Шкала выбора


На судьбоносные вопросы вроде того, в какую школу определить ребенка, с трудом находится быстрый и правильный ответ. Михаил Мокринский предлагает свой список тем и вопросов, которые стоит держать в голове родителям, чтобы с их помощью облегчить себе выбор.


Чтобы сделать правильный выбор, для начала важно понять, чем именно один тип школы отличается от другого, а также оценить, насколько та или иная школа соответствует способностям и особенностям вашего ребенка.

Когда мы говорим о школе, на ум приходят две метафоры. Первая, как это ни странно, свалка: больше знаний не всегда значит больше понимания, определенности, уверенности. Правило работает и для ученика, попавшего не в лучшую учебную ситуацию, и для родителя, который пытается разобраться в искаженной неполной информации о школе. Вторая метафора – шахматы. Когда новичок изучает правила и ходы, видит их результаты, ему кажется, что он начинает понимать игру. Опытный игрок мыслит комбинациями: это направление перспективно, а это – нет; это исследовано, а это требует риска и творчества. В этой статье мы будем оперировать комбинациями, чтобы избежать как путаницы в описании образовательных моделей, так и их упрощенного понимания.

Теперь о ребенке. Ожидания родителя понятны: образование должно сделать его успешным. Желательно успешным прямо здесь и сейчас, и в академическом марафоне, и в жизни. Чтобы успех опирался и на врожденные, и на приобретенные качества. Чтобы школа помогла пройти путь от задатков к сформированным, зрелым способностям, от способностей – к талантам. Чтобы задатки не были загублены или прополоты в угоду шаблонам системы. Чтобы способности не заржавели без применения. Чтобы заточена была уникальность (умение думать и действовать в своем стиле, в своем темпе, в своей системе смыслов) и была дополнена набором эффективных инструментов (знания, умения, компетенции), ориентирами и мотивами (ценности, культурные нормы).

Итак, осознавая эти потребности, предлагаю пройтись по наиболее очевидным развилкам выбора школы для ребенка.

Российская vs зарубежная

Школа движется в заданной системе направлений, вместе с ней проходит этапы развития, преодолевает ограничения либо приспосабливается, привыкает к ним. Некоторые зарубежные образовательные системы, по крайней мере в лице лучших школ и лучших учителей, когда-то первыми прошли путь от волевого пошагового регулирования работы ребенка к сценированию и сопровождению его деятельности. Можно сказать, ребенка распеленали, дали ему право дергаться, проявлять эмоции, доставлять неудобства. Сценарий позволяет управлять и событиями, и развитием.

Российская школа – из тех, что оставили в системе множество элементов такого «пеленания»: действия ребенка выстроены здесь довольно жестко; учителю работать привычно и комфортно, вместе с ребенком он успевает многое сделать. Ведь человек, несущий спеленатого ребенка на руках, пройдет за единицу времени больше, чем тот, кто помогает делать неуверенные шаги, выписывая восьмерки и вензеля.

На какой стадии находятся сейчас многие зарубежные системы? Их подход в значительной степени дискредитирован тем, что стал суперпрагматичным, максимально упрощенным. Актор сменился потребителем. Пришло суперпеленание – есть кажущаяся свобода, но нет действительной свободы целеполагания и воли; кажется, есть возможности, но нет опыта их реализации за рамками действующей модели.

У российской школы появляется шанс нагнать то, что ранее было в этом контексте упущено. Сохранились традиции глубины и системности, постепенно формируются умения поддерживать разнообразие ролей и моделей самореализации. Есть возможность пересобрать отечественную образовательную модель так, что, сохраняя нацеленность на высокие академические достижения, ребенок будет одновременно учиться тому, как сочетать действия по заданному алгоритму с работой в предлагаемых довольно свободных обстоятельствах.

Государственная vs частная

Государственные школы в целом продолжают лидировать как в качественной базовой, так и в специализированной предметной подготовке.

Где есть место негосударственным институциям? В первую очередь в нишевых решениях для детей с индивидуальными особенностями. Это, например, школы для детей с повышенной эмоциональностью, для слабослышащих. Там меньше детей в классе, подобранные специалисты, вовлеченность родительского сообщества, стабильность и устойчивость. Кроме того, у частных школ есть возможность работать на несколько групп задач одновременно, обеспечивать хорошее управление и сложный баланс ресурсов. Целевые группы детей с дополнительными запросами чаще доверяются бизнесу.

Например, частные вальдорфские, Монтессори и другие подобные школы часто так и живут – они нишевые, со сложной системой, со своей аудиторией.

Инновационная vs традиционная

Чаще это и не развилка вовсе, а общая терминологическая неопределенность, желание попасть в ожидания, эмоционально окрасить восприятие. Здесь нужно особенно внимательно разбираться, почему так на заборе написано, что за забором, какие там приоритеты и какой реальный баланс.

Общеобразовательная vs специализированная

Часто смазанная картинка, смешение типа школы и ожиданий родителей. «Мы бы хотели, чтобы ребенок учился как…» – разумеется, никто не скажет «как все». «Как учились мы», «как учатся дети нашего круга». Это такая культурная либо социальная рамка ожиданий родителей, которые считают, что попадание в эту рамку точно полезно для ребенка.

Специализированные школы – часто про идею: не детскую, родительскую. Вот я, как родитель, воодушевлен идеей и не стесняюсь заявить, что ребенок должен строить жизнь под мою идею. Я обнаружил у ребенка способности. Должен ли я «дожать» их, чтобы они были реализованы? Например, он обладает математическими способностями, правда, не очень любит математику, но пока он сам не решил, что от математики его только тошнит, он должен сделать максимум по своим способностям.
(Математику я даю в качестве примера, часто такое бывает со спортом, искусством.) Нужно осознавать, что, когда вы как родитель настойчиво ведете ребенка по выбранному вами треку, у него проявляются два типа способностей: способности к занятиям учебной дисциплиной и способность сопротивляться родительскому выбору.

Подумайте, какая картинка будущего движет вами: я –родитель счастлив в зрительном зале, когда мой ребенок получает математическую премию, или мой ребенок счастлив, потому что имеет опыт решения математических проблем и преодоления связанных с этим трудностей. Что важнее: ваша мечта и ребенок как средство ее осуществления или иное?

Tab.jpg

Михаил Мокринский, директор школы «Летово»


Источник: Sber Private Banking Outlook 2022