Наследники фортуны
Первое поколение капиталистов, создавших состояние в постсоветской России, уже сейчас находятся на пороге передачи капитала наследникам. Смогут ли дети приумножить богатство отцов? Влияет ли размер капитала на будущее наследников? В истории есть удивительные примеры.

Наш первый герой, Алексей, родился в России в 1787 году и был бастардом Федора Орлова, одного из тех знаменитых братьев, которые возвели на императорский престол Екатерину Вторую. Как незаконнорожденный, он не имел наследства от отца, но получил образование и дворянский титул. После смерти Екатерины императором стал ее сын Павел, отдаливщий от трона Орловых, как главных виновников заговора и убийства своего отца, Петра III. Ничего хорошего молодому Алексею Орлову правление Павла не предвещало – бастард без наследства, да еще и в царской опале.
Как и все сверстники, Алексей рано поступил на военную службу: его успехи заметил сын императора цесаревич Константин Павлович. После короткого царствования Павла, в результате переворота императором стал его старший сын Александр, снявший опалу с Орловых. Наш герой прошел все наполеоновские войны – от позора поражения Аустерлица в 1805 году до победы в Париже в 1814 году: ему выпала честь принимать акт о капитуляции французской столицы. Новый император Николай I по достоинству оценил таланты Алексея Орлова. В первый день царствования, во время восстания на Сенатской площади, он остался верен трону и лично дважды водил кавалерию в атаку на каре восставших, в числе которых был его родной брат. После этого Алексей стал одним из самых близких и верных соратников императора. Его ждала долгая и успешная карьера дипломата: Россия обязана Алексею двумя мирными договорами с Турцией.
С 1844 года, вслед за Бенкендорфом, Орлов возглавлял Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии – высший орган политической полиции Российской империи. И, наконец, уже при новом императоре Александре II, его ждала вершина славы – пост председателя Государственного совета и председателя Комитета министров.
Наш второй герой, Александр, родился в 1810 году и тоже был бастардом. Его отцом являлся сам Наполеон I, а матерью – польская дворянка Мария Валевская. В семь лет мальчик потерял мать и воспитывался дядей. После наполеоновских войн Польша вошла в состав Российской империи. К полякам, воевавшим против русских, отношение в империи было настороженным, и дядя отправил парня на учебу в Женеву. Когда Валевский вернулся после обучения, уже упомянутый брат императора Константин Павлович, наместник в Польше и наследник российского престола, предложил молодому человеку стать его личным адьютантом: об этом мечтал любой российский, да и европейский, дворянин. Но Александр Валевский, сын великого Наполеона, не захотел оказаться, как бы сейчас сказали, «на побегушках» у брата врага своего отца. После этого за сыном Бонопарта, пусть и внебрачным, установили полицейский надзор. Паспорт ему не выдали, и он бежал из Польши в Санкт-Петербург, а оттуда нелегально перебирался на корабле в Великобританию, а затем и во Францию.
Как истинный польский патриот, он участвовал в восстании в 1830 году, принимал участие в сражении с русскими войсками, а после поражения вернулся в Париж. Александр служил в иностранном легионе в Африке, где сумел отличиться. Несмотря на то, что во Франции все знали, что он сын Бонапарта, сам Александр никогда этим не кичился. Однажды во время прогулки, к нему бросился старый наполеоновский солдат и сказал со слезами на глазах:
– Господи, как вы похожи на своего батюшку!
– Не знал, что вы были знакомы с графом Валевским! – сурово ответил Александр.
Когда во Франции императором стал племянник Бонопарта, Наполеон III, карьера Александра быстро пошла в гору. Он служил своему новому государству как дипломат, постепенно поднимаясь все выше и выше. За годы многолетней службы он неоднократно выполнял поручения императора как посол во Флоренции, Мадриде, Неаполе и Лондоне. Сыну Бонапарта в 1952 году даже пришлось участвовать в качестве официального преставителя Франции на прощании с герцогом Веллингтоном, победителем его отца под Ватерлоо. Александр поднимался на высшие посты государственной службы Французской империи, и последовательно становился сенатором, государственным министром, президентом Законодательного корпуса Франции.
Фортуна свела наших героев вместе после неудачной для России Крымской войны на Парижском конгрессе в 1856 году, где бывшие бастарды, а теперь графы, представляли интересы своих империй. Алексей Федорович Орлов и Александр Валевский, искусные политики, царедворцы и дипломаты, быстро сумели найти общий язык, несмотря на сложную историю отношений их государей. Они подписали мирный договор, который полностью изменил систему международных отношений в Европе.
Какие выводы могут сделать современники из этой истории?
Отцы наших героев не смогли передать своим внебрачным детям финансовый капитал, бизнес или недвижимость. Важнее оказалось другое. Тогда не было семейных офисов, семейных психологов и прочих атрибутов современного мира богатых людей. Все, что они успели сделать – обеспечить детям образование и воспитание. Наполеон оставил Александру денежный пансион, а Федор Орлов успел поместить сына в круг военных дворян, составлявших опору трона.
Несмотря на не самые лучшие стартовые условия в молодости, социальный капитал, который наши герои приобрели в течение жизни, упорство и честолюбие, позволили им, выйдя из бастардов, стать самыми известными людьми эпохи. Оба создали к концу жизни состояние и оставили добрую память у потомков.
Арсений Волынов – эксперт по управлению благосостоянием UHNWI, основатель проекта «Рантье».
Время - новая роскошь

Дарья Золотухина, директор по маркетингу Яндекс.Такси, о новом понимании роскоши и персонализации.
Проверить мир

Михаил Гусев, управляющий партнер Affluence Private Concierge and Travel Club, о том, как создаются уникальные впечатления.
Привычка быть практичным

Константин Ефимов – о том, как устроен российский рынок мужской обуви, и почему цена на туфли, изготовленные по прошивной технологии, не слишком отличается от стоимости товара категории «масс-маркет».
Повестка устойчивости

Признавая важность международной повестки по вопросам климатических изменений и устойчивого развития, бизнес обязан учитывать это в своих стратегиях и планах, выстраивать работу в соответствии с лучшими практиками в области защиты окружающей среды, социального развития и корпоративного управления (ESG). О важности этой проблематики и том, как она встроена в практики СИБУРа, рассказывает председатель правления компании Дмитрий Конов.
Особый год возможностей

Сергей Цикалюк – лауреат премии SPEAR’S Russia Wealth Management Awards в номинации «Бизнесмен года». Каким был 2020-й для компании ВСК и страхового рынка, об эмоциональном выгорании, VIP-палатах для хайнетов, будущем страховой медицины и о том, почему пандемический кризис может открыть бизнесу новые возможности, он рассказал в интервью SPEAR’S Russia.
Квартал имени коронавируса

Как профинансировать надвигающийся минус? Чего хочет от власти инвестиционное сообщество? И что мы можем знать о посткоронавирусном мире? Руководитель А-Клуба Алина Назарова поговорила об этом с управляющим партнером iTech Capital, гуру прямых и венчурных инвестиций Глебом Давидюком.
Модель антихрупкого портфеля

Как принимать решения в ситуации неопределенности и какие инвестиционные стратегии обеспечивают клиентам private banking должный уровень психологического комфорта, рассказывает начальник управления консультирования банка «Уралсиб» Наталья Ларина.
Взаимное обогащение

Исполнительный директор УРАЛСИБ | Private Bank Евгения Осиновская о семейном капитале, пространстве вариантов и интегративном подходе в private banking.
Швейцария на больничном

Еще недавно в фешенебельном цюрихском ресторане Kronenhalle раздавался смех частных банкиров и их состоятельных клиентов, обсуждавших под полотнами Жоржа Брака, Марка Шагала блестящие результаты прошлого года. Теперь этот ресторан, как и другие заведения, закрыт. Выходить из дома можно только за покупками, что-то быстро забрать, передать или, если это действительно необходимо, добраться до офиса. Культурная жизнь – даже постановки в Цюрихском оперном театре или мероприятия в других местах – замерла. И подобный кошмар наблюдается во всем мире. Воцарилась зима, которую комментирует из Швейцарии Ариель Серджио Гекмэн-Давидофф, магистр права Goekmen-Davidoff Foundation.
Детское завтра: алиментные соглашения
Арслан Дякиев и Баина Бурслугинова, юристы PwC Legal, – о том, как заключая соглашения об уплате алиментов, обеспечить безбедное будущее детям, а не кредиторам.
Символика русского парада, или как правители России стали главными завоевателями своей страны

SPEAR`S Russia дает урок истории, ведь иногда прошлое, исторический опыт и сюжет помогает ответить на важнейшие вопросы про настоящее. В этом номере Наталья Шастик рассказывает историю русских парадов как главной церемонии отечественной монархии.
Тревога, вирус и белая обезьяна

Период самоизоляции в Москве завершился, но вирусологи не исключают вторую, осеннюю, вспышку коронавируса. Яков Кочетков, клинический психолог, директор Центра когнитивной терапии, предложил на Spear’s Club способы сохранить бодрость духа и принимать эффективные решения во время пандемии.
Я - город

Заседание очередного Spear's Club состоялось еще в мирное время - незадолго до того, как пресловутая пандемия отсекла нашу глобализованную аудиторию от привычной возможности глобализованную аудиторию от привычной возможности перемещаться между странами и даже в более узком пространстве - внутри собственного города. Отличный момент, чтобы порассуждать на тему городской социологии с ее признанным знатоком Виктором Вахштайном. Это дискуссия о том, что такое мы в городе, и что такое город в нас.
Музей как самая правильная инвестиция

С одной стороны, Музей AZ посвящен одному художнику – Анатолию Звереву, выдающемуся представителю советского нонконформизма. С другой – наведываться в него можно по несколько раз за год, потому что, отталкиваясь от творчества Зверева, тут рассказывают о целой эпохе – о 1960-х и том невероятном творческом прорыве, который тогда случился в СССР. Через выставки и проекты ведется диалог с русским авангардом начала XX века и современным искусством. Так Музей AZ оказывается одной из самых интересных и динамичных культурных институций Москвы. Но он еще примечателен и тем, что является меценатским проектом. Его создатель и директор – Наталия Опалева, известная миру бизнеса в качестве заместителя председателя правления «Ланта-Банка» и члена совета директоров GV Gold. О своей самой правильной инвестиции Наталия рассказывала в интервью SPEARʼS Russia.
Театр как история болезни и путь к излечению

Российский театр находится сегодня на небывалом подъеме. Он разнообразный, интересный и один из самых интенсивно развивающихся в мире. Такое стало возможно, в том числе, благодаря фестивалям – в первую очередь NET («Новый европейский театр»), который проводится с 1998 года, и «Территории», существующей с 2005-го. Их насыщенная зарубежная программа позволила России погрузиться в мировой театральный контекст, начать с ним диалог. Роман Должанский, арт-директор NET и член арт-дирекции «Территории», объясняет, что современный театр может дать своему зрителю, и почему меценатам стоит вкладывать туда деньги.
Вечная классика?
_web.jpg?1578582051)
Goldman Sachs разрешил IT-специалистам носить джинсы и футболки, а чуть раньше дресс-код ослабил J.P.Morgan Chase & Co. Значит ли это, что пиджаки и классические костюмы постепенно сдают свои позиции? Разбираемся с Константином Ефимовым, генеральным директором Indever.
Прийти в себя в Доломитах

Один уикэнд или полноценные каникулы – неважно. Времени на лыжи, граппу и массаж будет достаточно. SPEAR’S Russia погрузился в горное царство неги и биоархитектуры, созданное сетью отелей Lefay, и выяснил, что каждая минута идет здесь за пять.
Оставить комментарий