Филантропия как бизнес
Благотворительность должна приносить не только позитивное социальное воздействие, но и прибыль, утверждает Дарья Малюгина.
Дарья Малюгина
Аналитик Центра управления благосостоянием и филантропии СКОЛКОВО.
На первый взгляд сама постановка вопроса – можно ли заработать на филантропии – абсурдна. Ведь в привычном сознании благотворительная деятельность – это бескорыстный жест доброй воли, который точно не ассоциируется с доходностью. До недавнего времени это действительно было так. Однако граница между коммерческим и некоммерческим секторами стирается: сегодня трудно представить международную корпорацию, не декларирующую социальную ответственность в числе своих важнейших принципов. Или НКО, которая не стремится снизить финансовую зависимость от пожертвований и научиться самостоятельно генерировать денежные потоки для обеспечения своей работы.
В поисках новых механизмов благотворительной деятельности участники процесса активно экспериментируют, примеряя разные подходы, в том числе свойственные бизнес-среде. Стремясь изменить мир к лучшему, поколение Y в отличие от своих предшественников не готово просто «раздавать» деньги нуждающимся. Вместо этого они предпочитают вкладывать средства в компании, предоставляющие социальные услуги, и получать при этом финансовую отдачу. Все чаще владельцы капиталов включают в свои инвестиционные декларации этические принципы, предполагающие формирование портфеля активов с учетом их экологических и социальных характеристик. В ответ на это ведущие частные банки, семейные офисы, финансовые консультанты и другие сервис-провайдеры, обслуживающие частные капиталы, предлагают клиентам инновационные решения. В том числе инвестиции социального воздействия, социальные облигации, венчурную филантропию, формирование и управление портфелем устойчивых инвестиций, сочетающие в себе характеристики филантропических и инвестинструментов и сулящие финансовую выгоду как клиенту, так и самому поставщику этих услуг.
Так можно ли заработать на филантропии? Реально ли одновременно решать социальные проблемы и получать финансовую отдачу? Или же это только умелый маркетинговый ход сервис-провайдеров и попытка сыграть на благородных устремлениях своих клиентов? Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся с этими инструментами поближе.
Услуги по управлению и обслуживанию благотворительных инициатив – так называемый philanthropy banking – для многих сервис-провайдеров способ не только привлечь в свое управление дополнительные активы, но и повысить клиентскую лояльность. Более того, это возможность включения в число клиентов хайнетов – представителей нового поколения. Многие из них получили образование за рубежом и, впитав в себя традиции западной филантропии, стремятся добиться не только финансового, но и социального результата от управления своим благосостоянием.
Мировой опыт предлагает широкий спектр услуг philanthropy banking – от выбора наиболее подходящего филантропического механизма и вовлечения молодого поколения в благотворительную деятельность до классического расчетно-кассового обслуживания и управления инвестициями. Одной из самых популярных услуг philanthropy banking среди западных и азиатских владельцев капиталов являются инвестиции социального воздействия.
Технология воздействия
Под этим словосочетанием принято понимать инвестиции с целью получения не только финансовых, но и социальных результатов. Роль этого инструмента для решения социальных проблем сопоставима с ролью венчурного капитала для предпринимательства. Согласно BNP Paribas Individual Philanthropy Index 2015, большинство доноров во всем мире – 52% – считают инвестиции социального воздействия доминирующим трендом в сфере филантропии. Эксперты прочат им большое будущее. По оценкам J.P.Morgan, потенциал рынка огромен: к 2020 году объем преобразующих инвестиций составит от 400 млрд до 1 трлн долларов, а прибыль от них – в пределах от 183 млрд до 667 млрд долларов.
Этот инструмент довольно популярен среди сервис-провайдеров во всем мире. На долю диверсифицированных финансовых институтов/банков и семейных офисов/HNWI, по данным J.P.Morgan, приходится 32 и 13% от общего объема капитала социального воздействия соответственно. Сервис-провайдеры инвестируют в такие проекты и собственные средства. Например, инвестиции социального воздействия в портфеле того же J.P.Morgan составляют уже около 60 млн долларов.
Одним из ярких примеров инвестиций социального воздействия является Acumen Fund. Он был основан в 2001 году благодаря вложениям Rockefeller Foundation, Cisco Systems Foundation и трех индивидуальных инвесторов с целью решения проблемы глобальной бедности. Для достижения этой цели фонд инвестирует средства в компании, которые оказывают услуги беднейшим слоям населения, имеют устойчивую финансовую модель и предлагают инновационные решения. Сегодня его инвестиционный портфель включает компании, работающие в четырех направлениях: медицинские услуги, водоснабжение, энергия и жилье.
Одна из них – индийская 1298 Ambulances со штаб-квартирой в Мумбаи. До недавнего времени там отсутствовала надежная служба экстренной госпитализации и скорой медицинской помощи. Осознавая эту острую потребность, в 2002 году пять недавних выпускников местных медицинских вузов решили наладить сеть услуг скорой медпомощи по всей стране, что позволило бы спасти многие жизни. Проблема заключалась в том, что большинство населения в Индии живет за чертой бедности и просто не может оплачивать подобные услуги.
В качестве решения 1298 Ambulances стала применять гибкую систему ценообразования, основанную на платежеспособности клиентов: беднейшим пациентам услуга предоставляется со скидкой 50% или бесплатно. Сервис пользовался популярностью, машин и персонала не хватало, основатели чувствовали потребность в расширении компании. Для этого были необходимы значительные финансовые вложения. Но частные инвесторы не спешили вкладывать средства в компанию, которая 20% услуг оказывала бесплатно. Однако подход 1298 Ambulances привлек внимание Acumen Fund, который поверил в их бизнес-модель и в 2007 году инвестировал около 1,5 млн долларов.
Результат не заставил себя ждать. Благодаря полученным инвестициям с 2007 по 2008 год парк автомобилей скорой помощи удалось увеличить с 10 до 81 единицы, а к 2010 году компания начала оказывать услуги в семи новых городах. Также были открыты курсы повышения квалификации для сотрудников и курсы первой медицинской помощи для граждан. Сегодня 1298 Ambulances оказывает услуги в пяти индийских штатах. В ее распоряжении
860 машин, а число клиентов приближается к 18 млн.
Таких примеров много. В общей сложности Acumen Fund инвестировал около 88 млн долларов и поддержал 82 компании, которые, в свою очередь, создали 58 тыс. рабочих мест и изменили к лучшему жизни в более 125 млн человек. При этом средняя доходность портфеля фонда составляет 10–15%. Много это или мало? Согласно сравнительному анализу, проведенному GIIN, средняя доходность социального инвестиционного воздействия и прямых инвестиций (private equity) за период с 1998 по 2010 год составила от 6,9 до 8,1% соответственно. Таким образом, доходность инвестиций социального воздействия может быть сопоставима с рыночной.
Перед обществом в долгу
Еще один новейший тренд в социальных финансах – социальные облигации. Эта модель предполагает участие инвесторов в решении социальных проблем и, в случае успеха, в получении дохода. По своей сути социальные облигации представляют собой контракт между инвесторами и государством, в рамках которого последнее платит за положительные изменения в обществе. В случае успеха инвестор получает вознаграждение в размере своих первоначальных вложений и дополнительную премию за риск. В противном случае он теряет все инвестированные средства.
В механизме работы этого инструмента посредник – чаще всего независимая инфраструктурная организация. В его задачу входит организация выпуска социальных облигаций, привлечение инвесторов и подготовка контракта. Инвесторы предоставляют сервис-провайдеру финансирование для обеспечения социальных услуг целевой группе благополучателей. Государство, в свою очередь, гарантирует выплаты инвестору
в случае достижения положительного эффекта. Далее сервис-провайдер оказывает социальную услугу, а независимый оценщик измеряет полученный результат. Изменения в обществе оцениваются по заранее установленным критериям и представляют собой определенный социальный показатель. Например, уровень преступности, продолжительность жизни и т.д.
Таким образом, социальные облигации сочетают в себе характеристики модели «плата за результат» и государственно-частного партнерства, но с некоторыми
отличиями.
Во-первых, финансирование предоставляется до того, как какая-либо цель достигнута.
Во-вторых, мерой успеха будет являться не конкретный продукт или услуга, а социальный результат. Например, об успешной реализации проекта по повышению качества школьного образования будет свидетельствовать не факт организации курсов повышения квалификации учителей, а доля школьников, поступающих в вузы, степень их готовности к восприятию университетских образовательных программ и тому подобное.
В-третьих, социальные облигации в основном выпускаются для предоставления социальных услуг, а не создания объектов инфраструктуры, как в большинстве случаев государственно-частного партнерства.
Первая в мире социальная облигация была выпущена в Великобритании в 2010 году для решения проблемы рецидивов среди отбывших наказание осужденных. Для оказания услуг по реабилитации освобожденных из мест лишения свободы и их адаптации к нормальной жизни управляющая компания привлекла инвестиции в размере 5 млн фунтов. Целью программы было снижение доли повторных обвинительных приговоров среди целевой группы на 7,5% и более. Плательщиком со стороны государства выступило Министерство юстиции. Предельный максимальный доход, который инвесторы смогут получить по истечении восьмилетнего периода, составляет 13%. Успех программы уже налицо: за первые пять лет ее действия уровень рецидивов удалось снизить на 8,4%. Опыт Великобритании уже вдохновил такие страны, как США, Австралия, Канада, Португалия, Германия, на использование облигаций для решения социальных проблем. За пять лет было выпущено 38 таких облигаций.
Тем не менее рынок социальных облигаций только начинает формироваться. Доля этих бумаг в общем объеме бондов составляет всего около 1%, или 20 млрд долларов. Во многом это связано с новизной и сложностью механизма. Зачастую его реализация невозможна без привлечения сторонних консультантов. Главным аргументом против их использования является риск потери не только потенциального вознаграждения, но и самих вложений. Но, как известно, чем больше риск, тем выше потенциальная доходность. По данным Brookings, в зависимости от проекта финансовая отдача может варьироваться от 3 до 30%.
Уникальная возможность
Таким образом, ответ на заданный в самом начале вопрос, можно ли заработать на решении социальных проблем, положителен. Да, можно. Однако это далеко не единственное преимущество использования коммерческого подхода в филантропии. Прежде всего, механизмы, подобные инвестициям социального воздействия и социальным облигациям, позволяют привлечь внимание инвесторов к решению злободневных общественных проблем. Привлечение дополнительных ресурсов в некоммерческий сектор, в свою очередь, обеспечивает оборотным капиталом поставщиков социальных услуг. Наконец, ориентация на результат стимулирует инновации и повышает качество предоставляемых социальных услуг. Развитие подобных механизмов полностью меняет представление о филантропии как о «стихийной милостыне» и способствует укреплению делового подхода к решению социальных проблем.
Такой подход уже доказал свою эффективность как на развитых, так и на развивающихся рынках. Однако в России инвестиции социального воздействия и социальные облигации только-только делают первые шаги. И поэтому сегодня перед российскими сервис-провайдерами открывается уникальная возможность заполнить эту нишу, предложив владельцам капиталов новый взгляд на их благотворительные инициативы в рамках услуг philanthropy banking.
Выиграют от этого все участники процесса: сервис-провайдеры получат в управление дополнительные активы и повысят лояльность клиентов; в свою очередь, владельцы капиталов смогут добиться не только финансового, но и социального эффекта от своих инвестиций, повысить эффективность своей благотворительной деятельности; некоммерческие же организации привлекут дополнительные ресурсы для решения социальных проблем.
Источник: SPEAR'S Russia #12(54)
Левые и правые технологического спектра
Руслан Юсуфов спорит с Марком Андриссеном, Сэмом Альтманом, Сундаром Пичаи и Брайаном Чески, предсказывает протесты новых луддитов и пытается понять, «каким будет столкновение идеального видения будущего ИИ с реальностью его реализации».
Нагоняет ужасы
Новые технологии не только добавляют удобства в нашу жизнь, но и таят потенциальные опасности. Автоматизация и искусственный интеллект, нейросети и биотехнологии – каждый виток прогресса сопряжен с новыми рисками. WEALTH Navigator узнал у представителей IT-индустрии, какие угрозы они считают наиболее серьезными.
Удачно слиться
Алексей Куприянов – о том, почему растет роль консультантов в структурировании сделок и какую добавленную ценность приносят своим клиентам инвестбанкиры.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Оставить комментарий