Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/tsena-ekomobilnosti
Дата публикации
18.10.2021
Рубрики:
Инвестиции
,
Аналитика
Напечатать страницу
Если в 2019 году на электромобили приходилось 8% объема глобального рынка автомобилей, то в 2020-м – уже 13%. Международное энергетическое агентство сообщает, что продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания снижаются: по итогам 2020 года падение составило 6%. Перспективы еще более неутешительны: на ряде рынков, в том числе в Европе, с 2035 года такие автомобили запретят. Де-факто это устранит конкуренцию для электромобилей и сделает сектор монополистом.
Попутно растет спрос на металлы, необходимые для производства электромобилей: литий, кобальт, графит, никель, алюминий, медь и некоторые редкоземельные элементы. Несколько десятков (а иногда и сотен) килограммов этих металлов в каждом электромобиле приходится на батареи. Около половины веса каждого элемента питания составляет алюминий; за ним по массовой доле следуют медь, графит и никель.
Алюминий используется не только в батареях, но и в ходовой части, а также в оформлении салона автомобиля. Металл обладает небольшим весом и эффективно защищает водителя и пассажиров при аварии. Медь необходима не только для батарей, но и для инфраструктуры, которая поможет электромобилям оставаться на ходу, в частности широкой сети зарядных станций.
Рыночная доля сегмента электромобилей пока очень скромна по сравнению с общей величиной автомобильной индустрии, но цены на ключевые для отрасли металлы быстро растут – уже сейчас спрос на них превышает предложение. Мы полагаем, что в следующие два года как минимум стоимость металлов, использующихся для производства батарей, продолжит расти.
Относительная дороговизна металлов заставляет бизнес активно искать им альтернативы, однако в среднесрочной перспективе спрос на них не упадет, даже если появятся батареи новых типов или технология получения электроэнергии из водорода станет более распространенной.
Аналитики Coface прогнозируют, что по итогам 2021 года цены на никель, алюминий и медь вырастут на 34, 25 и 47% соответственно. В 2020–2050 годах спрос на медь для электромобилей будет увеличиваться в среднем на 9,9% в год, на никель – на 11,8%.
Крупнейшие производители ключевых металлов для электромобилей – Демократическая Республика Конго (ДРК), Австралия, Индонезия, Чили и Россия. Сегодня в некоторых странах происходит модернизация законодательства, которое регулирует добычу полезных ископаемых, чтобы, во-первых, повысить собственные бюджетные доходы от коммерческой разработки ресурсов корпоративным сектором и, во-вторых, попытаться решить экологические и этические проблемы, связанные с добычей этих металлов.
Одним из проблемных с этической и экологической точек зрения металлов можно назвать кобальт. Многие кобальтовые шахты находятся в тропических джунглях, и массовая вырубка леса, необходимая для разработки месторождений, вкупе с загрязнением почвы химикатами сильно дестабилизирует экосистему. При этом в ДРК кобальт обычно добывается совместно с ураном, мышьяком и кадмием, что наносит серьезный вред здоровью рабочих. Некоторые неправительственные организации – например Amnesty International – утверждают, что добытчики кобальта эксплуатируют детский труд.
Ученые активно ищут альтернативы кобальту в аккумуляторных батареях и электронике. Чтобы электромобили действительно произвели «зеленую» революцию на мировом рынке, их производство не должно создавать экологические и этические проблемы.
В качестве возможной замены электродвигателям иногда называют водородные двигатели, которые могли бы позволить удешевить производство «зеленых» автомобилей и минимизировать экологический след от производственной цепочки.
По мнению аналитиков Coface, водородные двигатели смогут изменить ландшафт рынка в ближайшее десятилетие при одном условии: если их внедрение будет активно стимулироваться государствами.
Крупнейшие игроки «электрической» экосистемы автопрома, в том числе автопроизводители, вряд ли сделают на них ставку в ближайшем будущем – они инвестировали в развитие и внедрение электродвигателей слишком много, чтобы отказаться от них на полпути и приступить к развитию совершенно другой технологии. К тому же они рискуют не выполнить в срок требования властей к экологической безопасности нового поколения автомобилей.
В скором будущем счет ежегодных продаж электромобилей пойдет на миллионы, в связи с чем более важной, чем когда-либо ранее, станет индустрия переработки вторичного сырья. Многие компании сегодня спешно создают мощности, направленные на переработку именно батарей электромобилей. Сегменты переработки кобальта и никеля уже достаточно зрелые: всего в мире перерабатывается порядка 60% от общего веса утиля этих металлов. Однако в сегменте переработки лития места для роста еще очень много: на текущий момент в мире перерабатывается всего порядка 1% от его общей утилизируемой массы.
Алексей Фомичев, коммерческий директор Coface Россия.
Coface – международная группа, специализирующаяся на торговом страховании и управлении рисками.