Make art, not war


Арт Зона 798 или Ишуцюй – место, которое не без оснований претендует на то, чтобы быть китайским SoHo. Это северо-восток Пекина, километры галерей, арт-лавок и шоурумов – в непосредственной близости от аэропорта Шоуду. Можно заехать сюда во время длительной пересадки между рейсами, вот только вы рискуете попасть под обаяние узких увитых улиц, камерных арт-пространств и больших имен современного искусства и пропустить самолет, считает Анна Черноголовина.

11.12.2019





Когда-то здесь была гигантсткая индустриальная зона Дашаньцзы – 156 заводов, возведенных как часть «Плана Социалистической Унификации», который Китай и СССР составили вместе. Только один завод, электронного оборудования, строили немцы, потому что ни в КНР, ни в Союзе не было таких технологий. Особенностью архитектурного проекта был функциональный дизайн, максимум естественного освещения, минимум теней (все окна направлены на север – прим. Spear’s Russia), – и эти особенности потом с успехом использовали художники и галеристы. Во всем здании, пожалуй, только изречения из красной книжицы Мао на стенах, напоминали о том, что в стране строят коммунизм. Маоистские надписи сохранились до сих пор и являются составной частью длинного ангара 798 Space – «сердца» арт-зоны.

В 70-ых заводы выпускали практически «все, что угодно»: военные компоненты отсюда отправлялись в Северную Корею; громкоговорители, которые здесь выпускались, устаналивали на Площади Тяньаньмэнь – скорее всего они еще работали во время разгонов протестов 4 июня 1989 года; акустика шла на нужды партии, в частности, для Зала Народного Собрания.

Самым крупным был завод 798 – его номер и унаследовала арт-зона. Но в 1980-ых годах наступило время Политики реформ и открытости, то есть предприятия массово лишали господдержки: в результате завод постепенно пришел в упадок – руководству ничего не оставалось, как кормить своих работников и пенсионеров, сдавая в аренду заводские площади.

Таким образом, в Дашаньцзы постепенно стали перебираться художники и галеристы: коммунистическая партия современное искусство не одобряла, а просторное и дешевое место на окраине Пекина и эстетика в стиле Баухауз вполне соответствовало их статусу.

В 2000-м году декан Скульптурного факультета Суй Цзяньго перенес сюда свою студию; открылось издательство Timezone 8 Art Books техасца Роберта Бернела – олицетворение западной экспансии в Китай. Место облюбовали граффитисты и скульпторы, которые и сегодня возводят скульптуры в духе социализма, отчасти напоминающие персонажей в красных галстуках Цзэн Фаньчжи, – на 798 достаточно мест, где визитеру нужно включить режим панорамной съемки, чтобы заснять все великолепие.

Одновременно появлялись модные клубы, например культовый Vibes, кафе и рестораны – считается, что лучшие средиземноморские блюда в Пекине можно попробовать в местном Yi House; а за крафтовым пивом от американских экспатов и местных экспатов нужно ехать в Ram Brewpub. Здесь – до своего заключения под арест после очередного конфликта с коммунистической партией – держал не только свою мастерскую, но и ресторан самый известный художник-диссидент Китая Ай ВейВей, который в 2011 году занял первое место в списке самых влиятельных арт-персон мира по версии The Times.

Вход во все галереи бесплатный, соответственно принципу «искусство должно быть доступным для всех» – проблема только в одном: в большинстве этих мест нельзя снимать. Впрочем, одновременно проходит много привозных выставок – от Пикассо до ксилографических работ японских художников в стилистике укие-э, включая работы Хокусая. За международное великолепие, естественно, приходится платить, но пекинцы, образующие очереди за билетами, которые растягиваются вплоть до входа в арт-зону, делают это с удовольствием.

Каждую осень в арт-зоне проходит Beijing Design Week – обязательное к посещению событие, которое собирает более 2 тыс. дизайнеров и профессионалов индустрии. Выставляться здесь – почетно, это равносильно признанию. Несмотря на весь этот калейдоскоп галерей и мероприятий многие в Пекине до сих пор считают, что на Арт Зоне 798 до сих пор создают нечто военное и секретное – одно производственное помещение до сих пор действует. Что ж, это только добавляет месту атмосферности.

Точки сборки

• В 2007 в арт-зоне 798 открылся UCCA: Центр современного искусства Ullens основали бельгийские коллекционеры Гай и Мириам Улленсы, увлеченные китайским искусством. 1500 работ современных художников – фото, видео, инсталляции – все эти плоды многолетних трудов занимают 8 тыс. кв. м, и грозят превратить ваш визит из планируемого двухчасового в дневной.
• Beijing Tokyo Art Projects – одна из старейших художественных галерей. Открылась в 1950 году в Токио, а в 2002 году – в 798. Первой привезла в Азию работы Джексона Поллока и Ива Кляйна. Хотя японское посольство выглядит как серая шестиэтажная крепость, и как будто бы своим внешним видом отражает непростые отношения между Японией и Китаем, галерея космополитична целиком и полностью.
• Farschou Foundation. Частный фонд с коллекцией современного искусства, старается представлять самых известных мировых художников – Ай Вейвея, Луизы Буржуа, Габриэля Ороско. Относительно новый, открылся в 2011 году и постоянно пополняется.



11.12.2019


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз









Окнами на Глобальный Юг


28_1_
 

Среди архитектурных и урбанистических проектов, которые привлекают внимание профессионального сообщества, с каждым годом все больше примеров из развивающихся стран. Удивляться этому не надо, потому что именно в них присутствует огромный спрос на качественную среду, а растущая экономика создает условия для его адекватного удовлетворения. Лидерство уже давно и уверенно держит Китай – как по количеству ярких и сильных решений, в первую очередь в области общественной и коммерческой архитектуры, так и по уровню их реализации. Но и другие регионы не стоят на месте. WEALTH Navigator отобрал несколько интересных проектов из стран БРИКС, которые отметились за последние два-три года в списках финалистов и победителей различных международных архитектурных премий.