«Линия» на песке


Представьте себе город, плотность жителей в котором почти в девять раз выше, чем в самом густонаселенном московском районе Зябликово (265 тыс. человек на 1 км² против 30,5 тыс.). Город необычной формы расположен в одном из наиболее жарких мест на Земле, в нем нет автодорог, личный транспорт под запретом. Урбанистический кошмар? Нет, напротив, прообраз человекоцентричных городов будущего, невиданный в истории пример абсолютной энергоэффективности и максимального комфорта для жителей, отвечают власти Саудовской Аравии.

19.09.2023





Через несколько лет пустынные земли и горные хребты на северо-западе королевства, от Красного моря вглубь Аравийского полуострова, прорежет прямой, как стрела, 170-километ­ровый футуристический город, целиком помещенный за зеркальный фасад. Его название отражает форму: Line – «Линия». Высота конструкции, изображения которой немедленно воскрешают в памяти кадры фантастических фильмов о будущем человечества, составит полкилометра, ширина – 200 метров.

Такая форма – отражение нового подхода к планированию и использованию городского пространства, перехода от традиционной горизонтальной структуры, когда город расширяется от центра к окраинам, к более эффективной, по мысли авторов проекта, вертикальной структуре. Эти планы озадачили некоторых урбанистов. Одни полагают, что город будет похож на гигантский каньон с темнотой на нижних уровнях. Другие отмечают, что города испокон веков разрастались по концентрической модели, расходясь от исторического центра к периферии, как круги по воде, и в этот естественный ход вещей не может безболезненно быть интегрирована новомодная вертикальная структура.

Границами города станут два параллельных ряда 500-метровых небоскребов. Между ними разместятся жилые пространства, офисы и вся полагающаяся современному городу инфраструктура (школы, университеты, стадионы, больницы, парки, опера и музеи, полицейские участки). Передвигаясь не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси, жители «Линии» смогут добраться до любого городского объекта максимум за 5 минут. Единственным видом транспорта в мегаполисе будет общественный. Поезда смогут разгоняться до 510 км/ч, и на то, чтобы пересечь весь город, уйдет 20 минут.

Ориентированная по оси запад – восток для максимально полного использования солнечного света, «Линия» станет городом с нулевыми выбросами. Энергия для него будет поступать исключительно из возобновляемых источников. Фасад из зеркальных панелей поможет поддерживать комфортный микроклимат в городе, что немаловажно для района, где температура воздуха нередко поднимается выше 40 °С.

Традиционный город членится на районы, и в «Линии» они тоже будут. Арабский мегаполис будет поделен на 135 модулей, каждый из которых сможет принять 80 тыс. жителей. По планам к 2030 году население «Линии» составит 1 млн человек, к 2045-му – 9 млн, что подразумевает 25-процентный прирост нынешнего населения Саудовской Аравии (35 млн человек).

Впрочем, к этим (и любым другим) прогнозам и обещаниям в случае с «Линией» следует относиться довольно осторожно. Информации о ходе проекта, за исключением пресс-релизов от реализующей его саудовской государственной компании, нет. Недаром журналисты издания Middle East Eye были вынуждены анализировать снимки с китайского спутника дистанционного зондирования Земли, чтобы удостовериться: по данным на май 2023 года, в районе строительства шли земляные работы. Разглядеть что-то подробнее не удалось.

Очевидно, что анонсированный график строительства «города мечты» выдержать не удается. В октябре 2021 года Надми Аль-Наср, гендиректор проекта «Неом» (о нем – далее), в интервью Bloomberg уверял: первые жители заселятся в «Линию» в 2024 году. Сейчас понятно, что с новосельем придется повременить: на сайте проекта говорится, что первые модули «Линии» будут построены между 2026 и 2030 годами.

Территория опережающего развития по-арабски

Строительство линейного города – часть амбициозного инфраструктурного мегапроекта «Неом», который оценивается в 500 млрд долларов. Его идеолог и хедлайнер – наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд, которого одни называют выдающимся реформатором арабского мира, а другие – выдающимся же прожектером.

Анонсированный в 2017 году проект «Неом» направлен на диверсификацию экономики главного мирового экспортера нефти, улучшение инвестиционного климата и социальную модернизацию королевства. На сайте проект назван ни много ни мало акселератором прогресса человечества.

Этот проект – одно из практических воплощений государственной программы Vision 2030 по экономической и социальной трансформации Саудовской Аравии, способ преодолеть «сырьевое проклятие». В планах наделить Неом статусом свободной экономической зоны. В интервью Bloomberg несколько лет назад Мухаммед бен Салман Аль Сауд оценил экономический эффект проекта «Неом» к 2030 году в 100 млрд долларов.

Технологический хаб разместится в провинции Табук – именно в этих пустынных местах, по уверению здешних жителей, Моисей 40 лет водил евреев. На площади, равной территории Бельгии, кроме «Линии», построят аэропорты, морской порт, первоклассные курорты, в том числе горнолыжные. Тем самым Саудовская Аравия рассчитывает потеснить Дубай в роли главного курорта исламского мира.

Участвовать в проекте «Неом» приглашены иностранные компании. Но пока их отношение к арабской инициативе довольно сдержанное. Во-первых, попадающая в публичный доступ информация о деталях и сроках реализации проекта весьма скудна и противоречива, недостатка нет разве что в красочных рекламных буклетах, довольно неконкретно расписывающих преимущества этой инициативы. Во-вторых, строительство «прекрасного мира будущего» на отдельно взятой территории сопровождается скандалами разного рода, связанными с пертурбациями в королевской семье Саудовской Аравии, насильственным отселением нескольких десятков тысяч человек из тех районов, где пройдет «Линия», стычками местных племен с силами правопорядка. После убийства в саудовском посольстве в Стамбуле журналиста Джамаля Хашогги, критика политики Эр-Рияда, из руководящих структур проекта «Неом» вышли несколько именитых участников, включая британского архитектора Нормана Фостера.



19.09.2023

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз








Окнами на Глобальный Юг


28_1_
 

Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.