Человек за каждым счетом


Инвестиции на фондовом рынке – путь к реализации личных целей и процветанию, встать на который еще только предстоит миллионам наших сограждан. В Сбере готовы взять на себя роль их заботливого проводника, видящего за каждым счетом живого человека, с его желаниями, чувствами и потребностями, рассказала в интервью Владимиру Волкову управля­­ющий директор – директор управления электронных рынков Сбербанка Аиша Кубезова.

06.12.2023





Некоторое время назад, в феврале прошлого года, мы все оказались в новой реальности. В какой форме наш фондовый рынок подошел к февралю 2022 года и как мы справляемся с тех пор?

К тому моменту наш рынок подошел в форме, которую я бы назвала хорошей. С капитализацией 62,8 трлн руб­лей – это очень существенная сумма. Потом произошло падение, резкий рост волатильности, временное закрытие торгов, отток капитала. После этого – фаза восстановления, в которой мы находимся по сей день.

Текущая, на начало декабря, капитализация всего российского фондового рынка – 57,7 трлн руб­лей. Рост этого показателя год к году – примерно 30%. По обороту торгов мы уже превысили докризисный период: 135 трлн руб­лей против 89 трлн руб­лей два года назад.

Насколько существенно изменился состав участников рынка?

Существенно. Если два года назад на рынке акций физические лица составляли около 40%, то сейчас – более 80%. Я помню, как в 2000‑х мы радовались, когда количество брокерских счетов физических лиц достигло миллиона – нам эта цифра тогда казалась непостижимой. Сейчас на рынке 28,5 млн «физиков» – и мы снова радуемся, но уже не удивляемся.

Для вас как для брокера это что-то качественно меняет – снижение доли нерезидентов на фоне массового прихода на рынок физических лиц?

С одной стороны, это накладывает большую ответственность на профессиональных участников рынка, включая брокеров. К сожалению, финансовая грамотность населения у нас еще не на должном уровне. Сейчас наш рынок довольно узкий – всего около 200 эмитентов против, для примера, 4 тыс. бумаг в Китае или 10 тыс. эмитентов в США. Это, конечно, сужает выбор наших инвесторов, но в то же время снижает риски при инвестировании.

Идти в сторону увеличения институциональных инвесторов, конечно, было бы полезно для рынка. Но для этого надо, чтобы эмитенты возобновили публикацию отчетности: в отличие от физических лиц, многие из которых инвестируют сердцем, институционалы более консервативны. Думаю, в дальнейшем ситуация с отчетностью наладится и баланс восстановится.

Россыпь IPO, которую мы увидели в конце этого года, – движение в правильном направлении?

Конечно. В этом году состоялось уже семь IPO, еще несколько запланировано. Хотелось бы, чтобы российский фондовый рынок постепенно развился из площадки для спекуляций в инструмент привлечения финансовых ресурсов для компаний и всей экономики. Чтобы росла доля акций в свободном обращении, снижалась концентрация собственности государства, особенно в больших предприятиях. Чтобы на рынок приходило больше компаний, в том числе малых и средних. Чтобы за счет всего этого благодаря более правильной атмосфере на рынке росла его капитализация, а сам рынок стал драйвером экономики.

Насколько вероятна у нас реализация пресловутого «иранского сценария» – то есть высокие темпы роста фондового рынка на фоне опережающей инфляции, – о котором много говорят?

«Иранский сценарий» у нас частично возможен. Но здесь я больше ориентировалась бы на паттерн материкового Китая. Фондовый рынок там развивался не так, как у нас: вначале туда не пускали нерезидентов, хотя в последнее время шлюз для них начал чуть-чуть приоткрываться. Тем не менее доля нерезидентов там по-прежнему очень невелика.

При этом население активно инвестирует. На фондовом рынке в Китае более 190 млн клиентов – 15% населения страны. А, например, в фондовый рынок США вкладывают более 60% американцев. Кроме того, на китайском рынке среди эмитентов очень много представителей малого и среднего бизнеса. Хотелось бы, чтобы Россия шла в эту сторону. И хорошие шансы на это есть.

С чем они связаны?

Во-первых, я надеюсь на институционалов. Во-вторых, конечно, на клиентов-­физлиц, инвес­тиционный потенциал которых до сих пор далеко не раскрыт. Брокерскими счетами в нашей стране владеют 28,5 млн человек. Рост за год – свыше 20%. В то же время деньги на счетах есть всего примерно у 10 млн человек, то есть лишь у 7% жителей. Клиентов со счетами, на которых больше 10 тыс. руб­лей, – меньше 3% населения. С одной стороны, это очень мало. С другой – свидетельство большого нереализованного потенциала нашего рынка.

К сожалению, большинство людей у нас до сих пор не знают, как пользоваться инструментами фондового рынка. Они предпочитают депозиты. Но мы свою задачу и миссию в качестве брокера видим в том числе в том, чтобы потихоньку людей образовывать, объяснять, показывать, упрощать. И дальше человек начинает сам вовлекаться. Потом мы вместе с ним будем зарабатывать больше. Это важная часть нашей философии – оставаться с клиентом надолго. В идеале – навсегда.

Люди, инвестирующие в фондовый рынок и в депозиты, – это разные люди?

Те, кто инвестирует в фондовый рынок, как правило, имеют и вклады. Это разумный подход к формированию портфеля. В нем должна быть защитная часть, состоящая из долгосрочных консервативных инструментов и более коротких ликвидных активов. Чаще всего это как раз депозиты, накопительные счета. Остальное можно направлять в инвестиции, в том числе на фондовом рынке. Соотношение между этими двумя частями может меняться в зависимости от времени и обстоятельств. Иногда паника заставляет людей действовать иррационально, что часто ведет к совершенно неоправданным потерям.

Иными словами, все предыдущие кризисы наших с вами сограждан мало чему научили?

Прошлогодний кризис в современной России, конечно, далеко не первый. Но это первый раз, когда на фондовом рынке оказалось так много частных инвесторов, в том числе новичков. Далеко не все из них оказались готовы к тому, что он не всегда растет, а может резко и непредсказуемо падать. Но мы к каждому нашему клиенту относимся очень уважительно. Стараемся делать все, чтобы они зарабатывали. Всегда помним, что за каждым счетом – конкретный человек.

При всем при этом у вас без малого шесть миллионов конкретных людей – владельцев брокерских счетов. Такое число предполагает известную унификацию, автоматизацию сервиса. Как вы с этим справляетесь?

Наше приложение «СберИнвестиции» – доступный инструмент для любого клиента. Мы его сильно переделали за прошлый год, так что активная аудитория увеличилась вчетверо – до 700 тыс. человек в месяц. Всего приложение установлено у 1,3 млн пользователей.

Там несколько основных разделов. Первый – это обучающий контент. Такая матчасть про устройство рынка, основных рыночных инструментов и так далее. Все это мы рассказываем в очень сжатом формате, в стиле инфотейнмент, который все хорошо усваивают.

Второй – аналитика по рынку. Раньше такой материал был доступен только корпоративным клиентам Сбера. Но мы его переработали и сделали аналитическую поддержку розничных клиентов тоже в наглядном, понятном и доступном виде. Например, в этом году мы представили клиентам 25 инвестиционных идей. Из них 22 уже закрыты с положительным результатом, а часть по-прежнему актуальна.

Ну и третий – сервисная история. Нужно, чтобы приложение работало максимально быстро и понятно – стандартный торговый функционал.

На рынке вы конкурируете с традиционными брокерами. В этом соревновании сегодня есть содержательный смысл? Или разделение на банковских и небанковских брокеров – условность?

В недавнем прошлом главное отличие «традиционных» брокеров сводилось к умению хорошо работать с розничными клиентами. В отличие от банков, которые скорее были заточены на институционалов. Но мир изменился. Компетенции во многом смешались. Сегодня все строят универсальную модель, экосистему. Скажем, Сбер уже давно не только банк. То есть наш клиент может использовать один кошелек на любые цели – оплату развлечений, инвестиции, услуги страхования, депозиты. Все в одном флаконе. Это удобно.

Одновременно у больших банков есть важное преимущество, которое особенно явно проявляется в трудные времена, – их финансовая устойчивость. В устойчивос­ти Сбера, думаю, никто не сомневается. Кроме того, большой объем ликвидности позволяет нам предлагать специальные условия для клиентов.

Хорошо, чуть выше вы сказали о человеке, которого видите за каждым счетом. Человекоцентричность – новое слово, и главная идея обнародованной в начале декабря новой трехлетней стратегии Сбера – об этом же?

Конечно. Увы, это нередкий недостаток крупных компаний, особенно с миллионной клиентской базой, когда за каждой цифрой, учетной строкой в базе данных ты перестаешь видеть живого человека, с его уникальными потребностями, проблемами и вопросами. Закладывая идею человекоцентричности в стратегию, мы как раз хотим перестроить свою философию. Хотим видеть не просто клиента, а человека.

Если ты понимаешь, осознаешь, что каждый руб­ль заработан им «потом и кровью», в корне меняется то, как ты начинаешь относиться к решению клиентских проблем, его желаниям и целям. Целям, финансовым и нефинансовым, достичь которых мы должны помочь ему с помощью всего нашего инструментария – информировать, обучать и поддерживать. Особенно в сложных ситуациях. Для этого мы перестраиваем процессы, всю свою сервисную модель, бизнесовую часть. И это не зависит от статуса клиента, его дохода, денег на его счете. Проблема клиента – это наша проблема. С этой идеей мы входим в новый год.

Чего вы от него ждете?

Стабильности. Стабильного роста, на котором мы вместе будем зарабатывать. А еще – чтобы у клиентов мы были любимым брендом. Чтобы Сбер любили не только как акцию, но и как компанию. Для этого нам нужно не переставать повышать доверие людей.

Как брокер я хочу перестроить команду и процессы в рамках нашей новой стратегии. Чтобы мы думали в первую очередь даже не про прибыль и показатели бизнеса, которые, конечно, важны. Но и про то, чтобы нам не было стыдно перед клиентами. Если мы это пройдем, все остальное, естественно, получим.



06.12.2023

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз