Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/novyy-roskoshnyy-kazahstan
Дата публикации 10.06.2013
Рубрики: Путешествия , HNWI , Увлечения
Напечатать страницу


Новый, роскошный Казахстан


Может ли человек по имени Бурак заставить мир забыть неприятного персонажа Бората и по-настоящему поверить в привлекательность Казахстана для состоятельных людей Запада и Востока, задается вопросом Джон Арлидж. И склоняется к положительному ответу.

Центральноазиатский ответ Куршевелю в предгорьях Тянь-Шаня


За здоровье лошади

Kазахстан занимает уникальное положение в истории роскоши и стиля – уникально невыгодное. Когда Борат, выдуманный репортер «Казах ТВ» и персонаж Саши Барона Коэна, облачился в лаймового цвета «мужское бикини» в фильме «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан», он создал ужасный имидж. Самый ужасный за всю историю человечества. Этого стало достаточно, чтобы никто и подумать не мог о путешествии в бывшую советскую республику, не говоря уже о шопинге.

Но в Казахстане уверены, что шутка уже поизносилась. Поэтому однажды утром, настолько холодным, что глаза мерзнут, Бурак Оймен оказался в компании модели Евы Херциговой, прославившейся благодаря рекламе нижнего белья Hello boys Wonderbra, в торговом центре Esentai на окраине Алматы, крупнейшего города и экономической столицы Казахстана.

Оймен в свои 40 возглавляет турецко-казахскую компанию-застройщик Capital Partners. Он поставил 300 млн фунтов на то, что русские, китайцы, жители стран Персидского залива и любители приключений из Европы приедут разбрасываться наличными в новый шестиэтажный торговый центр площадью 52 тыс. м2 и, возможно, инвестировать в близлежащие высотные здания, в которых есть апартаменты, офисы и отель Ritz-Carlton. Его фирма управляет обоими проектами. Херцигова, подруга жены Оймена, согласилась помочь на открытии Esentai (с казахского название переводится как «здоровая лошадка»).

Торговый центр приютил под своей крышей престижные и роскошные бренды, в том числе Louis Vuitton, Gucci, Breitling, Burberry, Giorgio Armani, Loro Piana, Omega, Lanvin, Fendi, Ralph Lauren, Dolce & Gabbana, Dior и Stella McCartney. Многие компании с помощью Esentai впервые осваивают центральноазиатский рынок. «Эти бренды управляются самими компаниями. Они не организованы в рамках франшизы, – рассказывает Оймен. – Самые последние коллекции продаются здесь одновременно с их появлением в мире».

В Esentai расположен и магазин премиальной сети Saks Fifth Avenue площадью 9 тыс. м2. Рестораны там на каждом шагу, и ни в одном из них не подают перебродившее кобылье молоко или рагу из конины.

Центральноазиатский Куршевель

Saks посреди степи – звучит как цитата из «Абсурдистана». Местный рынок розничной торговли крайне мал. Однако Оймен указывает на то, что ВВП на душу населения в этой большой, богатой нефтью стране вырос в десять раз за период между серединой 1990-х и 2010 годом, прочно укрепив ее позицию в списке стран со средним доходом. Пять миллиардеров и 12 тыс. миллионеров, 140 из которых обладают состоянием более чем в 30 млн долларов, делают Казахстан самой богатой страной среди центральноазиатских соседей.

Аналитики и специалисты по продажам с удовлетворением указывают на головокружительный рост потребления. Эдуард Фор, глава Louis Vuitton в Восточной Европе, знакомый казахским покупателям своими магазинами по всему миру, особенно в Москве и Дубае, получил от них «прекрасные результаты». «Пришла пора зайти на местный рынок напрямую», – считает он.
Конечно, новый Казахстан не может существовать только благодаря розничным продажам. «Это вам не Дубай», – шутит Оймен. Поэтому он со своими партнерами инвестирует и в развлечения. В часе езды от Esentai, в предгорьях Тянь-Шаня, Capital Partners превращает потрепанный советский горнолыжный тренировочный центр в то, что в будущем, как надеется Оймен без капли иронии, станет «центральноазиатским ответом Куршевелю».

С момента покупки дома отдыха, в котором был только один кресельный подъемник, Capital Partners построил в «Чимбулаке» третью по длине в мире канатную дорогу и 30 км трасс, обслуживаемых шестью подъемниками.

«Мы собираемся расширить площадь до размеров Трех долин во Франции, – заявил Оймен. – Куршевель, Мерибель и Валь-Торанс располагают 500 км трасс. Вместе они формируют крупнейший горнолыжный курорт в Европе. Но у наших гор не меньший потенциал».

Инвестиции в будущее

Кто же, помимо состоятельных казахов, приедет в Esentai или в Чимбулак? Алматы была столицей Казахстана, но в 1997 году уступила этот титул новопостроенной Астане, находящейся более чем в 1000 км. Тем не менее «это энергичный город, место, где людям нравится тратить и наслаждаться жизнью», – говорит Оймен. Местный британский экспатриант соглашается и ворчит: «Никто не хочет жить в Астане, только если в этом нет какой-то острой необходимости, но даже в этом случае люди приезжают в Алматы на выходные».

Оймен добавляет, что полет до Алматы из любой точки Казахстана, Западного Китая или Северной Индии занимает не более трех часов. Еще час – и к списку присоединяются Москва и ОАЭ. «Население в этом регионе огромно, целевой рынок – просто гигантский». В этом году он ожидает, что в Esentai приедут 10–12 млн посетителей. В прошлом году за свой первый полный сезон Чимбулак привлек 350 тыс. посетителей, а в этом Оймен рассчитывает на приезд 400 тыс. Для привлечения большего количества иностранных лыжников Capital Partners собирается полностью перестроить старый отель.

«Возможно, сейчас еще рано привлекать публику, – говорит Лукас Маршан, управляющий директор курорта, француз по происхождению. – Любителям приключений тут понравится, но для семьи, требующей комфорта, пока рановато. А вот через два-три года мы выйдем на должный уровень».

Компания Capital Partners известна и в России. Она построила самый большой торговый центр в стране – Metropolis, а также знаменитый, в том числе своими заоблачными ценами, отель The Ritz-Carlton на Красной площади. Теперь же владельцы компании предпочитают инвестировать в Казахстан. «Природные ресурсы составляют заметную долю казахской экономики, – говорит Оймен. – Esentai и Чимбулак – часть программы по расширению этой экономической базы».
Как бы то ни было, надо всем этим довлеет неприятная проблема: Борат. Его наследие все еще живо. Что должно быть вдвойне неприятно для Оймена: его имя – Бурак – созвучно с Боратом. «Да, да, знаю. Постоянно с этим сталкиваюсь. И у меня есть друг по имени Бруно», – говорит он, нахмурившись (Бруно – еще один персонаж Барона Коэна, австрийский модный репортер).

Оймен не испытывает восторга по этому поводу: «Мне не нравятся вопросы про Бората. Я провел здесь много времени, эта страна мне как второй дом. Теперь я знаю, что представляют собой казахи, насколько молодое у них общество и насколько большой потенциал. Давайте забудем Бората. Пора двигаться дальше». С его помощью это возможно. 


Материал опубликован в SPEAR’S Russia #5(28) под заголовком “Забыть Бората”

Материалы по теме


Источник: SPEAR'S Russia