Мир материального


Мы живем в эпоху уменьшения числа редких материалов и навыков, при помощи которых производится большая часть предметов роскоши. Именно поэтому LVMH и ее друзья принялись срочно приобретать их, заявляет Люсия ван дер Пост.

31.10.2014





Когда группа LVMH выкупила 80% итальянской компании Loro Piana за 2,7 млн евро, у нее было на это множество причин, но одно можно сказать с полной уверенностью: LVMH выбрала ее не только за 130 розничных магазинов и узнаваемый логотип.

Гораздо интереснее ее доступ к самым редким и тончайшим волокнам, поскольку Loro Piana – один из крупнейших мировых производителей высококачественного кашемира, для которого используется шерсть с подбрюшья козлят, поставляемая из Северного Китая и Монголии, а также шерсть викуньи – похожего на ламу животного, обитающего в Андах, которую Loro Piana имеет право стричь.

Редки и востребованы не просто сами волокна, но и мастера, умеющие мыть, обрабатывать и перерабатывать их; они определяют, будут ли самые привередливые в мире клиенты и впредь довольны качеством. Это, как выразился один из экспертов моды, полная противоположность быстро проходящей моде – текстильный эквивалент самого изысканного вина.

Парадоксально, что то, чего профессионалы индустрии предметов роскоши боялись больше всего – крепко-накрепко закрытых кошельков клиентов, снижения продаж и все большего нежелания покупать такие товары, – оказалось лишь химерой. Производители мягчайших сумок, шикарной обуви и шелковых шарфов продолжают процветать.

Любой, кто изучает деятельность крупных конгломератов, таких как Richemont, Hermès и LVMH, заметил бы, что дела у них еще никогда не шли столь успешно. Цены акций ползут все выше и выше, продажи растут, а покупатели продолжают приходить в магазины.

Однако и у великих, и у нишевых игроков индустрии роскоши все же есть повод хмурить брови, правда, совсем по другому поводу: они начинают понимать, что ресурсы ограниченны и зачастую истощаются. А под ресурсами мы имеем в виду все то, что необходимо для изготовления большинства предметов роскоши: мастерство, нарабатываемое годами, и редчайшие и самые лучшие природные материалы.

В конце концов, существует не так много земельных участков, на которых можно вырастить виноград для вина категории grand cru, не так много идеальных алмазов (или изумрудов, или натурального жемчуга), ограниченны и поставки тончайшего кашемира… Ну, вы понимаете, о чем идет речь.

Эти реальные и тревожные опасения и стали одной из причин волны поглощений, которыми крупные игроки занимались в последние несколько лет. Нишевые поставщики выделанных кож и шкур, фабрики с работниками редких специальностей, поля ценных растений – все это было скуплено отчасти для того, чтобы иметь возможность продолжать изготовление сумочек из тонкой кожи, шелковых блузок, изысканных духов и первоклассных часов, а отчасти потому, что приобретение компаний, предоставляющих специалистов, дает серьезное преимущество – поскольку все остальные уже не смогут воспользоваться их услугами.

Именно поэтому компания Chanel, например, еще в 1987 году предприняла шаги, чтобы купить 3 га плантаций жасмина и 70 тыс. м2 плантаций майской розы в городе Грассе в Провансе – легендарном месте, где растут самые лучшие цветы для парфюмерного производства. Компания столкнулась с тем, что площади, отведенные этим основным ингредиентам ее духов Chanel № 5, из года в год уменьшаются, а ей требовалась уверенность, что она всегда сможет получить эссенции для необходимых ей ароматов.

Одна унция Chanel № 5 содержит ароматы тысячи цветов жасмина (и это должен быть особый жасмин, растущий только в Грассе) и двенадцати майских роз. Такие пропорции дают некоторое представление о том, почему компании было так необходимо предпринять те самые шаги. По аналогичным причинам она впоследствии прикупила еще и поля ириса и туберозы.

Ход времени

Столь же бесценное значение имеют профессиональные навыки опытных мастеров, и никто так не нуждается в них, как утонченный мир элитных часов. Конкурентная борьба за опытных мастеров и за фабрики, славящиеся способностью производить лучшее из лучшего, достигает огромного накала. Торговый лейбл «Сделано в Швейцарии» чрезвычайно популярен, и он просто необходим, чтобы оправдать баснословные цены, а производители обеспокоены тем, что если образуется нехватка часовых механизмов – одних из ключевых и самых дорогих элементов в часах, – то те, кто не сможет обес­печить себе их поставку, проиграют.

Компания Swatch, которая на протяжении многих лет поставляет основные компоненты для конкурентов, получила разрешение уменьшить продажи часовых механизмов другим компаниям и прекратить их полностью к 2020 году. Это вызвало тревогу всей часовой отрасли и, судя по всему, явилось причиной лихорадочных сделок по слиянию и поглощению почти на 1 млрд долларов США.

Именно поэтому компания Richemont, осознав грядущие проблемы еще в 2000 году, приобрела Les Manufactures Horlogères, известную своей компетентностью в изготовлении дорогих часовых механизмов, необходимых для производства высококачественных часов. Вот почему в 2012 году она также купила компанию Varin-Etampage – швейцарского производителя корпусов, застежек для часовых ремешков и других комплектующих.

В конце прошлого года в борьбу включилась компания Hermès, купив две трети акций швейцарского производителя часовых корпусов Joseph Erard, которыми она еще не владела. Это обес­печивает Hermès стабильные поставки корпусов, в частности знаменитой линии Arceau Le Temps Suspendu. «Мы хотели гарантировать, что нам будут поставляться ключевые комплектующие и в будущем», – заявил тогда Люк Перрамон, руководитель отдела La Montre Hermès, занимающегося производством часов.

Чтобы не отставать, в 2011-м LVMH купила швейцарскую ArteCad, специализирующуюся на изготовлении циферблатов, а еще один швейцарский часовщик – Ulysse Nardin – приобрел Donzé Cadrans – производителя эмалированных циферблатов – таких, при помощи которых часы Ulysse Nardin могут отличаться от конкурентов.

Умелые маневры

Инициатива Hermès по производству товаров под маркой Shang Xia была отчасти вызвана озабоченностью тем, что профессиональные навыки мастеров в Китае быстро исчезают. Сначала появился лишь один маленький магазин в Китае, а теперь есть еще один в Париже. Изделия этой марки, разработанные китайским дизайнером и китайскими мастерами, почти полностью производятся в Китае, но качество и мастерство гарантируются компанией Hermès.

Однако более глубинная причина заключается в том, что изготовление этих изделий помогает сохранить (а в некоторых случаях даже воскресить) традиционные навыки китайских мастеров, уже исчезающие в безудержном стремлении к модернизации такими темпами, которые не могут не вызывать тревоги. В результате появляется серия «культурных изделий», каждое из которых несет на себе печать многовекового наследия, но уже обновленного и переосмысленного с точки зрения современной эпохи.

Hermès, как и другие производители предметов роскоши, понимает, что без всех этих важнейших факторов – отточенных годами навыков мастеров, тонкой кожи, красивых шелков, кашемира, полей жасмина и майской розы – luxury-индустрия в ее нынешнем виде прекратит свое существование. И неважно, сколько людей захотят приобрести их товары, – изготовить их просто не будет возможности. Так что ждите новостей на этом фронте – процесс приобретений на luxury-рынке еще далек до завершения. 



31.10.2014

Источник: SPEAR'S Russia #10(42)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз