Заплати налоги и помогай спокойно
Во всем мире благотворительная деятельность освобождает частных лиц от налогов. Однако в России эта практика действует в весьма усеченной форме. Об особенностях налогообложения состоятельных российских филантропов рассказывают Вероника Мисютина и Юлия Сахарова.
Законодательство нашей страны позволяет частным лицам – налоговым резидентам России при определенных условиях сокращать базу по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на суммы, перечисляемые на благотворительные цели. Такой вычет не должен превышать 25 процентов от общей суммы годового дохода – это больше, чем во многих европейских государствах (в частности, в Германии, Франции, Бельгии), однако меньше, чем, например, в США.
При этом круг организаций, финансирование которых дает российским частным лицам право на льготу, ограничен. В него входят лишь те, которые связаны с наукой, культурой, образованием, здравоохранением и социальным обеспечением, хотя бы частично финансируются за счет бюджетных средств, а также физкультурно-спортивные и религиозные организации. Выплаты иным структурам, в том числе благотворительным, а также напрямую благополучателям – физическим лицам не дают возможности налогового вычета, что ограничивает спектр действия льготы.
Кроме того, при ведении благотворительной деятельности в России необходимо учитывать налоговые издержки, возникающие у того, кому предоставляются средства. Физическое лицо – налоговый резидент России может рассчитывать на материальную помощь без налоговых * последствий по НДФЛ, только если ее источниками являются:
- бюджет или государственный внебюджетный фонд – в виде адресной государственной социальной поддержки;
- любой человек или учреждение, если помощь поступает в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, включая террористический акт;
- работодатель (по закрытому перечню оснований);
- благотворительная организация (российская или иностранная), зарегистрированная в соответствии с российским законодательством;
- другое физическое лицо (в порядке дарения).
Во всех прочих случаях (например, при получении средств напрямую от коммерческих или от иностранных благотворительных компаний, не имеющих соответствующей регистрации в России) тот, кому адресована помощь, должен будет уплатить НДФЛ по ставке 13 процентов. С сумм, которые перечисляются в российские благотворительные организации, последние не платят налог на прибыль, но только если эти деньги признаются «целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности» либо «средствами целевого финансирования» (согласно Налоговому кодексу РФ). И в том и в другом случае для реализации льготы необходимо соблюдение целого ряда условий, установленных НК РФ, в том числе в отношении отчетности.
Оптимизация налоговой нагрузки для частного лица при осуществлении им пожертвований из собственных средств, по сути, ограничивается максимальным использованием вышеописанной льготы по НДФЛ. Если филантропическая деятельность человека очень масштабна и/или носит международный характер, может возникнуть необходимость в создании российского или иностранного благотворительного фонда. При этом некоторые зарубежные налоговые режимы (в отличие от российского законодательства) позволяют таким организациям не уплачивать налоги на прибыль от коммерческой и/или инвестиционной деятельности, если вся прибыль полностью направляется на благотворительные цели. Таким образом, учредители могут без дополнительных налоговых затрат приумножить средства, внесенные в такую организацию.
Эндаументы: благотворительность сквозь века
От академии Платона в древних Афинах до Физического института им. Лебедева и НИИ скорой помощи им. Склифосовского в современной Москве. Людмила Пантелеева вспоминает важнейшие вехи истории фондов целевого капитала, акцентирует внимание на «русском следе» при создании Нобелевского фонда – пожалуй, самого известного в мире эндаумента – и рассказывает, как миллионы купца-мецената из Вологды оказались заморожены в швейцарском банке.
Эндаументы мирового масштаба
Составляя специально для WEALTH Navigator ренкинг крупнейших мировых эндаументов, Людмила Пантелеева среди прочего напоминает полудетективную историю фонда мормонов, деньги из которого расходовались отнюдь не на богоугодные начинания, и объясняет, как элитный жокейский клуб превратился в главного благотворителя Гонконга.
Кого и почему поддерживают через «вечные фонды»
Людмила Пантелеева — о разнице в предпочтениях благотворителей-миллиардеров и филантропов «из народа».
Фавориты Кремниевой долины
Людмила Пантелеева — о том, почему миллионы американцев кладут средства на благотворительные счета.
Оставить комментарий