Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/knut-i-pryanik
Дата публикации
21.09.2011
Текст:
София Куленкова
Ольга Таркина
Рубрики:
Идеи и рекомендации
Напечатать страницу
Словосочетание «программа долгосрочного стимулирования», до недавнего времени популярное только на Западе, становится все более актуальным в современной российской практике управления персоналом, когда речь заходит о разработке эффективных механизмов повышения мотивации ключевых работников группы компаний. Уже сейчас иностранные компании, ведущие бизнес в России, и местные предприятия успешно реализуют большое количество различных программ долгосрочного стимулирования: вознаграждение акциями компании, опционы, фантомные опционы, каждая из которых обладает рядом юридических и налоговых особенностей и последствий. Очень часто на различных этапах программы участник самостоятельно должен декларировать полученные доходы и наряду с компанией уплачивать существенные налоги. Поэтому знание юридических особенностей структурирования программ в России, а также предварительный анализ корпоративных и персональных налоговых последствий на всех стадиях ее реализации представляются исключительно важными для обеспечения успеха внедряемой программы. Особенно учитывая, что зачастую топ-менеджеры, принимающие решения о разработке и внедрении программы, сами являются ее бенефициарами.
Это один из наиболее распространенных вариантов программы долгосрочного вознаграждения, когда участники получают право на денежное вознаграждение в будущем при условии продолжения работы в компании и при соблюдении определенных условий (например, достижение ключевых показателей эффективности). В рамках такой программы акции компании переходят в собственность работников, а в дальнейшем участники могут продать ценные бумаги и получить доход. Однако, несмотря на всю «праздничность» ситуации, не стоит расслабляться. При получении акций бесплатно или при их приобретении по цене ниже рыночной у участников возникает обязанность задекларировать доход в виде материальной выгоды и уплатить с него налог, а помимо этого задекларировать доход от продажи акций и уплатить налог с полученного дохода. На данном этапе могут возникнуть сложности с определением рыночной цены необращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
Существует несколько тонкостей, знание которых облегчит жизнь новоиспеченных акционеров. При продаже акций у участника будет шанс вычесть расходы, связанные с приобретением, реализацией и хранением акций. Кроме того, налоговое законодательство предусматривает возможность вычесть из дохода, подлежащего налогообложению, уже уплаченный налог с дохода в виде материальной выгоды и сумму самой материальной выгоды. Учитывая, что доходы от продажи акций могут представлять собой значительные суммы, возможность вычесть вышеупомянутые расходы позволит снизить налоговое бремя.
Этот вид также широко распространен на рынке. В рамках такой программы участники получают право на приобретение акций в определенный день/период времени в будущем по заранее определенной цене при наступлении определенных условий в соответствии с «опционным» договором, заключаемым с участником программы. Типовых программ вознаграждения опционами не существует. Для того чтобы адаптировать опционную модель к нуждам компании с учетом требований российского права, и в частности налогового законодательства, такие программы требуют детальной проработки.
С налоговой точки зрения такая программа таит в себе немало подводных камней. Так, если участники не уплачивают опционные премии на этапе присоединения к программе, у них может образоваться доход в виде материальной выгоды. Рассчитать сумму материальной выгоды (а данная обязанность в ряде случаев лежит на самом участнике) непросто, так как для расчета необходимо определить расчетную стоимость опциона. А она, в свою очередь, может определяться посредством привлечения независимого оценщика либо с помощью применения специальной формулы, что на практике представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий специальных знаний. Таким образом, не исключено, что участникам, получающим вознаграждение опционами, придется столкнуться с некоторыми трудностями, сравнимыми со сдачей экзамена CFA.
Этот вид программы долгосрочного стимулирования основан на денежных выплатах участникам, в котором размер вознаграждения рассчитывается обычно как разница стоимости акций компании на начало и окончание действия программы, умноженная на количество фантомных опционов (расчетных единиц), предоставленных участнику программы. Обычно такая программа внедряется, чтобы снизить риски, связанные с передачей участникам акций напрямую, и избежать проблем с администрированием программы.
Большинство программ, внедряемых в российских компаниях, а также адаптируемых для российских работников группы глобальных опционных программ, структурируется в рамках их трудовых отношений с российской компанией.
При таком подходе к структурированию документальное оформление программы осуществляется во внутренних документах российских компаний группы и, как правило, сопровождается дополнениями к трудовым договорам с участниками. Дополнительные особенности внедрения программ в России связаны также с учетом требований изменяющегося российского законодательства, прямо не регулирующего программы долгосрочного стимулирования работников, в частности нововведений законодательства о рынке ценных бумаг.
Так, в соответствии с последними изменениями при реализации программы долгосрочного стимулирования, основанной на акциях российского эмитента, российской компании и участникам необходимо учитывать требования Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком…». По закону инсайдерская информация определяется как точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов. В соответствии с этим законом к инсайдерам, в частности, могут относиться и участники программы, в том числе:
Этот же закон запрещает участникам программы, являющимся инсайдерами, использовать инсайдерскую информацию при осуществлении сделок с акциями, приобретаемыми/получаемыми в рамках программы. При этом российская компания – эмитент акций также обязана выполнять ряд нормативных требований (вступающих в силу с 30 июля 2011 года):
Мы рассмотрели лишь часть тонкостей внедрения программ, которые должны приниматься во внимание при разработке и своевременно доводиться до сведения участников. Знание юридических и налоговых особенностей, возможно, не избавит участников от сложностей при получении такого рода вознаграждения, но позволит избежать неприятных сюрпризов, связанных с незнанием законодательства – ведь «предупрежден – значит вооружен».
Источник: SPEAR'S Russia