Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/lysaya-pevitsa-v-ramt-afisha-spear-s-russia
Дата публикации 09.04 10:26
Рубрики: Арт
Напечатать страницу


«Лысая певица» в РАМТ. Афиша Spear's Russia


Идеальные мистер и миссис Смит из учебников английского языка, которые никогда не делают грамматических ошибок и ведут образцово-показательную жизнь, однажды так надоели Эжену Ионеско, что он выместил на них раздражение в пьесе «Лысая певица», свое первое произведение театра абсурда. Она соткана из фраз и диалогов в бессмысленной последовательности, как в учебниках иностранных языков, да и в реальных разговорах из жизни, что первым приметил Чехов. Считается, что ритмически первые минуты «Певицы» – абсолютный повтор начала «Трех сестер».

Поставив «Лысую певицу в РАМТе режиссер Екатерина Половцева приглашает на блистательный и поучительный абсурдистский сеанс. Спектакль играют в маленьком пространстве Черной комнаты, и это добавляет остроты в восприятии ионесковского текста. Провести время за закрытыми дверьми с идеальными супругами может оказаться тем еще испытанием, сродни времяпрепровождению с маньяками. Тем более если пары три: мистер и миссис Смит (Алексей Бобров и Анна Ковалева), мистер и миссис Мартин (Виталий Тимашков и Людмила Пивоварова), служанка и пожарный (Татьяна Шатилова и Александр Пахомов).

Комната, где разворачивается действие, обклеена картоном, почти как палата для буйных. По углам часы без стрелок и экран, где показывают сцены из идеальной супружеской жизни: рекламу для домохозяек 1950-х годов и заставку «Санта-Барбары». Черно-белая реклама задает пластику и жестикуляцию актерам как из немого кино. Так текст Ионеско дополняется игровыми мизансценами, не менее гротескно-абсурдистскими, чем диалоги. Пантомимные вставки – путь в подсознание персонажей. Они позволяют нам понять, что между идеальными супругами не только коммуникативный дисбаланс, но и лютая ненависть. Ухахатываясь над происходящим, ощущаешь и трагическую основу этого комического.

Абсурд нарастает и кажется, что он должен закончиться чем-то кровавым. Сначала Ионеско так и хотел (а Ясмина Реза много лет спустя, по сути, его затею реализовала в пьесе «Бог резни»). Но бойни не происходит, действие у Ионеско закольцовывается: в том же месте, в то же время с теми же диалогами мы видим мистера и миссис Мартин. Ну или самих себя. Сложнейшая задачка: прожить жизнь счастливо, не став образцово-показательными супругами.