Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/internet-ekonomika-novye-ozhidaniya-ili-novyy-puzyr
Дата публикации 14.06.2011
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Интернет-экономика – новые ожидания или новый пузырь?


Глеб Давидюк – о своем ощущении от digital economy и о том, в чем разница между старым и новым сетевым бумом.

Davidyuk_gleb
Глеб Давидюк

Управляющий партнер iTech Capital

Этот вопрос приходится все чаще слышать от друзей и коллег, особенно после недавних громких IPO российских интернет-холдингов. С одной стороны, поражают объемы, мультипликаторы оценки и ажиотаж, связанный с подпиской на размещаемые бумаги, с другой – устойчивое послевкусие интернет-пузыря, случившегося на заре ХХI века, ведь многие из сегодняшних инвесторов еще помнят горечь потерь начала 2000-х… и еще совсем недавний провал публичного рынка. Признаюсь, я не исключение и, очевидно, не знаю правильного ответа. Могу лишь констатировать факты и наблюдать за вихрем изменений в окружающей среде, связанных с проникновением Интернета в повседневную жизнь. Моей дочери девять лет, и она свободно владеет редактором Power Point, регистрирует свой мейл в социальных играх и успешно, по-тихому от родителей, покупает приложения в Apple Store. Моя мама, которой ближе к 60, не вылезает из социальных сетей и удачно осваивает сайты туроператоров, приобретая билеты и туры on-line. Все чаще из средств массовой информации мы слышим ссылки на те или иные сайты, да и сами СМИ медленно, но верно переползают в Интернет. Всего этого невозможно не замечать, и надо признать, таких изменений в нашей жизни мы не чувствовали во времена первого интернет-пузыря.

Последние отчеты аналитиков уверенно подтверждают рост интернет-экономики double digits темпами, и Россия тут не исключение. Если в 2009 году интернет-экономика составляла 1,6% российского ВВП, то уже к 2015 году ожидается, что она будет насчитывать около 3,5% ВВП, причем темпы роста станут увеличиваться ежегодно. Интернет-коммерция, интернет-реклама, новые медиа, инфраструктура, B2B-услуги, развитие госсектора – все это отрасли роста интернет-экономики, и уже невозможно отрицать, что Интернет становится неотъемлемой частью ежедневной коммуникации большинства россиян. Очевидные изменения вокруг нас и еще не зажившие раны кризиса 2008 года позволяют предположить, что покупки интернет-холдингов все же делались не только на ожиданиях роста, но и с учетом фундаментальных показателей приобретаемых компаний. Никто не отменял правил финансовой прозрачности и качественного менеджмента, наоборот, в посткризисный период инвесторы стали уделять этим характеристикам значительно больше внимания.

Ментальная и семантическая специфика российского рынка создает премию российским порталам по отношению к их западным аналогам, поэтому конструкция copy-paste еще долго будет доминировать на российском рынке стартапов. Как выловить в мутной воде золотую рыбку – вот задача растущего инвестиционного сообщества. Слишком много вопросов и очень мало понятных ответов – таковы реалии сегодняшнего рынка. Тема модная, легкодоступная и со звонкими историями успеха привлекает многих начинающих бизнесменов и, как ни странно, начинающих инвесторов. Число тех, кто рассматривает интернет-бизнес не как хобби, а как основной источник дохода – увеличивается с каждым днем, и с распространением доступной инфраструктуры интернет-экономика продолжает создавать устойчивый спрос. Государство методично подогревает любопытство неверующих. Все это – великолепная платформа для профессиональных управляющих, фактически прописывающих правила игры ближайшей пятилетки.

У нас на сайте продекларировано: «…мы инвестируем в цифровую экономику…» Я искренне в нее верю, мою веру поддерживает растущее число инвесторов нашего фонда. Осталось лишь качественно и вовремя оправдать ожидания.

Атлас


Источник: PBWM