Кадастровые миллионы


Что бы ни говорили критики российской системы налогообложения, она все же достаточно прогрессивна, а налоговое бремя, в сравнении с положением в других государствах, отнюдь не чрезмерное. Тем не менее российская налоговая система вызывает массу справедливых нареканий, основная часть которых, по мнению Егора Коваленко, связана не с самим фактом необходимости уплатить налог, а с отсутствием грамотного механизма исполнения закона. Вопрос о новом порядке расчета налога на имущество – один из свежих примеров того, как с этой ситуацией можно бороться.

13.10.2016




C36b6846
Егор Коваленко

Управляющий партнер «Национальной юридической службы»

Новый порядок расчета налога на имущество – находка для юристов, зарабатывающих на консультировании по фискальным вопросам. Как физические, так и юридические лица обязаны уплачивать налог с имущества, которым они владеют на праве собственности. Базой для определения налога является кадастровая стоимость имущества. Кадастровая стоимость объекта недвижимости зачастую существенно (нередко более чем вдвое) превышает рыночную, следовательно, налог, подлежащий уплате, автоматически «подрастает». Не согласны? Это можно оспорить: существует установленная процедура, которая потребует значительных финансовых вложений. Впоследствии эти вложения, конечно, окупятся – снижение налога предполагается в разы, а для владельцев коммерческой недвижимости или крупных земельных участков это существенно. Но почему бы изначально не установить четкий механизм расчета кадастровой стоимости? Конечно, необходимость пополнения бюджета в данном случае – один из определяющих факторов. При этом нельзя забывать и о неорганизованности наших сограждан – пока кто-то будет готовиться к судебному процессу, пройдет большое количество времени, многие в суд не пойдут, а кто-то обратится не сразу, за это время казна успеет существенно пополниться.

Чтобы помочь неопределившимся разобраться в процедуре, предлагаю рассмотреть случай с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков.

Статья 66 Земельного кодекса утверждает, что для установления кадастровой стоимости земельных участков необходимо проведение государственной кадастровой оценки земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Налоговый кодекс закрепляет также, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда установленные комиссией (судом) сведения о кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Аналогичные правила устанавливает Налоговый кодекс и для иного недвижимого имущества физических лиц, а также для ряда объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам.

Таким образом, законодатель разумно принял решение, что налог необходимо рассчитывать с фактической (рыночной) стоимости имущества, указав, что кадастровая стоимость должна быть равна рыночной в случае установления последней.

По большому счету, кадастровая оценка – тот самый источник для расчета налога, подлежащего уплате в бюджет.

В соответствии со ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. В соответствии со ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая ставка составляет от 0,3 до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в год в зависимости от категории земель.

Таким образом, если кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает рыночную, она может быть оспорена в установленном порядке, так как ее размер влияет на подлежащую уплате сумму налога.

В настоящее время порядок проведения кадастровой оценки регулируется законом «Об оценочной деятельности в РФ», но с 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».

Государственная кадастровая оценка проводится по инициативе органа государственной власти (в ряде случаев – органа местного самоуправления), который, составив перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, привлекает оценщика для производства кадастровой оценки. Стоит ли говорить, что подобная оценка не учитывает индивидуальных особенностей объекта недвижимости, рассчитывается усредненно по району и может быть более чем спорной. Кроме того, кадастровая оценка проводится независимым оценщиком на основании гражданско-правового договора за соответствующее вознаграждение из бюджета.

До тех пор, пока вы не оспорили такую оценку, налог исчисляется именно с суммы, указанной в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Дела об оспаривании кадастровой стоимости рассматриваются по правилам административного судопроизводства, к подаваемому в суд административному исковому заявлению должен быть приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на ту же дату, на которую была определена его кадастровая стоимость. Если у суда возникнут сомнения в достоверности такого отчета, для определения рыночной стоимости объекта может быть назначена судебная экспертиза.

Таким образом, налицо дополнительные расходы – на первоначальную оценку и на последующую судебную экспертизу.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости имущества в размере, равном его рыночной стоимости, является основанием для внесения изменений в ГКН и последующего перерасчета размера налога за тот налоговый период (календарный год), в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Установленная таким решением суда кадастровая стоимость подлежит применению до тех пор, пока уполномоченный орган не проведет новую кадастровую оценку, по результатам которой в ГКН будут внесены сведения о новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, для восстановления справедливости собственнику пришлось бы ходить в суд раз в несколько лет – вслед за установлением новой кадастровой стоимости.

Но на ошибках учатся. Вероятно, для сокращения количества споров новый закон «О государственной кадастровой оценке» определил, что вместо независимых оценщиков заниматься кадастровой оценкой будут бюджетные учреждения.

Эти учреждения не вправе будут заниматься оценочной деятельностью на основании договоров, а ответственность за их деятельность при недостаточности имущества бюджетного учреждения будет нести Российская Федерация.

Также Министерством экономического развития утверждены методические указания о государственной кадастровой оценке, что, бесспорно, должно обеспечить единообразие в подходах к оценке объектов недвижимости и, соответственно, определенную унификацию. И как следствие – привести к уменьшению количества спорных ситуаций.

Таким образом, государством ведется работа, направленная на усовершенствование и упрощение процедуры взимания налогов, что свидетельствует о правильном направлении экономической политики. 



13.10.2016


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз