Постоянный адрес статьи:
https://pbwm.ru/articles/o-vyborah-v-italii
Дата публикации
21.02.2013
Рубрики:
Колонки
Напечатать страницу
главный экономист банка Julius Baer во Франкфурте
Существует довольно высокая вероятность того, что общенациональные выборы в Италии, намеченные на 24-25 февраля этого года, будут способствовать дальнейшему снижению остаточных рисков в еврозоне и нормализации государственных финансов в ближайшие несколько месяцев.
Согласно результатам недавних социологических опросов, демократическая коалиция под руководством Пьера Луиджи Берсани может получить на выборах 35-40% голосов избирателей. Центристской коалиции во главе с исполняющим обязанности премьер-министра Италии Марио Монти, согласно прогнозам, отдадут свои голоса 12-20% граждан. Объединившись после выборов, два лагеря смогут контролировать абсолютное большинство мест в обеих палатах парламента. Формирование подобного левоцентристского правительства даст важный сигнал о том, что реформы, согласованные с европейскими партнерами, продолжатся.
Тем не менее, структурные проблемы Италии невероятно велики. И для их решения простого следования согласованному плану реформ может оказаться недостаточно. Ожидаемое усиление представительства левоцентристской коалиции в новом итальянском правительстве может в известной мере осложнить задачу проведения реформы неповоротливого рынка труда, равно как и намеченного сокращения бюджетных расходов. Поэтому мы сомневаемся в том, что предполагаемый нами исход выборов сам по себе станет катализатором усилий Италии, направленных на возобновление роста ее экономики, переживающей длительную стагнацию.
В то же время по-прежнему сохраняется риск того, что описанный нами выше благоприятный сценарий в итоге не сбудется. Приход правоцентристской партии «Народ свободы» (НС) Сильвио Берлускони полностью исключить нельзя – социологические опросы показывают, что НС и ее партеры по коалиции могут получить на предстоящих выборах более 20% голосов. Хотя альянс НС с партией «Северная Лига» все еще под вопросом, что теоретически может лишить правую коалицию 4-5% голосов.
Возвращение к власти Сильвио Берлускони привело бы к росту неопределенности по поводу перспектив продолжения реформ и вновь вернуло бы на повестку дня вопрос о достижении договоренностей между Италией и европейскими партнерами или Тройкой. Это могло бы повлечь за собой весьма серьезные негативные последствия для финансовой системы, особенно, если учесть предстоящие этой весной всеобщие выборы в Германии – еще один источник политической неопределенности в 2013 году.
Другой фактор риска – нарастающая политическая конфронтация между Марио Монти и Луиджи Берсани. Прежде всего, вызванная превращением Монти из технократа в политическую фигуру и способная в конечном счете оборвать их взаимодействие. Хотя до сих пор их противоречия не выходили за рамки взаимного уважения. В этой связи мы по-прежнему уверены, что формирование коалиционного правительства во главе с Берсани, в котором Марио Монти получит один из ведущих постов, является наиболее вероятным сценарием развития событий после выборов.
Экономика Италии сегодня продолжает испытывать существенные проблемы из-за рецессии и последствий долгового кризиса в Европе. Уровень безработицы среди итальянской молодежи за последние два года подскочил с 28 до 37%. В то же время доля незанятых в среднем по стране, похоже, стабилизировалась у отметки 11%, то есть остается немногим ниже усредненного показателя по еврозоне – 12%. Но нет худа без добра. Наличие этой серьезнейшей проблемы сегодня ведет к положительным подвижкам, включая постепенное сокращение разрыва по размеру доли оплаты труда на единицу выпускаемой продукции между Италией и более конкурентной в этом отношении Германией, а также впечатляющее сокращение внутренних дисбалансов. Особенно примечательно, что из-за слабости внутреннего спроса снизился дефицит текущего баланса – он составляет сейчас менее 1% ВВП; торговый баланс в Италии сохраняет профицит вот уже более шести месяцев. Хотя успешное сокращение дисбалансов в Италии не кажется чем-то уникальным для еврозоны и вполне сравнимо с тем, что происходит сейчас в Ирландии, Испании, Португалии и даже в Греции.
В этом смысле основным триггером процессов экономической перенастройки во всех этих странах по-прежнему остается слабость внутреннего спроса и высокий уровень безработицы, которые являются источниками серьезных проблем в экономике, и которые до сих пор вынуждали местных политиков шевелиться. Риски политической дестабилизации здесь по-прежнему сохраняются, поскольку макроэкономическая подстройка продолжится и в 2013 году. Однако риски для финансовой системы сокращаются по мере постепенного устранения дисбалансов, которые и были главной причиной кризиса в еврозоне все последние годы.
Что касается фискальных трудностей, то самым слабым местом Италии остается высокий уровень ее долговой нагрузки, превышающий 120% ВВП. В результате обслуживание долга обходится стране более чем в 5% ВВП ежегодно. За вычетом процентных платежей Италия имеет бюджетный профицит, а по качеству фискальной политики она сегодня выглядит существенно лучше в сравнении с другими европейскими государствами, пострадавшими от кризиса: Испанией, Португалией и Грецией. Мы ожидаем, что новое правительство, сформированное по итогам февральских выборов, будет и впредь придерживаться нынешней весьма рациональной фискальной политики.
Источник: PBWM