Искусство инвестиционной полигамии (часть 2)
Получить диверсифицированный портфель хедж-фондов можно только с помощью фонда фондов? Ольга Кокарева утверждает, что это – очередной миф об индустрии, который следует немедленно разоблачить.
Ольга Кокарева
директор по работе с инвесторами DV Advisers
Место в первом классе стоит в несколько раз дороже эконома, а сшитый на заказ костюм значительно дороже готового. Таков феномен люксовых товаров, и цена здесь не главное, а главное – что люди готовы платить за индивидуальный подход и ручную работу. Тогда как массовые продукты выходят из моды, теряют популярность и падают в цене. Казалось бы, при чем тут хедж-фонды.
Но они, конечно, еще как при чем. Статистика оттока капитала показывает, что инвесторы разочарованы в диверсифицированных мультистратегийных фондах хедж-фондов. И дело совсем не в комиссии, а в том, что клиенты получили за эту комиссию. Инвесторов разочаровала низкая доходность фондов фондов в сочетании с проблемой ликвидности и невозможностью влиять на инвестиционный процесс. Исследовательская компания Preqin провела опрос среди инвесторов о причинах их недовольства фондами фондов и выяснила, что 54% респондентов не устраивает низкая доходность, и 27% считают, что заработали бы значительно больше, если бы выбирали хедж-фонды самостоятельно.
Фонд фондов – очевидный вариант для инвестора, который располагает небольшой суммой, но хочет получить кусочек диверсифицированного портфеля хедж-фондов, при этом не имеет возможности детально разбираться в тонкостях инвестиционного процесса и согласен на относительно невысокую доходность.
Крупные институциональные инвесторы, вкладывающие в хедж-фонды миллиарды долларов, сами управляют чужими деньгами и должны показывать целевую доходность. К тому же у них есть возможность нанять профессиональную команду, чтобы самостоятельно принимать инвестиционные решения и полностью контролировать портфель. Именно это и стали делать институциональные инвесторы: забирать деньги из не оправдавших надежды фондов фондов и инвестировать в хедж-фонды самостоятельно. Для гигантских эндаументов и пенсионных фондов это вполне логичное решение.
Но профиль большинства активных инвесторов в хедж-фонды находится где-то посередине двух полярных вариантов. Более мелкие институционалы или семейные офисы тоже недовольны «готовыми к употреблению» фондами фондов. Для них важно, чтобы инвестиционная стратегия подходила именно их конкретным потребностям. Очень важны для них и прозрачность, и возможность участвовать в принятии инвестиционных решений. Но они не могут позволить себе затрат на собственную команду профессионалов manager selection.
Спрос породил предложение, и все больше управляющих фондами фондов начали предлагать инвесторам «индивидуальный фонд фондов» – кастомизированный портфель хедж-фондов, призванный удовлетворить запросы конкретного клиента. Такое решение сочетает в себе лучшие качества фонда фондов и прямого инвестирования в хедж-фонды.
Инвестиционная стратегия создается специально под клиента с учетом его существующего портфеля, целевой доходности и риска, требований к ликвидности и инвестиционных предпочтений (по стратегиям, классам активов или географии). Все эти параметры оговариваются с управляющим «индивидуального фонда фондов» (адвайзером) изначально, и при их изменении портфель тоже меняется. Такая вовлеченность клиента в процесс позволяет создать прицельно сконцентрированный портфель лучших идей вместо передиверсифицированных готовых к употреблению продуктов.
Структура владения также подбирается под требования конкретного клиента. Клиент может передать активы в управление адвайзеру (по модели фонда фондов) либо владеть паями хедж-фондов напрямую. При этом адвайзер, имея возможность получить от хедж-фондов довольно подробное раскрытие информации, обеспечивает клиенту уровень прозрачности, который тот никогда не получил бы, инвестируя в эти хедж-фонды самостоятельно.
Даже если клиент предпочитает вариант прямого владения паями хедж-фондов, операционная головная боль его не касается. Адвайзер занимается и due diligence, оформлением документов, учетом и отчетностью, отношениями с контрагентами, риск-менеджментом. Еще один важный нюанс: адвайзер отвечает за управление ликвидностью портфеля хедж-фондов. Инвестор задает требование минимальной ликвидности, а адвайзер формирует портфель в соответствии с этим ограничением. Далее задача адвайзера – видеть на два шага вперед и постоянно следить за тем, чтобы при необходимости вывода части средств все уведомления были поданы в срок.
Адвайзер занимается и постоянным мониторингом хедж-фондов, общается с менеджерами, делает запросы данных, анализирует и сводит эту информацию в регулярные отчеты для клиента. Таким образом, в распоряжении клиента оказывается команда аналитиков и риск-менеджеров, отработанные системы и алгоритмы, которые клиент не смог бы построить собственными силами. Это особенно полезно, когда портфель включает небольшие и молодые хедж-фонды, которые способны зарабатывать достаточно, чтобы портфель в целом достигал целевой доходности, но требуют особенно пристального внимания с точки зрения риск-менеджмента.
Процесс взаимодействия клиента с адвайзером в такой структуре тоже индивидуален: одному клиенту достаточно стандартного отчета по портфелю раз в квартал, а другому для душевного равновесия необходим телефонный звонок раз в неделю. Для самых любознательных клиентов адвайзер может организовывать встречи с менеджерами хедж-фондов.
Пожалуй, самым значительным ограничением «индивидуального фонда фондов» является высокий порог входа. У хедж-фондов есть минимальная сумма инвестирования, поэтому такая структура подходит инвесторам, готовым вложить как минимум 30 млн долларов.
Комиссия адвайзера, управляющего индивидуальным портфелем хедж-фондов, примерно равна комиссии фонда фондов. Но спрос на индивидуальные портфели растет, а деньги из фондов фондов продолжают забирать. Тут-то и вспоминается феномен люксовых товаров. Фонд фондов – это готовый коробочный продукт, пик популярности которого прошел, и теперь он многим кажется слишком дорогим. А кастомизированный портфель хедж-фондов – индивидуальная услуга, призванная решать конкретные задачи в контексте конкретного портфеля, и за это инвесторы готовы платить.
У фондов хедж-фондов по-прежнему есть и будет свое место в инвестиционном мире и своя целевая аудитория, но инвесторы все меньше хотят покупать готовый инвестиционный продукт. Вместо этого они желают решать индивидуальные задачи в процессе диалога с инвестиционным советником. Приспосабливаясь к изменениям спроса, управляющие фондами фондов из производителей серийного продукта стремятся переквалифицироваться в мастеров уникальных решений ручной работы, которые идеально подходят клиенту и никогда не выйдут из моды.
Материалы по теме
Источник: PBWM.ru
Удачно слиться
Алексей Куприянов – о том, почему растет роль консультантов в структурировании сделок и какую добавленную ценность приносят своим клиентам инвестбанкиры.
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Оставить комментарий