Суд для финансового центра


Страны, развивающие свои глобальные финансовые центры, выстроили специализированную судебную инфраструктуру, в компетенцию которой входят разбирательства в сфере финансовых сделок. Москве как будущему международному финансовому центру стоит определиться, каким быть финансовым судам в нашей стране

08.12.2010




27_azatyan
Сергей Азатян

Сооснователь, управляющий партнер и председатель совета директоров фонда Inventure Partners

Улучшение инвестиционного климата и увеличение инвестиций в российскую экономику остаются одной из главных тем экономической политики уже более 10 лет. Начавшийся после кризиса 1998 года экономический подъем позволил российским властям заняться масштабными проектами, одним из которых является создание в Москве международного финансового центра (МФЦ).

Даже глобальный экономический кризис не сделал этот проект менее актуальным.

Однако его реализация связана не только с работой над имиджем и созданием необходимой инфраструктуры. Представители органов власти и многие участники рынка неоднократно обращали внимание, что нельзя вывести инвестиционную привлекательность страны на качественно новый уровень без модернизации судебной системы.

Немалые трудности в разрешении финансовых споров отмечаются уже сегодня. Специфика финансовых взаимоотношений предполагает постоянное возникновение юридических прецедентов, усложняющих судебное производство. Работники судов часто не имеют необходимой финансовой квалификации для анализа нюансов возникшего спора и вынесения объективных решений. К тому же в российских судах обычно нет налаженной системы обмена информацией с коллегами из развитых стран, имеющими гораздо больший опыт рассмотрения финансовых споров. Учитывая растущее количество дел с участием иностранных компаний, без надлежащего опыта отечественным судам никак не обойтись.

В начале 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев поручил правительству принять дополнительные меры по созданию МФЦ. Одной из таких мер должно стать создание специализированного финансового суда в системе арбитражных судов России.

Появление специальных финансовых судов было отражено в концепции создания МФЦ в России, подготовленной Минэкономразвития в прошлом году. В документе говорится, что в компетенции специальных судов будут «споры, возникшие в рамках финансового рынка». Судя по заявлениям представителей министерства, планируется, что это будут споры не только между финансовыми компаниями, но и с их участием.

Однако пока нет ясности, будут ли это именно отдельные суды или специальные составы внутри уже существующих. Создание отдельного суда потребует изменения законодательства. Минэкономразвития уже готовит, в частности, поправки в Арбитражный процессуальный кодекс.

Нет единства мнений и в экспертном сообществе. Одни эксперты полагают, что отдельный государственный финансовый суд нужен. Другие считают, что достаточно третейского суда. Но для рассмотрения дела в третейском суде необходимо согласие обеих сторон.

Судов, аналогичных финансовому, в мире насчитывается лишь несколько.

В Лондоне действует коммерческий суд, где работают 12 судей, специализирующихся по определенной теме. Лондонский суд рассматривает споры, возникшие в рамках международных договоров, коммерческих перевозок, страхования и торговли.

Система финансовых судов Германии существует с 1918 года, когда был создан Имперский финансовый суд, просуществовавший до окончания Второй мировой войны. В 1950 году власти ФРГ возродили отдельный судебный орган, специализирующийся на финансовой сфере. В настоящее время финансовый суд есть в каждом немецком регионе. А возглавляющий систему Федеральный финансовый суд в Мюнхене является одним из высших органов правосудия. Юрисдикция германских финансовых судов ограничена рассмотрением налоговых споров и дел, связанных с таможенными сборами.

В 2008 году в Китае был создан финансовый суд Шанхая. Он находится под юрисдикцией регионального Народного суда и рассматривает финансовые преступления, если сумма ущерба по делу менее 7,4 млн долларов.

Аналогичные суды в Сингапуре и Дублине имеют более широкую юрисдикцию и могут выбирать: применить законодательство страны расположения либо законодательство, выбранное участниками контракта. В их компетенцию входят и другие вопросы, выходящие за рамки коммерческого законодательства, но возникшие на территории финансового центра или с одним из его участников.

На постсоветском пространстве специализированный финансовый суд есть только в Казахстане. СФСА – Специализированный финансовый суд города Алма-Аты – был создан в 2006 году в рамках проекта по созданию регионального финансового центра в Алма-Ате. СФСА имеет статус областного суда, и под его юрисдикцию подпадают все иски, предъявленные к участнику регионального финансового центра. Хотя уже через 2 года после создания СФСА предпринимались попытки понизить его статус в судебной системе Казахстана.

Официальными языками судопроизводства в СФСА являются не только государственные казахский и русский, но и международный английский. В отличие от дубайского и сингапурского варианта, в казахстанском финансовом суде действует только законодательство Республики Казахстан.

Мировой опыт создания финансовых центров показывает, что это привилегия развитой и конкурентоспособной экономики. Не случайно США, Великобритания, Германия, Дубай, Китай, Австралия прилагают много усилий для развития своих МФЦ. Россия могла бы замкнуть эту цепочку глобальных финансовых центров, используя выгодное географическое положение и экономический потенциал.

Создание МФЦ позволит увеличить капитализацию российской экономики, и расширит доступ к финансовым ресурсам для российских предприятий. Ведь сегодня по размерам финансовых потоков Москва входит в мировой топ-10 коммерческих центров согласно индексу MasterCard.

Но финансовые потоки – это еще не всё. Инвесторам и эмитентам необходима надёжная правовая система, предсказуемое законодательство и эффективная администрация. Специализированный финансовый суд также может повлиять на привлекательность российского МФЦ, если его работники будут обладать глубокими знаниями в сфере финансов, если будет использоваться весь спектр современных технологий, и при наличии четкой нормативно-правовой базы.

Атлас



08.12.2010

Комментарии (6)

Azatyan_photo
Сергей Азатян 13.12.2010 17:18

Ваш скептицизм в отношении создания МФЦ в Москве, безусловно, имеет под собой почву. С одной стороны, Москва де-факто уже является финансовым центром. С другой стороны, еще много нужно сделать для совершенствования правовой системы и регулирующих органов, обеспечения прозрачности и улучшения имиджа финансовой системы и страны в целом. В любом случае действия, направленные на создание МФЦ, каждое в отдельности будут крайне полезны для развития финансовых рынков России.

Vitaly 09.12.2010 17:48

2 DDD
Скорее Рига станет МФЦ, чем Москва. Вообще-то ирония в том, что для наших краев, уважаемый DDD, МФЦ просто не нужен. Все, кто хотел быть здесь, уже пришли.

Vitaly 09.12.2010 17:46

2 Mikhail
Потому что для международной работы нужны такие изменения законодательства и налоговой системы, на которые никто не пойдет. Или у вас инсайдерская информация из Белого дома? Точечные изменения по примеру Сколково выглядят не солидно.

DDD 09.12.2010 17:41

2 Vitaly
Вы знаете о каких-то МФЦ в регионе? Расскажите. В мире дефицита действительно нет, а в наших краях нет только конкуренции.

Mikhail 09.12.2010 17:37

2Vitaly
А почему бы и нет? Вам же сказали, что "по размерам финансовых потоков Москва входит в мировой топ-10 коммерческих центров". Банки и компании уже работают здесь.

Vitaly 09.12.2010 17:36

МФЦ - это прекрасно, но в Сингапуре. В Москве это будет искусственным образованием, а строительство инфраструктуры - бездумной растратой. Ни в регионе, ни тем более в мире нет дефицита на МФЦ. Почему банки и компании должны работать именно здесь?


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз