Образование 2.0

Чему можно научиться в Интернете?


В этой колонке Глеб Давидюк и Николай Давыдов рассказывают о трендах и событиях разных секторов интернет-экономики, о том, на что стоит обратить внимание инвестору, и на каких ожиданиях и предпосылках строятся модели игроков цифрового рынка.

25.10.2011




Davidyuk_gleb
Глеб Давидюк

Управляющий партнер iTech Capital

За какие-то пару лет мы успели подзабыть, как выглядит бумажный билет на самолет, уже не удивляемся, когда кто-то покупает остров в несуществующем в реальности мире, и возмущаемся, если в аэропорту провинциального города нет бесплатной сети Wi-Fi. Наступил новый век, век информации и мобильности, рождения и смерти новых видов услуг, многие из которых еще десятилетие назад считались фантастикой.
Недавно в «Фейсбуке» знакомого HR-специалиста промелькнул интересный разговор с кандидатом:

Кандидат: Я хотел бы работать врачом.

HR: Это замечательно, но мы специализируемся на интернет-вакансиях!

Кандидат: Можно подумать, вам в вашем Интернете врачи не нужны…

В комментариях к этому диалогу можно было обнаружить все возможные проявления сарказма, вплоть до сравнения интернет-врачей с интернет-сантехниками. Но, если задуматься, Интернет дает нам гораздо больше, чем общение в социальных сетях или покупки в онлайн-магазинах. В нем найдется место и врачам, и сантехникам, и преподавателям. Уже появляются сервисы, позволяющие быстро найти и вызвать слесаря, получить консультацию фармацевта, или взять направление на анализы от врача.

Интернет – уникальная среда для сферы услуг, с эффективными и измеримыми маркетинговыми инструментами и ни с чем не сравнимым эффектом масштаба. Одно из самых перспективных направлений сегодня – образовательные онлайн-сервисы, ведь ежедневно на человека сваливается объем информации, сопоставимой с 174 многостраничными газетами, а сумма накопленных человечеством знаний увеличивается экспоненциально. При этом свободного времени, к сожалению, больше не становится. Информационные технологии экономят наше время, оптимизируют ресурсы и помогают не отставать в этой интеллектуальной гонке. Уже появились полностью виртуальные учебные заведения, позволяющие получить абсолютно реальное высшее образование, не выходя из дома. Школьникам теперь не нужно самим заполнять дневник. И даже маленьких детей с экранов iPad учит английскому языку мультяшный лев. По нашим оценкам, глобальный объем онлайн-сервисов и ПО для образовательного сектора в 2010 году составил свыше 50 млрд долларов, а уже к 2015 году вырастет до 120 млрд.

Однако турбулентная и скорая на расправу интернет-среда заставляет многократно преображаться и эволюционировать сервисы, которые еще декаду назад сами могли показаться небылицей. Программы для автоматизации обучения и бизнес-процессов, наиболее широко распространившиеся в нулевых годах, чье лицензирование еще вчера создавало многомиллиардную выручку таким компаниям, как Pearson и Blackboard, сегодня начинают вытесняться бесплатными решениями, основанными на концепции SaaS (Software as a Service) и «облачных» вычислениях.

Модель SaaS многократно увеличивает доступный рынок для тысяч сторонних разработчиков – так они смогут продавать свое приложение, например по онлайн-сбору денег на экскурсии, сразу всем школам на портале, минимизируя издержки на приспособление под каждую конкретную систему автоматизации и маркетинга.

Благодаря сильной школе программирования и относительно высокой степени проникновения Интернета, российский рынок образовательных сервисов ненамного отстает от западного и ежедневно рождает множество интересных стартапов, часть из которых вполне вероятно станет глобальной и принесет отличную доходность на инвестиции. Тем не менее большинству сегодняшних проектов суждено быть в скором времени забытыми, ведь в такой среде, как Интернет, зачастую непросто предсказать резкое изменение тренда. Отчасти снизить инвестиционные риски на этом рынке может соблюдение нескольких простых рекомендаций:

  • следует использовать серьезную отраслевую экспертизу и постоянно держать руку на пульсе новых технологий;
  • лучше выбирать легко масштабируемые проекты, находящиеся в тренде или создающие тренд, способные превратиться в глобального игрока;
  • лучше и легче инвестировать в работающие и зарабатывающие компании на этапе раннего роста с высокой премией, чем в стартапы на уровне идеи или зрелые компании с дисконтом;
  • необходимо четко понимать стратегию выхода из инвестиции и заранее готовиться к нему;
  • не надо засиживаться в инвесторах – стоит ограничить горизонты своей инвестиции 3–4 годами.


25.10.2011

Источник: SPEAR’S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз