Рождество в сине-белых тонах


Ксения Апель – о том, как датский фарфор покорил мир, рождественском специалитете и взаимосвязях Дании и России.

29.12.2022





Среди новогодних подарков-сувениров существует множество вариантов, при­уроченных к конкретному году: календари, открытки, фигурки – символы года, елочные игрушки, коробки для подарков с новогодних елок. У этой идеи были предшественники в мире винтажа и антиквариата. В их числе коллекционные рождественские тарелки датских фарфоровых мануфактур.

Такие тарелки создают каждый год специально к Рождеству, их выпуск не повторяется. Датские тарелки декорированы монохромной росписью кобальтом. С одной стороны, сама по себе роспись синим кобальтом, появившаяся еще в Китае периода Тан (VII–XX века), – древнейшая декоративная традиция. С другой – именно в Копенгагене в конце XIX века были найдены новые выразительные возможности подглазурной росписи, замечательно воплощающей дух Дании. Рождественские тарелки украшают пейзажами, включающими изображения архитектурных памятников Дании, характерными городскими или сельскими видами, бытовыми сценками. В декор тарелок обязательно вплетается указание года.

Первые образцы

Впервые производство рождественских тарелок началось на фабрике Бинг и Грёндаль (Bing & Grøndahl) в 1895 году. Это довольно молодое предприятие возникло лишь в 1853 году в Копенгагене. Большинство европейских фарфоровых производств, среди которых и Королевская фарфоровая мануфактура Дании (Royal Copenhagen), появились в XVIII веке. История Бинг и Грёндаль и Королевской фабрики будет постоянно переплетаться. Организаторы Бинг и Грёндаль – модельмейстер королевской фабрики Фредерик Вигельм Грёндаль и его партнеры братья Бинг, специализирующиеся на продаже книг и антикварных изделий, – предполагали, что будут выпускать только небольшие копии работ знаменитого скульптора Бертеля Торвальдсена (копии его произведений выпускали и на Королевской фабрике). Но через некоторое время спектр изделий значительно расширился.

Принципиальным моментом в развитии датских фарфоровых предприятий стало приглашение на должность художественного руководителя на Королевскую фабрику выдающегося мастера Арнольда Эмиля Крога в 1885 году. Ему удалось вывести предприятие из состояния художественной стагнации. Интересно, что, подобно многим другим европейским художникам этого периода, Моне, Мане, Дега, Ван Гогу, Крог прошел через увлечение японской гравюрой. После того как в 1868 году Япония вышла из изоляции и порты были открыты для европейских судов, поток произведений японских мастеров хлынул в Европу. Осмысление восточной эстетики, видимо, и задало новый импульс художественным поискам. Отметим, что Крог получил не только архитектурное образование в Королевской академии художеств Дании, но и прошел обучение технике майолики в Италии. В 1889 году Крог был приглашен в члены жюри Всемирной выставки в Париже, а на знаменитейшей выставке 1900 года датский мастер был удостоен Гран-при.

Именно Арнольд Крог раскрыл возможности подглазурной росписи и усовершенствовал технику. Это позволило создавать композиции с очень плавными тоновыми переходами в пределах одной гаммы. Взаимодействие нежных оттенков создавало удивительный колористический эффект. Монохромные декоры фарфоровых предметов прекрасно подходили для отображения суровой скандинавской природы. С другой стороны, это время формирования и распространения стиля модерн (ар-нуво), для которого также очень значимо деликатное понимание цвета, колористические нюансы внутри выбранной гаммы. Вскоре технику подглазурной росписи стали использовать и на фабрике Бинг и Грёндаль, в том числе и для оформления рождественских тарелок.

Однажды Геральду Бингу (одному из наследников, которым управление фирмой было передано в 1883 году) пришла идея создания серии предметов, украшенных сценами из жизни Дании. Эту мысль воплотил художник Франц (Фредерик) Август Халлин. Обратим внимание, Халлин, мастер шведского происхождения, до 1895 года сотрудничал с Королевской фарфоровой фабрикой и был наиболее талантливым учеником Крога. Существенно, что подписные вазы, расписанные Халлином, были выставлены на парижских Салонах 1893 и 1914 (!) годов. Еще работая на Королевской фабрике, Халлин придумал, как при помощи рельефной формы облегчить труд художников, расписывающих каждую тарелку вручную. Но эту идею он реализовал уже на фабрике Бинг и Грёндаль.

Халлин исполнил первую коллекционную рождественскую тарелку, названную «Сквозь замерзшее стекло». На ней представлен ноктюрн с узнаваемым видом Копенгагена. На силуэты Мраморной церкви, Круглой башни, церкви Троицы, церкви Богоматери и здания биржи зритель смотрит сквозь морозные узоры окна дворца Фредериксберг. Дворец был построен в начале XVIII века для короля Фредерика IV (союзника русского царя Петра I в Северной войне против шведского короля Карла XII, кузена Фредерика). На будущего датского короля оказало глубокое воздействие путешествие по Италии. Фредерик сам сделал наброски фасадов дворца. К слову, в оформлении интерьеров Фредериксберга участвовал Арнольд Крог. С 1868 года во дворце располагается Королевская военная академия Дании. Сегодня эту тарелку можно купить на сайте Датского фарфорового дома за 3534 доллара США.

На парижской Всемирной выставке 1900 года, которую посетили более 50 млн человек, фабрика Бинг и Грёндаль была удостоена награды. Изделия фабрики были отмечены и на не менее значимой выставке 1925 года. В 1987 году фабрика Бинг и Грёндаль вошла в состав АО, уже включавшего Королевскую фарфоровую мануфактуру и два других предприятия.

Тарелки королевской фабрики

С 1908 года рождественские тарелки стали выпускать на Королевской фабрике. Любопытно, но здесь была своя предыстория идеи памятных предметов. В 1888 году в Копенгагене на протяжении полугода проходила Первая Северная промышленная, сельскохозяйственная и художественная выставка. К ней готовились долго и тщательно, ведь выставка знаменовала сразу три юбилея: 25-летие правления короля Христиана IX, 50-летие Копенгагенской ассоциации промышленности и 100-летие отмены крепостного права в Дании. Предполагалось, что выставка, в которой участвовали не только Дания, Швеция, Норвегия, но и Англия, Германия, Россия с Великим княжеством Финляндским, Италия и Франция, привлечет в страну 1,3 млн гостей. При этом население Дании составляло 2 млн жителей. На выставке были представлены изделия Королевской фарфоровой мануфактуры. Когда королевская семья посетила выставку, кронпринцесса Луиза Датская пожелала приобрести одну из тарелок на память о столь важном событии. Следом и другие визитеры захотели купить подобные сувениры. Но число тарелок уступало количеству желающих. Таким образом, случайно был найден замысел датированных изделий, выпуск которых приурочен к каким-либо значимым событиям. К слову, к участию в этой выставке в России отнеслись очень серьезно: положение о русском отделе утвердил министр финансов, а проект фасада русского павильона утверждал лично император Александр III. И достижения России в области художественного производства также были представлены в том числе фарфором.

Автором первой рождественской тарелки Королевской фабрики стал Христиан Томсен, талантливый скульптор, пришедший на фабрику в 1898 году. На тарелке изображена Мария с младенцем. Мария показана как обычная земная мама. Трактовка образов, отсутствие нимбов, очень живое естественное движение младенца приближают всю сцену к зрителю. Только одеяние напоминает, что перед нами Богородица. На сайте Датского фарфорового дома тарелку можно найти за 3695 долларов США.

Самая известная достопримечательность Копенгагена – скульптура Русалочка – появляется на рождественской тарелке 1962 года. Скульптура была создана в 1913 году по заказу основателя пивоварни ­«Карлсберг» и коллекционера Карла Якобсена. Заказчика так поразил балет Королевского театра по сказке Андерсена, что он обратился к скульптору Эдварду Эриксену. Моделью Русалочки стала прима-балерина театра Эллен Прайс. Правда, она отказалась позировать обнаженной, поэтому портретно только лицо сказочной героини. Цены на тарелку 1962 года колеблются от 67 долларов США до 110,5 фунтов стерлингов. Вариации на тему Русалочки есть и у Королевской фабрики, и у Бинг и Грёндаль, однако выпущены они были не к Рождеству. К 200-летию со дня рождения Ханса Кристиана Андерсена в 2005 году была выпущена тарелка с изображением дома детства великого сказочника. Ее можно найти, например, на Ebay по цене в интервале от 44,95 до 255,6 долларов США.

При семейной договоренности монархов

В конце XIX – начале XX века скандинавский фарфор с подглазурной росписью имел огромный успех (вспомним о парижских всемирных выставках). Многие фарфоровые предприятия хотели освоить новую технику. Конечно, Дания оберегала свой эксклюзив. Но было сделано одно исключение – для России. В 1892 году в командировку в Данию был отправлен директор ИФЗ Д. Гурьев. Благодаря тому, что матерью последнего русского императора была Мария Федоровна, супруга Александра III, урожденная Мария София Фредерика Дагмар, принцесса Датская. А король Дании Христиан IX, правивший до 1906 года, приходился Николаю II дедом (как и английскому королю Георгу V). Итак, в Россию прибыли датские мастера, которые обучили технике подглазурной росписи художников Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. По личной инициативе Александра III приехал один из ведущих художников – специалистов по подглазурной росписи Карл Мортенсен, его коллега Карл Фредерик Лиисберг также прибыл в Россию. Различить произведения датских фабрик и изделия ИФЗ очень сложно (правда, рождественские тарелки с подглазурной росписью в России не выпускали). К тому же и природа похожа, поэтому и пейзажные мотивы будут общими. Поэтому при атрибуции – определении производства и авторства – необходима марка.

Марка Копенгагенской королевской фабрики – три волны под короной – означает три ключевых пролива: Эресунн, Большой Бельт и Малый Бельт. Хотя с 1876 года у мануфактуры частные владельцы, но определение «Королевская» в названии и корона в маркировке сохраняются до сих пор. Русский фарфор ИФЗ в период царствования Николая II и до революции маркировался «Н II» под короной. После революции завод стал именоваться Государственным фарфоровым заводом, а в 1925 году ему было присвоено имя Ломоносова. В 2005 году было возвращено название ИФЗ. Соответственно историческим коллизиям менялось и клеймо завода, а стилистическая эволюция – тема отдельных статей.

Тема взаимодействия Дании и России, культурных связей, выраженных, например, в художественном фарфоре, актуальна. Так, в 2016 году в особняке Асеева в Тамбове прошла выставка «По датскому способу», посвященная коллекции датского фарфора в Петергофе.


Ксения Апель, историк искусства, исследователь, преподаватель



29.12.2022

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз





Изнанка провидца

08.12.2023 Savoir Vivre HNWI

13
 

Пилоты частного Gulfstream IV не раз с изумлением наблюдали, как владелец этого бизнес-­джета размером с коммерческий лайнер и по совместительству один из самых богатых людей в мире, приехав на взлетное поле за рулем машины, сам доставал чемоданы из  багажника, чтобы передать их экипажу. На свои 30 млрд долларов он мог бы купить тысячу таких джетов, но мало что нравилось ему больше, чем бесплатная рубашка для гольфа, подаренная хорошим другом. Большую часть времени он проводил в своей родной Омахе, его будни проходили вокруг заседаний совета директоров и поездок к друзьям, – эти события были неизменны и регулярны, как фазы Луны. Этот мужчина в неприметном сером костюме, который топорщится жесткими складками, – легендарный Уоррен Баффетт. Недавно в издательстве «Бомбора» вышла посвященная ему книга «Баффетт. Биография самого известного инвестора в мире». Примечателен не только главный герой, но и автор – Элис Шредер не писатель, а финансовый аналитик. Шесть лет она изучала акции Berkshire Hathaway и все эти годы интервьюировала Баффетта. Результатом стало довольно откровенное жизнеописание, которое рисует внутренний мир Баффетта едва ли не столь же выпукло, как И картину его финансов и инвестиционных стратегий. С разрешения издательства WEALTH Navigator воспроизводит фрагмент этой книги.