Новый, роскошный Казахстан


Может ли человек по имени Бурак заставить мир забыть неприятного персонажа Бората и по-настоящему поверить в привлекательность Казахстана для состоятельных людей Запада и Востока, задается вопросом Джон Арлидж. И склоняется к положительному ответу.

10.06.2013




Центральноазиатский ответ Куршевелю в предгорьях Тянь-Шаня


За здоровье лошади

Kазахстан занимает уникальное положение в истории роскоши и стиля – уникально невыгодное. Когда Борат, выдуманный репортер «Казах ТВ» и персонаж Саши Барона Коэна, облачился в лаймового цвета «мужское бикини» в фильме «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан», он создал ужасный имидж. Самый ужасный за всю историю человечества. Этого стало достаточно, чтобы никто и подумать не мог о путешествии в бывшую советскую республику, не говоря уже о шопинге.

Но в Казахстане уверены, что шутка уже поизносилась. Поэтому однажды утром, настолько холодным, что глаза мерзнут, Бурак Оймен оказался в компании модели Евы Херциговой, прославившейся благодаря рекламе нижнего белья Hello boys Wonderbra, в торговом центре Esentai на окраине Алматы, крупнейшего города и экономической столицы Казахстана.

Оймен в свои 40 возглавляет турецко-казахскую компанию-застройщик Capital Partners. Он поставил 300 млн фунтов на то, что русские, китайцы, жители стран Персидского залива и любители приключений из Европы приедут разбрасываться наличными в новый шестиэтажный торговый центр площадью 52 тыс. м2 и, возможно, инвестировать в близлежащие высотные здания, в которых есть апартаменты, офисы и отель Ritz-Carlton. Его фирма управляет обоими проектами. Херцигова, подруга жены Оймена, согласилась помочь на открытии Esentai (с казахского название переводится как «здоровая лошадка»).

Торговый центр приютил под своей крышей престижные и роскошные бренды, в том числе Louis Vuitton, Gucci, Breitling, Burberry, Giorgio Armani, Loro Piana, Omega, Lanvin, Fendi, Ralph Lauren, Dolce & Gabbana, Dior и Stella McCartney. Многие компании с помощью Esentai впервые осваивают центральноазиатский рынок. «Эти бренды управляются самими компаниями. Они не организованы в рамках франшизы, – рассказывает Оймен. – Самые последние коллекции продаются здесь одновременно с их появлением в мире».

В Esentai расположен и магазин премиальной сети Saks Fifth Avenue площадью 9 тыс. м2. Рестораны там на каждом шагу, и ни в одном из них не подают перебродившее кобылье молоко или рагу из конины.

Центральноазиатский Куршевель

Saks посреди степи – звучит как цитата из «Абсурдистана». Местный рынок розничной торговли крайне мал. Однако Оймен указывает на то, что ВВП на душу населения в этой большой, богатой нефтью стране вырос в десять раз за период между серединой 1990-х и 2010 годом, прочно укрепив ее позицию в списке стран со средним доходом. Пять миллиардеров и 12 тыс. миллионеров, 140 из которых обладают состоянием более чем в 30 млн долларов, делают Казахстан самой богатой страной среди центральноазиатских соседей.

Аналитики и специалисты по продажам с удовлетворением указывают на головокружительный рост потребления. Эдуард Фор, глава Louis Vuitton в Восточной Европе, знакомый казахским покупателям своими магазинами по всему миру, особенно в Москве и Дубае, получил от них «прекрасные результаты». «Пришла пора зайти на местный рынок напрямую», – считает он.
Конечно, новый Казахстан не может существовать только благодаря розничным продажам. «Это вам не Дубай», – шутит Оймен. Поэтому он со своими партнерами инвестирует и в развлечения. В часе езды от Esentai, в предгорьях Тянь-Шаня, Capital Partners превращает потрепанный советский горнолыжный тренировочный центр в то, что в будущем, как надеется Оймен без капли иронии, станет «центральноазиатским ответом Куршевелю».

С момента покупки дома отдыха, в котором был только один кресельный подъемник, Capital Partners построил в «Чимбулаке» третью по длине в мире канатную дорогу и 30 км трасс, обслуживаемых шестью подъемниками.

«Мы собираемся расширить площадь до размеров Трех долин во Франции, – заявил Оймен. – Куршевель, Мерибель и Валь-Торанс располагают 500 км трасс. Вместе они формируют крупнейший горнолыжный курорт в Европе. Но у наших гор не меньший потенциал».

Инвестиции в будущее

Кто же, помимо состоятельных казахов, приедет в Esentai или в Чимбулак? Алматы была столицей Казахстана, но в 1997 году уступила этот титул новопостроенной Астане, находящейся более чем в 1000 км. Тем не менее «это энергичный город, место, где людям нравится тратить и наслаждаться жизнью», – говорит Оймен. Местный британский экспатриант соглашается и ворчит: «Никто не хочет жить в Астане, только если в этом нет какой-то острой необходимости, но даже в этом случае люди приезжают в Алматы на выходные».

Оймен добавляет, что полет до Алматы из любой точки Казахстана, Западного Китая или Северной Индии занимает не более трех часов. Еще час – и к списку присоединяются Москва и ОАЭ. «Население в этом регионе огромно, целевой рынок – просто гигантский». В этом году он ожидает, что в Esentai приедут 10–12 млн посетителей. В прошлом году за свой первый полный сезон Чимбулак привлек 350 тыс. посетителей, а в этом Оймен рассчитывает на приезд 400 тыс. Для привлечения большего количества иностранных лыжников Capital Partners собирается полностью перестроить старый отель.

«Возможно, сейчас еще рано привлекать публику, – говорит Лукас Маршан, управляющий директор курорта, француз по происхождению. – Любителям приключений тут понравится, но для семьи, требующей комфорта, пока рановато. А вот через два-три года мы выйдем на должный уровень».

Компания Capital Partners известна и в России. Она построила самый большой торговый центр в стране – Metropolis, а также знаменитый, в том числе своими заоблачными ценами, отель The Ritz-Carlton на Красной площади. Теперь же владельцы компании предпочитают инвестировать в Казахстан. «Природные ресурсы составляют заметную долю казахской экономики, – говорит Оймен. – Esentai и Чимбулак – часть программы по расширению этой экономической базы».
Как бы то ни было, надо всем этим довлеет неприятная проблема: Борат. Его наследие все еще живо. Что должно быть вдвойне неприятно для Оймена: его имя – Бурак – созвучно с Боратом. «Да, да, знаю. Постоянно с этим сталкиваюсь. И у меня есть друг по имени Бруно», – говорит он, нахмурившись (Бруно – еще один персонаж Барона Коэна, австрийский модный репортер).

Оймен не испытывает восторга по этому поводу: «Мне не нравятся вопросы про Бората. Я провел здесь много времени, эта страна мне как второй дом. Теперь я знаю, что представляют собой казахи, насколько молодое у них общество и насколько большой потенциал. Давайте забудем Бората. Пора двигаться дальше». С его помощью это возможно. 


Материал опубликован в SPEAR’S Russia #5(28) под заголовком “Забыть Бората”

Материалы по теме



10.06.2013

Источник: SPEAR'S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз




Окнами на Глобальный Юг


28_1_
 

Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.




Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.