Интернет-экономика – новые ожидания или новый пузырь?


Глеб Давидюк – о своем ощущении от digital economy и о том, в чем разница между старым и новым сетевым бумом.

14.06.2011




Davidyuk_gleb
Глеб Давидюк

Управляющий партнер iTech Capital

Этот вопрос приходится все чаще слышать от друзей и коллег, особенно после недавних громких IPO российских интернет-холдингов. С одной стороны, поражают объемы, мультипликаторы оценки и ажиотаж, связанный с подпиской на размещаемые бумаги, с другой – устойчивое послевкусие интернет-пузыря, случившегося на заре ХХI века, ведь многие из сегодняшних инвесторов еще помнят горечь потерь начала 2000-х… и еще совсем недавний провал публичного рынка. Признаюсь, я не исключение и, очевидно, не знаю правильного ответа. Могу лишь констатировать факты и наблюдать за вихрем изменений в окружающей среде, связанных с проникновением Интернета в повседневную жизнь. Моей дочери девять лет, и она свободно владеет редактором Power Point, регистрирует свой мейл в социальных играх и успешно, по-тихому от родителей, покупает приложения в Apple Store. Моя мама, которой ближе к 60, не вылезает из социальных сетей и удачно осваивает сайты туроператоров, приобретая билеты и туры on-line. Все чаще из средств массовой информации мы слышим ссылки на те или иные сайты, да и сами СМИ медленно, но верно переползают в Интернет. Всего этого невозможно не замечать, и надо признать, таких изменений в нашей жизни мы не чувствовали во времена первого интернет-пузыря.

Последние отчеты аналитиков уверенно подтверждают рост интернет-экономики double digits темпами, и Россия тут не исключение. Если в 2009 году интернет-экономика составляла 1,6% российского ВВП, то уже к 2015 году ожидается, что она будет насчитывать около 3,5% ВВП, причем темпы роста станут увеличиваться ежегодно. Интернет-коммерция, интернет-реклама, новые медиа, инфраструктура, B2B-услуги, развитие госсектора – все это отрасли роста интернет-экономики, и уже невозможно отрицать, что Интернет становится неотъемлемой частью ежедневной коммуникации большинства россиян. Очевидные изменения вокруг нас и еще не зажившие раны кризиса 2008 года позволяют предположить, что покупки интернет-холдингов все же делались не только на ожиданиях роста, но и с учетом фундаментальных показателей приобретаемых компаний. Никто не отменял правил финансовой прозрачности и качественного менеджмента, наоборот, в посткризисный период инвесторы стали уделять этим характеристикам значительно больше внимания.

Ментальная и семантическая специфика российского рынка создает премию российским порталам по отношению к их западным аналогам, поэтому конструкция copy-paste еще долго будет доминировать на российском рынке стартапов. Как выловить в мутной воде золотую рыбку – вот задача растущего инвестиционного сообщества. Слишком много вопросов и очень мало понятных ответов – таковы реалии сегодняшнего рынка. Тема модная, легкодоступная и со звонкими историями успеха привлекает многих начинающих бизнесменов и, как ни странно, начинающих инвесторов. Число тех, кто рассматривает интернет-бизнес не как хобби, а как основной источник дохода – увеличивается с каждым днем, и с распространением доступной инфраструктуры интернет-экономика продолжает создавать устойчивый спрос. Государство методично подогревает любопытство неверующих. Все это – великолепная платформа для профессиональных управляющих, фактически прописывающих правила игры ближайшей пятилетки.

У нас на сайте продекларировано: «…мы инвестируем в цифровую экономику…» Я искренне в нее верю, мою веру поддерживает растущее число инвесторов нашего фонда. Осталось лишь качественно и вовремя оправдать ожидания.

Атлас



14.06.2011

Источник: PBWM

Комментарии (9)

InDaFund 21.06.2011 19:54

Спасибо. Думаю, что если проговаривать все это с такой откровенностью, можно серьезно удешевить любые российские активы. Но иначе нельзя.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%8220001
Dmitry Gafin 20.06.2011 18:12

Глеб, спасибо за ответы)

Глеб Давидюк 20.06.2011 18:02

Спасибо за вопросы, и sorry что не ответил на них сразу, познавал прелести ПЭФ в городе на Неве. Итак по существу:
1. Ментальная специфика - это наш российский долб...изм. Слабая подготовка по основным экономических предметам, Низкая производительность труда при высоких ожиданиях доходности и как результат традиционная переоценка собственных возможностей. Бороться со всем перечисленным можно только в партнерстве с Russia based co-investors. Семантическая специфика - это русский язык и все связанные с переводом и обслуживанием русскоязычного населения сложности.

2. Дима, хороший вопрос про тренд. Если честно - сам не знаю, да и вряд ли кто-то сможет ответить. Интуитивно ниши мне нравятся больше, в них качественней предложение и при легкой доступности ниши - получаешь лучше услугу. С другой стороны - все идут в агрегаторов, предлагая лучше ассортимент. Наверное в портфеле придется иметь и то и другое. Соц сети и e-comerce наверное нельзя сравнивать ну или расставлять приоритеты ибо это продукты комплименты.

3. До тех пор пока компания показывает хороший результат - она нужна инвесторам, динамика акций Яндекса говорит сама за себя. Fair Price - это баланс рисков и доходности, очевидно сегодня для Яндекса цена fair.

4. Сомневаюсь что в Америке в период доткомов было именно так, все таки больше 10 лет назад все происходило. Взять тот же закон Мура и отсчитать обратно процессинговые мощности, очевидно многое еще не было столь доступно. И самое главное - фундаментальные показатели компаний - не были столь убедительными. Продавались ожидания. Сегодня - нескольго другой формат.

Есть пузырь или нет его - нас это должно волновать меньше всего, руководствуйтесь при покупках здравым смыслом и логикой, НЕ покупайте то что по Вашему мнению ПЕРЕГРЕТО даже несмотря но то что все остальные вокруг Вас сходят с ума. И я Вас уверяю, у Вас не будет повода расстраиваться о том, что вошли в рынок в неправильное время.

Ну и в догонку, мой друг прислал мне хорошую ссылку на лекцию коллеги, я с ним не согласен в отношении его тезиса о пузыре и полностью согласен в отношении MBA... Enjoy

http://techcrunch.com/2011/06/18/mark-suster-raise-money-now-so-when-the-partys-over-youre-sitting-pretty/

InDaFund 17.06.2011 12:18

"Ментальная и семантическая специфика российского рынка создает премию российским порталам по отношению к их западным аналогам".

Глеб, как Вы обозначили эту специфику? Общаясь с западными коллегами, я испытываю наибольшие трудности с формализацией и трактовкой подобных вещей.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bf%d0%b0%d1%81%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%8220001
Dmitry Gafin 16.06.2011 17:15

Глеб, все-таки каков тренд? е-комерс или соц сети с рекламным доходом? миллионы юзеров или ниша?

Dollar 15.06.2011 18:57

Глеб, Вы считаете, что Яндекс получил fair price?

London 15.06.2011 13:07

Очень верные наблюдения про дочку и маму. Но это с одной стороны. С другой, Америка в период краха доткомов именно так и жила.

igorg 15.06.2011 12:41

«Ключевой характеристикой пузыря является то, что никто не предполагает о существовании пузыря». Это слова Марка Андреессена, ему можно верить.

SG 14.06.2011 21:02

10 лет назад люди тоже находили убедительные аргументы, почему нет пузыря.
Впрочем, хочется надеяться на лучшее.


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз