Кнут и пряник


Программы долгосрочного стимулирования топ-менеджмента призваны прежде всего удержать наиболее ценных сотрудников в компании. Но нередко юридические и налоговые последствия таких поощрений заставляют ключевых управленцев разочаровываться в столь привлекательных на первый взгляд мерах. София Куленкова и Ольга Таркина рекомендуют топ-менеджерам детально изучить особенности таких программ, чтобы избежать неприятных эмоций в будущем.

21.09.2011





Словосочетание «программа долгосрочного стимулирования», до недавнего времени популярное только на Западе, становится все более актуальным в современной российской практике управления персоналом, когда речь заходит о разработке эффективных механизмов повышения мотивации ключевых работников группы компаний. Уже сейчас иностранные компании, ведущие бизнес в России, и местные предприятия успешно реализуют большое количество различных программ долгосрочного стимулирования: вознаграждение акциями компании, опционы, фантомные опционы, каждая из которых обладает рядом юридических и налоговых особенностей и последствий. Очень часто на различных этапах программы участник самостоятельно должен декларировать полученные доходы и наряду с компанией уплачивать существенные налоги. Поэтому знание юридических особенностей структурирования программ в России, а также предварительный анализ корпоративных и персональных налоговых последствий на всех стадиях ее реализации представляются исключительно важными для обеспечения успеха внедряемой программы. Особенно учитывая, что зачастую топ-менеджеры, принимающие решения о разработке и внедрении программы, сами являются ее бенефициарами.

Вознаграждение акциями

Это один из наиболее распространенных вариантов программы долгосрочного вознаграждения, когда участники получают право на денежное вознаграждение в будущем при условии продолжения работы в компании и при соблюдении определенных условий (например, достижение ключевых показателей эффективности). В рамках такой программы акции компании переходят в собственность работников, а в дальнейшем участники могут продать ценные бумаги и получить доход. Однако, несмотря на всю «праздничность» ситуации, не стоит расслабляться. При получении акций бесплатно или при их приобретении по цене ниже рыночной у участников возникает обязанность задекларировать доход в виде материальной выгоды и уплатить с него налог, а помимо этого задекларировать доход от продажи акций и уплатить налог с полученного дохода. На данном этапе могут возникнуть сложности с определением рыночной цены необращающихся на организованном рынке ценных бумаг.

Существует несколько тонкостей, знание которых облегчит жизнь новоиспеченных акционеров. При продаже акций у участника будет шанс вычесть расходы, связанные с приобретением, реализацией и хранением акций. Кроме того, налоговое законодательство предусматривает возможность вычесть из дохода, подлежащего налогообложению, уже уплаченный налог с дохода в виде материальной выгоды и сумму самой материальной выгоды. Учитывая, что доходы от продажи акций могут представлять собой значительные суммы, возможность вычесть вышеупомянутые расходы позволит снизить налоговое бремя.

Опционные программы

Этот вид также широко распространен на рынке. В рамках такой программы участники получают право на приобретение акций в определенный день/период времени в будущем по заранее определенной цене при наступлении определенных условий в соответствии с «опционным» договором, заключаемым с участником программы. Типовых программ вознаграждения опционами не существует. Для того чтобы адаптировать опционную модель к нуждам компании с учетом требований российского права, и в частности налогового законодательства, такие программы требуют детальной проработки.

С налоговой точки зрения такая программа таит в себе немало подводных камней. Так, если участники не уплачивают опционные премии на этапе присоединения к программе, у них может образоваться доход в виде материальной выгоды. Рассчитать сумму материальной выгоды (а данная обязанность в ряде случаев лежит на самом участнике) непросто, так как для расчета необходимо определить расчетную стоимость опциона. А она, в свою очередь, может определяться посредством привлечения независимого оценщика либо с помощью применения специальной формулы, что на практике представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий специальных знаний. Таким образом, не исключено, что участникам, получающим вознаграждение опционами, придется столкнуться с некоторыми трудностями, сравнимыми со сдачей экзамена CFA.

Фантомные опционы

Этот вид программы долгосрочного стимулирования основан на денежных выплатах участникам, в котором размер вознаграждения рассчитывается обычно как разница стоимости акций компании на начало и окончание действия программы, умноженная на количество фантомных опционов (расчетных единиц), предоставленных участнику программы. Обычно такая программа внедряется, чтобы снизить риски, связанные с передачей участникам акций напрямую, и избежать проблем с администрированием программы.

Специфика внедрения программ в России

Большинство программ, внедряемых в российских компаниях, а также адаптируемых для российских работников группы глобальных опционных программ, структурируется в рамках их трудовых отношений с российской компанией.

При таком подходе к структурированию документальное оформление программы осуществляется во внутренних документах российских компаний группы и, как правило, сопровождается дополнениями к трудовым договорам с участниками. Дополнительные особенности внедрения программ в России связаны также с учетом требований изменяющегося российского законодательства, прямо не регулирующего программы долгосрочного стимулирования работников, в частности нововведений законодательства о рынке ценных бумаг.

Так, в соответствии с последними изменениями при реализации программы долгосрочного стимулирования, основанной на акциях российского эмитента, российской компании и участникам необходимо учитывать требования Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком…». По закону инсайдерская информация определяется как точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов. В соответствии с этим законом к инсайдерам, в частности, могут относиться и участники программы, в том числе:

  • члены совета директоров, члены коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган;
  • физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудового или гражданско-правового договора (то есть, по сути, к инсайдерам может быть отнесен любой участник программы);
  • другие лица.

Этот же закон запрещает участникам программы, являющимся инсайдерами, использовать инсайдерскую информацию при осуществлении сделок с акциями, приобретаемыми/получаемыми в рамках программы. При этом российская компания – эмитент акций также обязана выполнять ряд нормативных требований (вступающих в силу с 30 июля 2011 года):

  • вести список инсайдеров;
  • уведомлять лиц, включенных в список, о внесении в список/исключении из списка, а также информировать таких лиц о требованиях закона об инсайдерской информации;
  • предоставлять список инсайдеров в ФСФР, а также другим лицам в порядке, установленном ФСФР. А участники, включенные в список инсайдеров эмитента, при совершении сделок с акциями, полученными в результате реализации программы, должны самостоятельно уведомлять о таких сделках компанию-эмитента и ФСФР, что создает дополнительные обязанности для участников.

Мы рассмотрели лишь часть тонкостей внедрения программ, которые должны приниматься во внимание при разработке и своевременно доводиться до сведения участников. Знание юридических и налоговых особенностей, возможно, не избавит участников от сложностей при получении такого рода вознаграждения, но позволит избежать неприятных сюрпризов, связанных с незнанием законодательства – ведь «предупрежден – значит вооружен».

Атлас



София Куленкова
старший консультант группы оказания услуг частным клиентам компании «Делойт»
Ольга Таркина
менеджер группы оказания юридических услуг компании «Делойт»
21.09.2011

Источник: SPEAR'S Russia

Комментарии (1)

Удиенция 06.04.2012 18:14

Хах, а недурно. Кнут и Пряник. София Куленкова и Ольга Таркина соответственно)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз




Экономика ИИ


Iskusstvennyi_intellekt_i_ekonomika_(rynok)_cover
 

Вышедшая недавно в издательстве Альпина PRO книга «Искусственный интеллект и экономика», пожалуй, одно из самых взвешенных и аргументированных сочинений о том, как технологии уже изменили рынок труда, повлияли на инфляцию, распределение богатства и власти и что будет происходить дальше. Автор, известный британский экономист Роджер Бутл, сознательно дистанцируется и от лагеря технооптимистов, убежденных, что роботы и искусственный интеллект обеспечат нам райскую жизнь, и от сторонников апокалиптического сценария, в котором ИИ поработит человечество. В увлекательной и доступной манере Бутл, вооружившись цифрами и результатами исследований, рисует очень рациональный и убедительный сценарий того, как революция в области искусственного интеллекта затронет всех нас. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.