Новый, роскошный Казахстан
Может ли человек по имени Бурак заставить мир забыть неприятного персонажа Бората и по-настоящему поверить в привлекательность Казахстана для состоятельных людей Запада и Востока, задается вопросом Джон Арлидж. И склоняется к положительному ответу.
Центральноазиатский ответ Куршевелю в предгорьях Тянь-Шаня
За здоровье лошади
Kазахстан занимает уникальное положение в истории роскоши и стиля – уникально невыгодное. Когда Борат, выдуманный репортер «Казах ТВ» и персонаж Саши Барона Коэна, облачился в лаймового цвета «мужское бикини» в фильме «Борат: культурные исследования Америки в пользу славного государства Казахстан», он создал ужасный имидж. Самый ужасный за всю историю человечества. Этого стало достаточно, чтобы никто и подумать не мог о путешествии в бывшую советскую республику, не говоря уже о шопинге.
Но в Казахстане уверены, что шутка уже поизносилась. Поэтому однажды утром, настолько холодным, что глаза мерзнут, Бурак Оймен оказался в компании модели Евы Херциговой, прославившейся благодаря рекламе нижнего белья Hello boys Wonderbra, в торговом центре Esentai на окраине Алматы, крупнейшего города и экономической столицы Казахстана.
Оймен в свои 40 возглавляет турецко-казахскую компанию-застройщик Capital Partners. Он поставил 300 млн фунтов на то, что русские, китайцы, жители стран Персидского залива и любители приключений из Европы приедут разбрасываться наличными в новый шестиэтажный торговый центр площадью 52 тыс. м2 и, возможно, инвестировать в близлежащие высотные здания, в которых есть апартаменты, офисы и отель Ritz-Carlton. Его фирма управляет обоими проектами. Херцигова, подруга жены Оймена, согласилась помочь на открытии Esentai (с казахского название переводится как «здоровая лошадка»).
Торговый центр приютил под своей крышей престижные и роскошные бренды, в том числе Louis Vuitton, Gucci, Breitling, Burberry, Giorgio Armani, Loro Piana, Omega, Lanvin, Fendi, Ralph Lauren, Dolce & Gabbana, Dior и Stella McCartney. Многие компании с помощью Esentai впервые осваивают центральноазиатский рынок. «Эти бренды управляются самими компаниями. Они не организованы в рамках франшизы, – рассказывает Оймен. – Самые последние коллекции продаются здесь одновременно с их появлением в мире».
В Esentai расположен и магазин премиальной сети Saks Fifth Avenue площадью 9 тыс. м2. Рестораны там на каждом шагу, и ни в одном из них не подают перебродившее кобылье молоко или рагу из конины.
Центральноазиатский Куршевель
Saks посреди степи – звучит как цитата из «Абсурдистана». Местный рынок розничной торговли крайне мал. Однако Оймен указывает на то, что ВВП на душу населения в этой большой, богатой нефтью стране вырос в десять раз за период между серединой 1990-х и 2010 годом, прочно укрепив ее позицию в списке стран со средним доходом. Пять миллиардеров и 12 тыс. миллионеров, 140 из которых обладают состоянием более чем в 30 млн долларов, делают Казахстан самой богатой страной среди центральноазиатских соседей.
Аналитики и специалисты по продажам с удовлетворением указывают на головокружительный рост потребления. Эдуард Фор, глава Louis Vuitton в Восточной Европе, знакомый казахским покупателям своими магазинами по всему миру, особенно в Москве и Дубае, получил от них «прекрасные результаты». «Пришла пора зайти на местный рынок напрямую», – считает он.
Конечно, новый Казахстан не может существовать только благодаря розничным продажам. «Это вам не Дубай», – шутит Оймен. Поэтому он со своими партнерами инвестирует и в развлечения. В часе езды от Esentai, в предгорьях Тянь-Шаня, Capital Partners превращает потрепанный советский горнолыжный тренировочный центр в то, что в будущем, как надеется Оймен без капли иронии, станет «центральноазиатским ответом Куршевелю».
С момента покупки дома отдыха, в котором был только один кресельный подъемник, Capital Partners построил в «Чимбулаке» третью по длине в мире канатную дорогу и 30 км трасс, обслуживаемых шестью подъемниками.
«Мы собираемся расширить площадь до размеров Трех долин во Франции, – заявил Оймен. – Куршевель, Мерибель и Валь-Торанс располагают 500 км трасс. Вместе они формируют крупнейший горнолыжный курорт в Европе. Но у наших гор не меньший потенциал».
Инвестиции в будущее
Кто же, помимо состоятельных казахов, приедет в Esentai или в Чимбулак? Алматы была столицей Казахстана, но в 1997 году уступила этот титул новопостроенной Астане, находящейся более чем в 1000 км. Тем не менее «это энергичный город, место, где людям нравится тратить и наслаждаться жизнью», – говорит Оймен. Местный британский экспатриант соглашается и ворчит: «Никто не хочет жить в Астане, только если в этом нет какой-то острой необходимости, но даже в этом случае люди приезжают в Алматы на выходные».
Оймен добавляет, что полет до Алматы из любой точки Казахстана, Западного Китая или Северной Индии занимает не более трех часов. Еще час – и к списку присоединяются Москва и ОАЭ. «Население в этом регионе огромно, целевой рынок – просто гигантский». В этом году он ожидает, что в Esentai приедут 10–12 млн посетителей. В прошлом году за свой первый полный сезон Чимбулак привлек 350 тыс. посетителей, а в этом Оймен рассчитывает на приезд 400 тыс. Для привлечения большего количества иностранных лыжников Capital Partners собирается полностью перестроить старый отель.
«Возможно, сейчас еще рано привлекать публику, – говорит Лукас Маршан, управляющий директор курорта, француз по происхождению. – Любителям приключений тут понравится, но для семьи, требующей комфорта, пока рановато. А вот через два-три года мы выйдем на должный уровень».
Компания Capital Partners известна и в России. Она построила самый большой торговый центр в стране – Metropolis, а также знаменитый, в том числе своими заоблачными ценами, отель The Ritz-Carlton на Красной площади. Теперь же владельцы компании предпочитают инвестировать в Казахстан. «Природные ресурсы составляют заметную долю казахской экономики, – говорит Оймен. – Esentai и Чимбулак – часть программы по расширению этой экономической базы».
Как бы то ни было, надо всем этим довлеет неприятная проблема: Борат. Его наследие все еще живо. Что должно быть вдвойне неприятно для Оймена: его имя – Бурак – созвучно с Боратом. «Да, да, знаю. Постоянно с этим сталкиваюсь. И у меня есть друг по имени Бруно», – говорит он, нахмурившись (Бруно – еще один персонаж Барона Коэна, австрийский модный репортер).
Оймен не испытывает восторга по этому поводу: «Мне не нравятся вопросы про Бората. Я провел здесь много времени, эта страна мне как второй дом. Теперь я знаю, что представляют собой казахи, насколько молодое у них общество и насколько большой потенциал. Давайте забудем Бората. Пора двигаться дальше». С его помощью это возможно.
Материал опубликован в SPEAR’S Russia #5(28) под заголовком “Забыть Бората”
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia
«Линия» на песке
Представьте себе город, плотность жителей в котором почти в девять раз выше, чем в самом густонаселенном московском районе Зябликово (265 тыс. человек на 1 км² против 30,5 тыс.). Город необычной формы расположен в одном из наиболее жарких мест на Земле, в нем нет автодорог, личный транспорт под запретом. Урбанистический кошмар? Нет, напротив, прообраз человекоцентричных городов будущего, невиданный в истории пример абсолютной энергоэффективности и максимального комфорта для жителей, отвечают власти Саудовской Аравии.
Блюдо дня в А-Клубе: черная уточка
Где бы вы ни были – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи или Красноярске, – черная уточка, символ А-Клуба, укажет на лучшие места для завтрака, встречи с бизнес-партнерами или ужина с семьей. По мнению многих экспертов, в том числе из Frank RG, А-Клуб предоставляет своим клиентам лучший сервис private banking. Поэтому А-Клуб рекомендует тех, кто показывает такой же высокий уровень сервиса.
Окнами на Глобальный Юг
Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.
Дворец на набережной Круазет
Пятизвездочный Hotel Barrière Le Majestic Cannes расположен в Каннах на набережной Круазет всего в 200 м от знаменитого Дворца фестивалей и конгрессов, где каждый год в мае проходит Каннский кинофестиваль. Отель стал его партнером в первый же год, в 1946-м, и с тех пор принимает у себя кинозвезд и всех других участников престижного киносмотра, устраивает им вечеринки и кинопоказы в своем отельном кинотеатре, ублажает, подшивает наряды, погружает в волшебный, беззаботный мир люксового гостеприимства. Наталья Роно рассказывает, почему городу Каннам и Каннскому фестивалю без Le Majestic никак не обойтись.
Изнанка провидца
Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.
Препарируя буржуа
Вышедший в издательстве Individuum перевод книги Элизабет Шимпфёссль «Безумно богатые русские» – убедительное доказательство того, что крепкая теоретическая база, помноженная на выверенную методологию, академическое упорство и научную беспристрастность, дает весьма любопытный результат.
Выбор «А-Клуба»
«А-Клуб» оправдывает свое название и объединяет владельцев капитала в сообщество, которому доступны не только лучшие финансовые услуги, но и лучший опыт и впечатления. WEALTH Navigator вместе с руководителем «А-Клуба» Алиной Назаровой выяснил, в какие московские театры, музеи и рестораны за новыми впечатлениями отправляются члены этого клуба.
«У россиян стало меньше возможностей покупать одежду и обувь в Европе»
Константин Ефимов – о том, как изменился российский рынок премиальной мужской одежды и обуви после начала СВО.
Экономика образов
Галерея pop/off/art, которая давно ассоциируется с Винзаводом, открыла второе пространство, на этот раз в центре Москвы. Ее основатель Сергей Попов рассказал WEALTH Navigator о том, кого, где и кому он теперь собирается показывать, объяснив заодно, может ли интерес к современному искусству служить экономическим индикатором, каким модам следуют сегодняшние коллекционеры, как развиваются события в противостоянии реализмов и концептуализмов и что призваны делать художники, а что – галеристы.
Уникальная коллекция удивительного человека
Ксения Апель – о Сэмюэле Йозефовице, собирателе невероятной по уровню и разнообразию коллекции искусства, распродажа которой на торгах Christie’s в эти месяцы стала одним из главных сюжетов аукционного мира.
Ставка на партнерство
Работа с состоятельными клиентами, востребованная ими персонализация предложений, переход на новый уровень партнерства – приоритеты букмекерской компании «Лига Ставок». Не ограничившись запуском первой на рынке программы лояльности «Привилегия» и введением института персональных менеджеров, компания в уходящем году организовала серию мероприятий для VIP-клиентов. Это один из инструментов, благодаря которым «Лига Ставок» хочет стать для состоятельной аудитории больше, чем просто букмекером, раскрыть новые грани сотрудничества. И такой посыл, похоже, находит отклик у премиальных клиентов: гостей мероприятий, организованных «Лигой Ставок», в летнем спортивном сезоне можно было видеть на земле, на воде и в воздухе.
От карнавала к науке
Ксения Апель – о двух французах, творчество которых определило не только XVIII век, но и последующие столетия – создателе нового жанра Антуане Ватто и философе-просветителе, «отце» арт-критики Дени Дидро.
Оставить комментарий