инвесторы повторяют эту ошибку? Потому что они склонны избегать дискомфорта и стремятся к удовольствию. Их действиями всегда управляют ожидания будущего. Но человек не умеет его прогнозировать, и реальность раз за разом его обманывает.
Очевидно, что растущий рынок создает иллюзию простоты процесса инвестирования. Тем не менее вряд ли кому придет в голову сесть за руль автомобиля и выехать на оживленную трассу, один раз прочитав правила дорожного движения, или начать лечить зубы, пробежавшись глазами по журнальной заметке о новой стоматологической технологии.
Однако инвесторы зачастую думают, что заработать, не прилагая никаких усилий, очень просто. Хуже того, они бывают не способны отличить мастерство от простого везения. Иллюзия легкости тоже проистекает из нереальных ожиданий будущей доходности и ведет к тем же печальным результатам.
Тревога и ужас
С жадностью понятно, а как работает страх? Совсем свежий анализ притоков в фонды денежного рынка в США, проводимый Американским институтом исследования инвестиций, показывает, что активы в фондах денежного рынка в США за год увеличились на 1 трлн долларов, до 5,5 трлн, то есть прирост составил 20%. Любопытно, что в это время индекс S&P 500 вырос на 15%. Страх рецессии, столь активно обсуждаемый во всех медиа, загоняет инвесторов в самые консервативные инструменты, несмотря на то что экономика продолжает показывать здоровый рост, инфляция снижается по плану, компании демонстрируют рост прибыли, а домохозяйства продолжают потреблять.
Инвесторы, подверженные влиянию общих настроений и готовые бездумно копировать чужое поведение, как правило, не имеют четко сформулированной инвестиционной стратегии. Иначе говоря, они не знают, почему вкладывают в ту или иную бумагу, какую роль каждый актив играет в их портфеле, почему он был куплен и когда должен быть продан. Отсутствие ответов на эти вопросы порождает нервозность и неуверенность и, как следствие, актуализацию импульсивных действий, будь то покупка очередной «горячей истории» или паническая продажа всего в ожидании обвала.
Соответственно, все, что нужно сделать, чтобы избежать крайностей, ведущих к потерям, – это так сконструировать свой инвестиционный портфель, чтобы неприятные ощущения от возможных просадок снизились до комфортного уровня. Это достигается увеличением доли консервативных инструментов в портфеле, таких как, например, надежные облигации с коротким сроком погашения. При этом нужно понимать, что и доходность с подобным набором активов будет относительно невысокой, зато вы сможете спокойно спать, когда рынки лихорадит.
Диверсификация портфеля также поможет снизить риск, не жертвуя при этом доходностью. Это известная всем хотя бы в теории процедура распределения капитала по разным «корзинам» (с разным уровнем риска и в определенных пропорциях). Проще говоря, вы расходуете выделенную на инвестиции сумму не просто на акции или облигации одной-двух компаний, а покупаете одновременно акции, облигации, драгоценные металлы, валюту, недвижимость, доли в бизнесе и другие активы. Если по одним доходность упадет, то по другим вырастет, и шанс получить прибыль будет выше, а общий риск портфеля – ниже.
Быстрее и чаще
Многочисленные исследования показывают, что в большинстве своем мы как инвесторы крайне неудачно выбираем время для совершения операций на фондовом рынке, а заодно переоцениваем свои способности. Нужно понимать, что не инструменты рынка (акции, облигации, инвестиционные фонды и т. д.) виноваты в наших потерях, а только наши решения, которые мы принимаем под воздействием эмоций.
Излишняя частота торговли приводит лишь к высоким издержкам на брокерскую комиссию и налогам на прирост капитала. Что еще обиднее, итог такой нетерпеливости и спешки в совершении сделок чаще всего проигрывает пассивному индексному портфелю. Исследование, сделанное одним из крупнейших американских брокеров Fidelity, обнаружило удивительный факт: проанализировав доходности по счетам своих клиентов с 2003 по 2013 год, компания обнаружила, что наивысшую доходность показали счета инвесторов, которые были мертвы или забыли о своих портфелях на эти 10 лет.
Погоня за «горячим»
Американская компания Dalbar, занимающаяся исследованием поведенческих привычек инвесторов, регулярно публикует сравнения доходности эталонного индекса (бенчмарка) с доходностью среднего инвестора. По данным за 20 лет, с 1997 по 2017 год, рядовой инвестор заработал в среднем 5,3% годовых, в то время как индекс S&P 500 – 7,2%, то есть на 35% выше. Дело в том, что, пропустив всего несколько дней значительного роста индекса в году, инвестор рискует заработать существенно меньше, чем бенчмарк. Обнаружив, что какая-либо стратегия или фонд показали опережающую рынок доходность по итогам последнего года-двух, инвесторы продают свои сбережения в индексе и спешат вложиться в трендовую историю. Как правило, это всегда происходит на пике популярности, и последующий обвал просто вопрос времени.
Парадокс ситуации заключается в том, что на рынке «лучшие» дни имеют тенденцию случаться как раз сразу после «худших» дней. Так, по оценке JP Morgan, 10 дней наиболее сильного роста рынка случаются в промежутке двух недель от дат, на которые приходится наиболее существенное падение котировок. Например, в 2015‑м день наиболее сильного роста случился 26 августа, через два дня от даты самого сильного падения рынка в том году. Вывод все тот же: инвестору следует четко придерживаться своей инвестиционной стратегии и осуществлять ребалансировку портфеля в соответствии с ней, а не основываясь на эмоциональных порывах.
Ключом к стабильности инвестиционного портфеля служит все та же хорошо известная диверсификация. Несмотря на то что сама концепция давно известна, большинство инвесторов, особенно начинающих, все еще верят в свои сверхспособности, они хотят «переиграть» рынок и распределяют капитал всего по нескольким, иногда сильно коррелируемым активам, что в итоге приводит к проблемам.
Способность трезво оценить свои поведенческие привычки, с одной стороны, и уверенность, подкрепленная знаниями и опытом, – с другой, послужат вам защитой от провалов. И не только в инвестициях, но и в иных аспектах жизни.
Источник: WEALTH Navigator
Левые и правые технологического спектра
Руслан Юсуфов спорит с Марком Андриссеном, Сэмом Альтманом, Сундаром Пичаи и Брайаном Чески, предсказывает протесты новых луддитов и пытается понять, «каким будет столкновение идеального видения будущего ИИ с реальностью его реализации».
Нагоняет ужасы
Новые технологии не только добавляют удобства в нашу жизнь, но и таят потенциальные опасности. Автоматизация и искусственный интеллект, нейросети и биотехнологии – каждый виток прогресса сопряжен с новыми рисками. WEALTH Navigator узнал у представителей IT-индустрии, какие угрозы они считают наиболее серьезными.
Удачно слиться
Алексей Куприянов – о том, почему растет роль консультантов в структурировании сделок и какую добавленную ценность приносят своим клиентам инвестбанкиры.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Очень большая малая энергетика. Часть вторая
В продолжении своего большого интервью владелец ярославской инжиниринговой группы ПСМ («Промышленные силовые машины») Андрей Медведев рассказывает WEALTH Navigator о будущем децентрализованного энергоснабжения и объясняет, как наступившая эпоха рынка качественного производителя и его личный невротизм заставят компанию расти и сделают его миллиардером.
Левые и правые технологического спектра
Руслан Юсуфов спорит с Марком Андриссеном, Сэмом Альтманом, Сундаром Пичаи и Брайаном Чески, предсказывает протесты новых луддитов и пытается понять, «каким будет столкновение идеального видения будущего ИИ с реальностью его реализации».
Экономика и венчур. О чем писали в блогах
Финансы стремительно токенизируются, новые цифровые активы так или иначе используют почти все финансовые организации, установили исследователи GDF. Ценность сети – будь то блокчейн или нетворкинг – в количестве участников, напоминает предприниматель Джейсон Розенталь. Сэм Альтман из OpenAI полюбил разговаривать с компьютером после запуска новой языковой модели. Венчурный капиталист Чамат Палихапития исследует, как меняется роль медиа и их влияние на потребителей. Автор «Глобального неравенства» экономист Бранко Миланович вспоминает издания, которые он любил читать в разные периоды жизни, и сокрушается, что в нью-йоркском метро уже не встретишь человека с газетой.
Экономика и венчур. О чем писали в блогах
Инвесторы и исследователи размышляли, как государствам регулировать искусственный интеллект, чтобы соблюсти социальную справедливость и избежать усиления неравенства. Экономисты прощались с отцом поведенческой экономики, нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом, который умер 27 марта в возрасте 90 лет. Другой нобелевский лауреат, Жан Тироль, посмотрел на риски и возможности криптовалют беспристрастным взглядом экономиста. А гуру менеджмента Ицхак Адизес написал в своем блоге о простых радостях.
Оставить комментарий