От отцов к детям


Евгения Шамис – о наследовании бизнеса, неизбежности поколенческих конфликтов и способах их смягчения.


Каждое поколение по-своему видит общественные и семейные ценности, каждое выстраивает свою иерархию важного и правильного не так, как это делало предыдущее. Отсюда все конфликты отцов и детей, осмыслить которые пытались еще со времен Древнего Египта.

Теория поколений говорит нам, что первостепенное значение в формировании этих ценностей и мировосприятия как такового играют экономическая ситуация в стране, социально-культурный фон и события, происходившие от рождения до 10 лет. Сверстники, разделившие сходный опыт, образуют поколенческую общность и в каком-то смысле обрекают себя на более-менее единую судьбу. Они будут понятны друг другу, потому что думают и ведут себя примерно одинаково.

Хорошо это или плохо, но поколенческие ценности формируются один раз и остаются навсегда, что не мешает родителям и детям общаться и договариваться друг с другом. И все же конфликты между ними неизбежны, они заложены в самой природе вещей.

Жесткие люди, которые не разговаривали про бизнес

«Отцы», сформировавшие свой капитал в 1990-е и теперь готовящиеся передать его по наследству, – это поколение беби-бумеров или переходных беби-бумеров–Х. Общим для них, людей, рожденных в 50–60-е годы прошлого века, можно признать умение быть жесткими. Они легко отдают приказы и общаются лозунгами, что, безусловно, помогло им создать свои огромные состояния. Но у них нет культуры семейных разговоров про бизнес, которые стали так важны сегодня, когда им надо готовить преемников. Разумеется, подобные качества отцов – серьезный вызов для поколения Х (рожденных в 1970-е) и пограничных Х-миллениалов.

Взросление и возвышение беби-бумеров пришлось на сложное и неоднозначное время, и многие из них хотели для своих детей совсем другой жизни. Поэтому некоторые наследники не только не испытывали подобных трудностей, они даже не знали, в каких условиях создавались бизнесы, что стояло за капиталами, которые когда-нибудь им достанутся. Родители не обсуждали деловые вопросы за семейными ужинами и, в общем, не умели этого делать.

Сейчас ситуация меняется. Во-первых, родители в богатых семьях стали осознавать, что они не понимают, как и о чем разговаривать с детьми, когда дело касается очень серьезных вопросов, бизнеса и его развития. Им и хочется про это говорить, но не хватает практики, как именно обсуждать сложные вопросы и свои ожидания от детей. Они переживают одновременно и за наследников, и за бизнес, хотят, чтобы он развивался и после них. И очень не спеша начинают сложные, но важные разговоры. Во-вторых, многие пытаются преодолеть свою слабость и готовы учиться общаться (в конце концов, это нужно для дела). Те же, у кого дети еще не выросли, начинают говорить с ними о деньгах и работе уже с садика и первых классов школы.

Главные страхи

Если с детьми-иксами беби-бумеры поговорить не успели, то с миллениумами это получается. Однако их отличительная особенность состоит в том, что они больше заявляют о своих намерениях, но не делают на практике достаточно. Очевидно, что родители, видя такое не совсем трепетное отношение к делу своей жизни, испытывают страх и раздражение.

Важно, что заявления «давай сядем и быстро разберемся, что делать» здесь не сработают. Сложным вопросам нужно уделить больше времени.

О многих подводных камнях межпоколенческого общения можно догадаться заранее. Например, не очень просто приходится родителям пограничного поколения Х-миллениум (рожденных в 1980-е), тем, у кого сейчас маленькие дети и дети-подростки. Эти люди сейчас активно вовлечены в политику и крупный бизнес. В целом ряде регионов России работают губернаторы как раз из этого поколения. Они достаточно жесткие, прямые и требуют все упрощать, сводить к трем-пяти пунктам.

Более терпеливый диалог выстраивается у родителей с детьми, рожденными начиная с 1999–2000 годов. Это пограничное поколение YZ и поколение Z.

У нынешних детей, поколения Z, амбиции помимо бизнеса и карьеры включают науку и искусство.

Однако всем будет полезно понять, что боятся обе стороны. Главный страх «отцов» – потерять компанию. «Страшно, что дело, в которое я столько вложил, будет убито неграмотными действиями, что будут сделаны непоправимые ошибки, из-за которых бизнес очень быстро развалится. Не хочется увидеть это своими глазами», – говорят они.

Другой страх – почувствовать себя не у дел. Людям, которые долгие годы были президентами, председателями советов директоров, а главное – активными собственниками, страшно отойти в сторону.

Один из больших страхов младшего поколения – остаться в тени своих «великих» родителей. Они заранее ждут и заранее переживают из-за того, что их станут сравнивать с отцом или дедом и критиковать.

Со стороны видно, что и старшие, и младшие в этом разговоре забывают прояснить свою позицию. Дети, даже если они взрослые, могли бы сказать, что, несмотря на озабоченность вопросами планетарного масштаба, они тоже думают про цифры и процессы внутри компании (но, может быть, недооценивают их важность). И тут сам собой напрашивается разговор о сути бизнеса и о его механике.

А беби-бумеры могли бы объяснить, как выглядит преемственность с их стороны, и дать понять, почему им важно, чтобы наследник где-то еще поучился. Миллениалы – единственное поколение, которое не очень представляет траекторию своего долгосрочного развития. И, конечно, будущее, в котором человек рано или поздно возглавит большой бизнес, заслуживает обстоятельных разговоров.

Tab.jpg

Отладка диалога

В любом бизнесе, а в семейном особенно, кардинально важной вещью становится доверие. Но механизм его формирования у каждого поколения свой.

У беби-бумеров доверие вызывают победы. Им важны не просто хорошие, а выдающиеся результаты, которые потом необходимо отпраздновать вместе с семьей.

Для поколения Х доверие – это длинный разговор по душам (что справедливо и для беби-бумеров-Х; 1961–1967 годов рождения), обсуждение сложных и глубоких моментов. Им важно обсуждать самые разные вещи и делиться тем, что можно рассказать только близким.

Миллениалы проникаются доверием к убедительным свидетельствам успеха, но если беби-бумеры охотно о нем рассказывают, то рожденные в 1961–1967 годах и особенно в 1970–80-е годы обычно предпочитают молчать о своих достижениях.

Поколению Z важнее удобство, научные доказательства и взрослые доводы с детства. Они хотят, чтобы человек озвучивал свою позицию, но при этом выслушивал другое мнение и не требовал во всем и полностью принять его сторону.

И, наверное, это пожелание можно адресовать всем возрастным группам, потому что без честного проговаривания своих страхов, надежд и мыслей добиться понимания и доверия будет невозможно. Пока же мы видим, что отцам и детям зачастую сложно договориться даже о простых вещах, а беседы о бизнесе с родными людьми вообще не позволяют отключиться от эмоций.

Если же наладить диалог самостоятельно не получается, нужны медиаторы – квалифицированные посредники, которые выступают в роли третейского судьи. Это могут быть члены семьи, если они умеют держать нейтралитет и вызывают доверие у всех сторон. Если нет, то лучше прибегнуть к помощи профессионала.

Все возникающие договоренности важно записывать, что довольно непривычно и может поначалу вызвать отторжение. Но лучше заранее принять тот факт, что семейные переговоры гораздо сложнее, чем любые другие. Потому что в этой ситуации вам вдруг приходится отступить от привычных ролей и отношений родитель – ребенок и взять на себя новую ответственность или, наоборот, передать ее.

Если же возраст наследников еще позволяет, то практиковать навык доверительных разговоров, навык понимания того, что именно стоит за словами родных и близких людей, нужно начинать как можно раньше. Во всяком случае, это научит родителей замечать те точки, в которых зарождается типичный поколенческий конфликт, что сэкономит много времени и нервов в будущем.

Евгения Шамис, основатель исследовательского центра RuGenerations, соавтор трилогии (с Евгением Никоновым) «В семье не без Миллениума. Что делать поколению, которое меняет мир», «Теория поколений: Необыкновенный Икс», «Теория поколений: Стратегия Беби-бумеров».


Источник: Sber Private Banking Outlook 2022