Окнами на Глобальный Юг


Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.

19.06.2023





Бразилия

Вилла Jatobá

Частный загородный дом
Место: Fazenda Boa Vista, штат Сан-Паулу
Архитектор/бюро: Studio Guilherme Torres

Наряду с высокими и сплошными заборами фасад дома в виде глухой стены – одна из крайних форм архитектурного отгораживания, символ защиты приватной сферы его обитателей. Она позволяет отделить внутреннее пространство жилья от шумной улицы и непрошеных глаз, от горячих солнечных лучей или холодного ветра.

Именно такое решение выбрал архитектор Гильерме Торрес при создании этого проекта. Вилла была спроектирована для ­семьи с двумя детьми как место загородного отдыха и уединения. Она расположена в роскошном кондоминиуме Fazenda Boa Vista в штате Сан-Паулу, вдалеке от больших городов. Проект вошел в число победителей International Architecture Awards 2022.

Простые линии, основательные прямоугольные объемы. Безупреч­но гладкие плоскости белого контрастируют с грубоватой текстурой поверхностей желтоватого цвета. Это стены, возведенные из местной прессованной почвы по технологии, которая известна уже тысячи лет. Не одну тысячу лет насчитывает и принцип организации пространства, характерный для греческого дома, обращенного к своему внутреннему двору, вокруг которого была организована жизнь.

Внешний периметр постройки сформирован шестью глухими объемами. В пяти из них размещены жилые блоки со спальнями. В шестом – блок кухни и хозяйственные помещения.

Между объемами есть просветы, через которые можно попасть внутрь. Пространство интерьера – полная противоположность внешней закрытости. Общие зоны столовой и гостиной, патио, спа связаны и плавно переходят друг в друга. Преграды условны и скорее представляют собой визуальные акценты на фоне минималистичного дизайна, нежели реальные препятствия для взгляда и движения.

Часть этого внутреннего пространства можно закрыть стеклянными перегородками для удобного круглогодичного использования. Часть остается открытой, подобно внутреннему дворику, который можно укрыть от дождя, растянув встроенный тент.

Мебель для виллы спроектирована и изготовлена известными бразильскими дизайнерами. В интерьере использованы изделия местных мастеров.

Большая часть дома построена из клееных деревянных панелей, изготовленных по технологии CLT. Она позволяет получать прочный конструкционный материал из древесины разного качества, заметно снижая количество отходов. Конструкция фундамента позволила существенно снизить использование бетона, а ведь на его производство приходится около 10% промышленных выбросов CO₂ и большое потреб­ление воды. Среди других экологичных решений – использование солнечных батарей и прудов для сбора дождевой воды. Все это отражает приверженность хозяев ценностям устойчивого развития, нежели стремление сэкономить, в чем хозяева такого жилья вряд ли могут нуждаться.

Китай

Shanghai Suhe MixC World

Офисы и торговые центры
Место: г. Шанхай
Архитектор/бюро: Kokaistudios

Один из победителей премии Archdaily Awards в категории коммерческой архитектуры – офисно­-торговый центр в Шанхае, спроектированный Kokaistudios. Это архитектурное бюро итальянского происхождения (основатели – Филиппо Габиани и Андреа Дестефанис), но с китайской пропиской (головной офис расположен в Шанхае).

Архитекторы поставили себе задачу дать коммерческому объекту более широкий смысл, связать его с новой городской средой. В результате получилось новое многофункциональное торговое и общественное пространство, которое сами они назвали «городской долиной».

Шанхай – крупнейший торговый, финансовый и культурный центр с 25-миллионным населением, по качеству жизни занимающий в Китае первое место. Однако для такого плотного, густонаселенного города создание парков и зеленых мест с доступом для горожан – актуальная задача. Авторы проекта постарались компенсировать недостаток зелени в районе за счет того, что поместили коммерческое пространство в рукотворную долину. Доступ в нее организован через ступенчатые покрытые травой склоны, напоминающие чайные плантации. Их текучие, органические формы обеспечивают плавный переход между наземным и подземным пространством.

Спирали лестниц, закручиваясь, уходят с поверхности в глубину. Дополнительную связь наземного и подземного уровней обеспечивают яркие и гротескные скульптуры, созданные привлеченными к работе над проектом художниками. В наземной части пространство разделено улицей, через которую перекинут пешеходный мост. С него открываются виды на реку.

Shanghai Suhe MixC World занимает в общей сложности 4,2 га. На этой площади оказались объекты культурного наследия, которые нужно было сохранить, – дом традиционной для Шанхая XIX века архитектуры и храм Тянь-Хоу. Элементы их архитектуры также были использованы в решении интерьера.

Спортивный парк и стадион в Цюйчжоу

Спортивный объект
Место: г. Цюйчжоу
Архитектор/бюро: MAD Architects

Стадион в Цюйчжоу, спроектированный прославленным китайским бюро MAD Architects, – центр большого спортивного комплекса в провинции Чжэцзян. Городской округ Цюйчжоу расположен примерно в 400 км от Шанхая. Население округа – около 2,5 млн человек.

Завораживающе футуристичные очертания объемов стадиона и других объектов, которые должны разместиться в парке площадью почти 70 га, как обычно у MAD, вдохновлены образами природы и в них черпают свою энергию.

По замыслу архитекторов, ландшафт и архитектура в этом проекте перетекают друг в друга. С первого взгляда и не скажешь, где заканчивается природа и начинается здание. Рельеф зеленых холмов как бы отражается в изгибах висящей над ними конструкции, напоминающей то ли облако, то ли шляпку невероятных размеров гриба.

Впрочем, сами холмы, если приглядеться внимательно, – это тоже архитектура. Внутри них расположены чаша стадиона и основная часть его помещений. А то, что парит над ними в виде «облака», – его крыша.

Ощущение полета возникает благодаря тому, что вся эта огромная конструкция касается основания своими плавными изгибами всего лишь в нескольких точках. Сходство с облаком усиливает полупрозрачный материал мембраны, обтягивающей металлическую конструкцию.

В бетонных опорах, на которых стоит чаша стадиона и которые формируют его внутренние помещения, просматриваются бионические мотивы или постройки какой-то внеземной цивилизации.

Проект, с одной стороны, преобразует ландшафт, с другой – стремится развиваться по его законам, старается максимально использовать естественные возможности. Слой земли, покрывающий искусственные холмы, работает как теплоизоляция. На склонах высажены местные растения, не требующие большого ухода. При строительстве применены в основном местные материалы. Все это позволило сократить бюджет и сделать проект максимально «устойчивым».

Культурный центр Шайжин

Общественное здание
Место: г. Шэньчжэнь
Архитектор/бюро: ARCity Office

Сносить ли руины, которые стали бесполезными и даже опасными, или попробовать дать им новую жизнь и новый смысл? В последнее время идея, что не только объекты с определенной куль­турной и исторической ценностью заслуживают того, чтобы найти им новое применение, завоевывает все более широкое признание.

Яркий пример – дизельная электростанция Ганьтоу в Шэньчжэне, построенная в 1980-х, но выведенная из эксплуатации и заброшенная с тех пор, как город был полностью подключен к национальной сети электроснабжения. В простом, ничем не примечательном железобетонном остове архитекторы из ARCity Office сумели разглядеть основу для нового объекта – не только конструктивную, но и образную, смысловую.

Здание культурного центра не поглощает остатки электростанции, но как бы врастает в них. Мы видим: вот грубые, неопрятные, побитые жизнью конструкции, которые долгое время лишь портили внешний вид района. А вот идеальная геометрия новой жизни. И они прекрасно сосуществуют, уживаются, не стремятся уничтожить друг друга.

Трещины, выбоины, борозды, отверстия в старом бетоне, давно утратившие свое функциональное предназначение, сохраняются тщательно, как если бы они представляли собой след какой-то древней цивилизации. И удивительным образом это создает ощущение реальной ценности, где еще недавно ее едва ли можно было разглядеть.

Даже осколки бетона, оставшиеся на площадке после частичного демонтажа аварийных конструкций, были аккуратно собраны в габионы и стали ­частью среды.

Новая архитектура здесь также черпает вдохновение в истории. В проекте культурного центра использованы элементы и пространственная организация традиционных храмовых построек провинции Гуандун, а вход в основной зал оформлен в виде огромных «лунных ворот» – для любого местного жителя однозначно узнаваемой детали китайского сада.

Книжный магазин на озере Синлун

Коммерческое здание
Место: г. Чэнду
Архитектор/бюро: MUDA Architects

Чэнду – столица провинции Сычуань, один из крупных финансовых и промышленных центров Китая. Вместе с тем ритм жизни здесь более спокойный, чем в таких центрах, как Пекин или Шанхай. Регион известен своими природными красотами, питомником панд и острой кухней.

Решение разместить на озере Синлун в пригороде Чэнду архитектурный и коммерческий объект, который создал бы новую точку притяжения, было принято компанией, занятой развитием этой территории и реализующей здесь концепцию города-парка. В 2018 году был объявлен открытый конкурс на проектирование книжного магазина, на который поступило 486 заявок. Из них в итоге отобрали 20 финалистов, а победу одержала студия MUDA Architects из Чэнду.

В основе концепции лежит образ книги, упавшей с неба. Криволинейная крыша здания – это и загнутая обложка лежащей книги, и отсылка к элементам архитектуры традиционного сычуаньского жилища, и отражение форм окружающей природы (рябь озера, чешуя обитающих в нем рыб, вершины деревьев).

Очевидно, природа и ее созерцание находятся в центре внимания авторов проекта. Панорамные окна магазина обращены к озеру – и в озеро: его уровень примерно на метр выше нижней границы остекления. Само здание буквально опущено в воду.

Вдоль окон выставлены кресла и столики, предназначенные для того, чтобы за чашкой кофе внимательно изучить взятые с полки издания. Однако скорее представляешь следующую картину: ты сел читать, но на первых же абзацах отложил книгу, завороженный видом – гладью озера, которая оказывается как раз где-то на уровне глаз, умиротворением надводного и подводного мира.

Здание простое и лаконичное, однако его внутреннее пространство многофункционально. Помимо стеллажей с книгами здесь предусмот­рены места для выставок, конференций, чтения, уединения и медитации.

Проект вошел в шорт-лист премии Dezeen Awards 2022 в категории коммерческой архитектуры и стал победителем зрительского голосования.

Индия

One Green Mile

Общественное пространство
Место: г. Мумбаи
Архитектор/бюро: StudioPOD, MVRDV

Город содержит скрытые ресурсы, которые нужно учиться использовать. Задача эта не менее сложная и амбициозная, чем освоение ресурсов природы. Но и результат может быть не менее впечатляющим. На месте ничем не примечательных пустот возникают новые притягательные общественные пространства. Тесная, заброшенная или бестолковая среда внезапно превращается во что-то связное, удобное, интересное.

Проект нидерландского архитектурного бюро MVRDV и индийских урбанистов StudioPOD посвящен трансформации цепочки заброшенных пространств, расположенных под бетонной эстакадой в одном из районов Мумбаи, в новое общественное пространство. В результате одна из самых перегруженных улиц города обрела и новые очень нужные пространства, и новую визуальную идентичность.

Эстакада Senapati Bapat Marg – часть 11-километровой магистрали, которая проходит через Мумбаи, создавая шумовое загрязнение и барьеры, ограничивающие мобильность между районами. По замыслу архитекторов, раз уж городские магистрали пока неизбежное зло, надо постараться добавить им дополнительные функции, связанные с развитием общественного пространства. Концепция и мастер-план развития территории были разработаны StudioPOD. MVRDV поработали над дизайнерским решением для ключевого фрагмента «мили».

Пешеходная зона получила своеобразный рельеф, преобразивший привычный формат плоской мостовой за счет третьего измерения и одновременно отгородивший ее от улицы с автомобильным движением. Синие волнистые линии на земле и граффити на бетонных опорах визуально связали галерею свое­образных «комнат» с разными функциями: спортзал, зона отдыха, концертная площадка, читальный зал. Озеленение позволило создать дополнительную тень и защиту от пыльной улицы – и в целом добавить каменным джунглям частичку природы.

Мумбаи – крупнейший и экономически наиболее развитый город Индии, важнейший финансовый, логистический и культурный центр страны – сталкивается с проблемами, которые во многом являются следствием его бурного развития: транспортная загруженность, перенаселенность (Мумбаи входит в пятерку городов мира с самой высокой плотностью населения), бедность и трущобы, в которых оседают те, кто приехал сюда из сельских районов в поисках лучшей жизни и новых возможностей.

One Green Mile – реализация подхода, ставшего уже классикой урбанистики. Без больших затрат за счет простых планировочных и дизайнерских решений вдохнуть новую жизнь в проблемную городскую среду и запустить процессы ее оздоровления. Удобные пешеходные и велосипедные дорожки, освещение, зелень, защита от негативных факторов и рисков, связанных с транспортными потоками, – базовые составляющие качественной среды, которой так не хватает современному Мумбаи.

House of Voids

Городской частный дом
Место: г. Дели
Архитектор/бюро: Malik Architecture

Простые объемы и сложная деконструктивистская игра с их прорезанием и разбиением – фирменные черты архитектурной студии из Мумбаи, которой руководят отец и сын Малики. Их проект House of Voids – «Дом из пустот» – вошел в шорт-лист Dezeen Awards в 2022 году в категории «городской дом».

Архитекторы постарались следовать традиционной для этого района Дели типологии застройки – трехэтажный дом, отделенный от улицы садом. Хотя фактически дом имеет четыре полноценных этажа и террасу на крыше. Подвальный этаж, где разместилась зона офиса, благодаря конфигурации здания достаточно хорошо освещен и не воспринимается как тесное подземелье.

Дом построен из монолитного бетона, который во многих внутренних пространствах и проходах – как бы с изнанки – оставлен открытым. Внешняя сторона дома облицована плиткой из сероватого песчаника, близкого по цвету к бетонным поверхностям.

Значительную часть внешнего объема формируют перфорированные экраны из того же песчаника, отсекающие часть прямых солнечных лучей и ограждающие пространство частной жизни. Часть этих экранов может раздвигаться, регулируя освещенность. Их резная структура отсылает к образу джали – традиционных индийских каменных решеток и ширм. Но в отличие от сложных орнаментов, присущих традиционной архитектуре, Malik Architecture выбрали простой прямоугольный паттерн, который не отвлекает наблюдателя от общего пространственного решения.

На участке уже были большие деревья, и здание буквально утопает в зелени. В сад выходят окна гостиной, расположенной на втором этаже. Чтобы усилить погружение в природу, внешний ажурный экран здесь разрезан, открывая просторный балкон.

Разрезы, световые колодцы, лабиринтообразные проходы – это и есть те самые «пустоты», вынутые из монолитного объема здания. Они обеспечивают связь жилого пространства с окружающей средой – природой, светом и воздухом, – запускают их внутрь.

Россия

Дом культуры ГЭС-2

Общественное пространство
Место: г. Москва
Архитектор/бюро: Ренцо Пиано, проектное бюро АПЕКС

Ренцо Пиано, можно сказать, живая легенда архитектуры. Один из тех, кого принято именовать англо­язычным термином starchitect и кто сформировал визуальный образ архитектуры последней четверти XX века (вспомним хотя бы Центр Помпиду в Париже). И хотя, пожалуй, в веке XXI тон задают уже другие кумиры, любое произведение мастера – это событие. А то, что это событие случилось в Москве, для нас ценно вдвойне.

Со времен Центра Помпиду, который появился в 1970-х, Пиано построил более 30 музеев. Особенность российского проекта в том, что это реконструкция: ГЭС-2 – одна из старейших электростанций столицы, построенная в 1905–1907 годах. Впрочем, создавать новые культурные и музейные пространства в бывших промышленных зданиях уже давно вполне привычный подход. А самый знаменитый пример галереи, разместившейся в здании бывшей электростанции, конечно, Tate Modern в Лондоне.

Когда речь идет о реконструкции, есть риск уйти в одну из крайностей. Либо сделать ее максимально деликатно, лишив критиков и сторонних наблюдателей возможности всерьез обсуждать вклад нового автора. Либо радикально перекроить исходный объект, буквально войти в конфликт с ним и неизбежно вызвать бурю негодования по поводу отношения к наследию и сохранению среды.

Пиано, кажется, удалось избежать и того и другого уклона. С одной стороны, подход чрезвычайно бережный: многое было сохранено и восстановлено с большим вниманием к деталям. С другой стороны, с какими-то элементами и самого здания, и окружения без сожаления расстались.

Все изменения подчинены главной идее автора – максимально наполнить пространство внутри здания естественным светом. Крыша заменена на стекло. Оконные проемы разобраны до уровня земли. Снаружи также много света, который отражает практически белая (на самом деле светло-серая) поверхность стен (до реконструкции они были желтыми, исходный же цвет установить не удалось). Внутреннее пространство наполнено тонкой и легкой паутиной металлических конструкций, зависших в пустоте лестниц и галерей.

Как и раньше, над зданием электростанции возвышаются трубы. Впрочем, не те, что были здесь раньше. Изменились их расположение, функция (вместо выброса отработанных газов – забор свежего воздуха для вентиляции) и цвет. В первых версиях проекта он был другим, однако итоговое решение оказалось удачным: синие трубы над белым фасадом, пожалуй, уже успели войти в ряд иконических образов Москвы, хотя появились совсем недавно.

Отдельного внимания заслуживает лужайка с березовой рощей. Ее наклонный силуэт, белизна стволов и их стройность создают для здания ГЭС-2 удивительную декорацию, в которой можно найти массу смыслов и аллюзий, а можно просто восхититься красотой и силой созданного образа.



19.06.2023

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз