О чем пока не знает налоговый инспектор? Часть II

(Часть I «Дилогии об Инспекторе» опубликована в Spear’s Russia № 98)


Сергей Нестеренко – об активах, по которым пока нет отчетности в России либо только формируется правоприменительная практика: криптовалютах, зарубежной недвижимости, предметах искусства.

20.05.2021





О чем уже знает налоговый инспектор

В предыдущей статье «Что о вас знает налоговый инспектор?» мы рассказали об актуальных источниках информации о налогоплательщиках и контрагентах: как на практике работает автоматический обмен банковской информацией и обмен между странами по запросам налоговых органов, о создаваемых повсеместно реестрах бенефициаров, директиве ЕС DAC6, государственных и коммерческих базах данных, об «офшорных» находках журналистов и соцсетях.

Мы предупреждали, что действительность обгонит самые смелые прогнозы, и вот прошло всего два месяца, и наш Инспектор сделал новые шаги на пути ко всеобщей цифровизации и контролю.

В России заработал новый сервис на сайте налоговой службы, о разработке которого мы писали в мартовском номере Spear’s Russia. Теперь любой желающий может ввести свой номер телефона и проверить свои онлайн-оплаты. Пока видно только то, что вы оплачивали картой через приложения или сайты: в основном это такси, доставка продуктов и еды, оплата в некоторых супермаркетах и сетевых магазинах электроники за прошедшие два года. В ближайшем будущем сервис будет, видимо, охватывать больше ваших расходов. Вам это может оказаться полезно для планирования бюджета, а налоговым органам – для оценки ваших доходов.

В марте ФНС опубликовала «План деятельности на 2021 год». Среди мероприятий – развитие цифровых платформ по взаимодействию с другими госорганами и банками. В частности, ФНС планирует ввести в эксплуатацию систему оценки граждан на основе налоговых данных при оказании им финансовых (в том числе банковских) услуг – можно сказать, продвинутый аналог налогового светофора, о котором мы писали в предыдущей статье. «Сбер» также разработал собственный «светофор», но не налоговый, а оценивающий риски взаимодействия с партнером.

Другие страны не отстают от России. Евросоюз, развивая автообмен, выпустил Директиву DAC 7, согласно которой требования по автоматическому предоставлению информации предъявляются с 2023 года не только к банкам, инвестиционным фондам, трастовым управля­ющим и другим лицам, име­ющим дело с деньгами клиентов, но и к платформам электронной коммерции. В частности, к сайтам по аренде недвижимости и транспорта, продаже товаров и краудфандингу.

Кипрские власти начали сбор информации для Реестра бенефициаров, а Испания с этого года вводит новые инструменты из области big data, включая данные о пересечении границ, тратах по картам, геолокацию телефонов и информацию из соцсетей, для контроля за «делокализованными» (живущими в стране наездами) лицами с высоким уровнем доходов. Цель – признать их налоговыми резидентами Испании.

Так ли анонимны криптовалюты?

В феврале этого года Госдума рассмотрела поправки в Налоговый кодекс. Если их примут, юридические и физические лица должны будут отчитываться о цифровых валютах и операциях с ними. Пока криптовалюты – это имущество с «обычным» налогообложением. В частности, при их продаже необходимо уплачивать НДФЛ; возможны налоговые вычеты; продажа после трех лет владения вообще не облагается налогом.

Аналогичные правила действуют и для доллара и евро, но кто и как может определить срок хранения?

Декларировать криптоактивы действующее законодательство пока тоже не требует.

При всей своей анонимности криптовалютный рынок имеет особенность: все транзакции навсегда записаны в блокчейн. Поскольку этот реестр принципиально не имеет центра или места хранения, записи в нем, в отличие от файлов в банках или где-либо еще, невозможно удалить, изменить задним числом или подделать.

Как же ищут следы в блокчейне? Например, по сумме платежа.

В долларах или евро принято проводить круглые суммы – 10, 100 и далее тыс. или млн. Поскольку курс биткоина исключительно волатилен, перевод обычной валюты в биткоин дает уникальное число с большим количеством знаков после запятой, скажем, 0,12345678 btc.

Сумму перевода в биткоинах можно получить, например, вскрыв переписку по электронной почте или в мессенджерах, где обычно запрашивают перевод денег или отправляют адресату подтверждение платежа. Тогда, зная точное число и примерную дату отправки и обладая достаточными вычислительными ресурсами, можно найти в блокчейне номера кошельков отправителя и получателя. А далее уже вычислить их владельцев или, по крайней мере, найти группу кошельков со схожими транзакциями и определить круг потенциальных интересантов.

В прошлом году подразделение по расследованию преступлений Cлужбы внутренних доходов США (IRS Crime Investigations) занималось несколькими крупными делами, связанными с уходом от налогов, отмыванием денег и финансированием терроризма через криптовалюты и офшорные счета. В рамках одного из них изъяли более 300 криптокошельков, около 5 тыс. биткоинов и эфиров. «Пропуском» для проникновения в блокчейн послужил запрос одного из фигурантов в «Твиттере» с указанием точной суммы к оплате.

IRS CI активно развивает международное сотрудничество, в частности ведет совместные расследования с Объединенным комитетом глобального налогового правоприменения (Joint Chiefs of Global Tax Enforcement, или J5). J5 включает в себя представителей США, Канады, Великобритании, Нидерландов и Австралии и фокусируется на использовании криптовалюты и других технологий для уклонения от международных налоговых обязательств.

В России Росфинмониторинг запустил систему контроля за криптотранзакциями «Прозрачный блокчейн». Она должна отслеживать транзакции внутри блокчейна и даже, ожидается, определять конечного получателя средств. Финмониторинг плотно работает в этой области с коллегами из Финляндии, Люксембурга, Лихтенштейна, Белоруссии и Мальты.

О чем пока не знает российский инспектор?

В России сейчас нет требований по декларированию зарубежных активов, за исключением КИК, денег и ценных бумаг на зарубежных счетах. Точнее, требования есть, но только для политиков и ряда чиновников и госслужащих. В Казахстане с этого года чиновники тоже начинают отчитываться о своей недвижимости, речных и морских судах, ценных бумагах, счетах за рубежом, предметах искусства и других дорогостоящих активах, а в 2024–2025 годах очередь дойдет и до остальных граждан.

В ряде стран Европы необходимо отчитываться о недвижимости стоимостью от 1 млн евро и счетах за рубежом. Самые серьезные требования в Испании, где зарубежные активы от 50 тыс. евро не только включаются в специальную декларацию Modelo 720 – на них платится до 3,5% налога от их совокупной оценки («налог на богатство» или Patrimonio). Во Франции такой налог платится только на недвижимость (IFI, до 1,5%). В Италии необходимо декларировать счета за рубежом и все активы, которые «могут генерировать доход». Налоги небольшие, доли процента от стоимости активов, но штрафы могут составить до 30% от стоимости сокрытого, особенно в странах Черного списка офшоров.

Жителям США необходимо заявлять только об иностранных (overseas) счетах и финансовых активах (Form 8938/FBAR). В Великобритании о самих зарубежных (offshore) активах заявлять не требуется, только о возможных доходах от них.

Если со счетами все понятно – налоговые органы могут получить информацию о них из автообмена (в Европе) или системы FATCA (в США), – то информацию о недвижимости получить автоматически не удастся. Данные о недвижимом и движимом имуществе хранятся в государственных реестрах отдельных стран, и в большинстве случаев их можно оттуда получить только в рамках целевого запроса.

Реестры недвижимости

Наиболее жесткие правила ведения реестра недвижимости существуют в Испании. По местному законодательству, если данные в реестре расходятся с реальными характеристиками объекта, то, скажем, для суда истиной является именно содержание реестра, а не то, каков объект на самом деле. Испанский реестр является самым закрытым: информацию из него могут получать только «лица с существенным интересом», например, банки при выдаче кредита, адвокаты и агенты по недвижимости, и только по конкретным объектам. Аналогичная ситуация в Португалии. Запросы необходимо делать по обычной или электронной почте или лично, и в предоставлении информации может быть отказано, если оснований на запрос недостаточно.

В Италии, Латвии и Болгарии зарегистрированные пользователи могут искать информацию в реестре онлайн, по адресу или названию объекта или кадастровому номеру. Поиск по имени владельца в Латвии могут производить лишь специально уполномоченные органы, правоохранительные и другие государственные агентства, а в Италии и Болгарии – все желающие с предварительной регистрацией. В большинстве стран ЕС имеется англоязычная версия, обычно взимается небольшая плата за вход или за комплект документов.

В Великобритании можно зай­ти на сайт Земельного реестра (HM Land Register) без регистрации и найти объект по адресу. Для получения информации о владельце достаточно оплатить 3–5 фунтов.
В США информация рассредоточена по реестрам штатов и даже отдельных округов. Правила доступа разнятся, но есть коммерческие сайты, где можно найти информацию по ряду штатов. Либо нанять частного сыщика или агента по недвижимости, он сделает необходимые запросы, если вы примерно знаете, где искать. Похожая ситуация в Канаде: зная провинцию и примерную локацию, можно через местного лицензированного агента найти собственность, например, сбежавшего с вашими деньгами должника.

Предметы искусства, антиквариат, золото и другие вечные ценности

Произведения искусства и антикварные изделия могут стоить больше, чем квартира или дом. Они используются в инвестиционных целях, и также как недвижимость, являются предметом пристального внимания регуляторов ЕС и США. В Европе с 2020 года вступила в действие Директива ЕС 2015/849 (AML 5), которая обязывает аукционные дома и дилеров сообщать об операциях на сумму свыше 10 тыс. евро. В США этот порог – 10 тыс. долларов. С 2022 года вступают в силу поправки к Закону о банковской тайне, обязывающие торговцев предметами искусства и антиквариатом регистрировать фактических бенефициаров сделок.

Кроме того, дилеры и даже частные лица, приобретающие произведения искусства и другие ценности для перепродажи, должны проводить проверку продавцов (due diligence) на уровне, сравнимом с проверками клиентов в банках.

Физическое золото, как и наличные деньги (в банковских ячейках), тоже является весьма подозрительным активом с неясными источниками происхождения, которые трудно проследить. Даже если вы купили золотые слитки в своем швейцарском банке, а потом пытаетесь ему же их продать, банк будет проводить экспертизу этих слитков – длительную и с неясным финалом. С наличными еще хуже, конечно. Ни один приличный банк не возьмет и не выдаст вам большую сумму.

Что нас ждет впереди?

Предсказать будущее в той или иной сфере в одной отдельно взятой стране достаточно просто, следует лишь проанализировать тенденции в окружающем мире и учесть национальные особенности. По части налогов надо смотреть, с одной стороны, на Европу, с которой наша страна активно сотрудничает в налоговой сфере, а с другой, с учетом российского менталитета и исторического положения России между Европой и Азией – на наших ближайших соседей. Например, на Казахстан. Тогда становятся понятны основные тенденции в области налогового администрирования на основе развития цифровых технологий:
• практически полная прозрачность всех финансовых операций, включая рынок криптовалют, как это происходит на наших глазах с казавшимися ранее неприступными офшорами;
• всеобщее декларирование имущества, даже виртуального, наряду с декларированием доходов, что мы уже видим на примере проекта закона о цифровых валютах;
• контроль над соответствием доходов и расходов, который можно наблюдать в Европе как на уровне правительств, так и на уровне сознательных граждан, живущих рядом с вами.
Так что, если ваш налоговый инспектор чего-то еще не знает о вас, это лишь вопрос времени и ресурсов.


Сергей Нестеренко, старший советник Hill Consuling, налоговый визионер и эксперт в области международного налогообложения.



20.05.2021

Источник: Spear's Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз