Облигации: старый новый друг


Текущий год был, без преувеличения, переполнен событиями для инвесторов. Учитывая состояние рынков и глобальной экономики, сейчас как никогда важно подумать о правильном позиционировании портфелей до конца года. И в этом контексте, утверждает Денис Асаинов, один из главных вопросов, на который предстоит ответить, – будет ли «новогоднее ралли» на рынках?

16.11.2022





В рублевом контуре ситуация становится более управляемой и, следовательно, прогнозируемой. Динамика российского рынка акций в октябре явно показала инвесторам, что в отсутствие нерезидентов, без притока новых денег он не будет расти. Поступление рекордных дивидендов от «Газпрома», «Новатэка», «Фосагро» и «Татнефти» на короткое время «разожгло огонь» на рынке, но это топливо закончилось достаточно быстро.

В условиях высоких ставок ожидать массивного наплыва депозитных средств или же перетока с рынка облигаций пока не стоит. В условиях сжатия ликвидности, высокий уровень которой раньше обеспечивали иностранные инвесторы, и ограниченного потенциала крупных дивидендных выплат подход к управлению портфелем акций становится более ориентированным на корпоративные события, а именно на решение эмитентов по выплате дивидендов и отчетности компаний. При таком подходе главная задача – сформировать ядро портфеля, включив в него компании, которые уже показывают или могут в перспективе показать хорошие результаты в текущих условиях. Здесь мы отдаем предпочтение «Роснефти», Сбербанку, «Новатэку» и ряду других крупных компаний, а к числу важных событийных сделок можно отнести покупку акций «Газпром нефти» в ожиданиях дивидендов за 9 месяцев 2022 года. Впрочем, общий принцип неизменен: на такие сделки стоит выделять не более 30% портфеля и ограничивать риски.

Для долговых рынков показательным был аукцион «длинных» ОФЗ 26240, в ходе которого Минфин провел сделку со значительным дисконтом – порядка 5% к рынку. Снижение нефтегазовых доходов в российский бюджет и рост рисков их дальнейшего сокращения при общем росте бюджетных расходов вынуждает Минфин действовать на аукционах более активно. В свою очередь, это будет создавать дополнительное давление на долговые рынки, а значит, и приведет к локальному росту доходностей рублевых облигаций. Кроме того, потенциальный рост дефицита бюджета усиливает риск повышения налоговой нагрузки на компании и пересмотра косвенных налогов, что может начать негативно сказываться на доходах корпоративного сектора.

Сейчас мы наблюдаем, как премия за риск на российском рынке акций продолжает снижаться, что справедливо вынуждает пристальнее обращать внимание на рынок облигаций. Для «агрессивных» инвесторов особенно интересным становится дальний конец кривой ОФЗ, ведь именно он начнет первым реагировать на смену стратегии Минфина на аукционах ОФЗ и формирование дефляционной среды в России в 2023 году.

На текущий момент в сегменте рублевых инвестиций именно облигации остаются нашим тактическим фаворитом в силу структуры экономики и финансового рынка. Впрочем, все может поменяться, если появятся предпосылки для снижения геополитических рисков.

Для долларовых инвесторов на рынках сложилась не менее интересная ситуация: рост базовых ставок, невнятные финансовые результаты многих компаний и высокие риски рецессии в 2023 году. При таких вводных инвестору важно придерживаться крайне аккуратного подхода, тем более что сейчас даже защитные инструменты плохо выполняют свою роль из-за сохраняющейся высокой корреляции цен в разных классах активов.

Достаточно жесткая риторика ФРС США по дальнейшей траектории денежно-кредитной политики показала инвесторам, что риск рецессии не повод приостановить борьбу с инфляцией. Пока для рецессии нет предпосылок, что подтверждается отличным состоянием рынка труда и ростом ВВП США в III квартале. При этом в данных по ВВП есть свои нюансы. Инфляция и рост базовых ставок уже начали влиять на экономику и особенно на два ее важнейших компонента: потребление домохозяйств и недвижимость. Так, потребление домохозяйств уже показало замедление темпов роста до 1,4%, но состояние рынка труда и накопленные в пандемию сбережения до недавнего времени стабилизировали этот процесс. Сейчас же сбережения населения начинают сокращаться из-за высокой инфляции, и по мере развития этого процесса будет развиваться снижение в ключевом сегменте экономики США, а значит, в 2023 году мы вполне можем увидеть фактическую рецессию.

В силу этих причин полагаем, что текущая коррекция американского рынка еще не завершена. Во-первых, сохраняются предпосылки для ухудшения макроэкономической среды компаний, соответственно, и их прибылей. Во-вторых, премия за риск на рынке акций также находится на низких уровнях из-за роста доходностей – рынок остается дорогим для инвесторов. Кроме того, не стоит забывать про тональность заявлений ФРС США (высокие ставки с нами надолго), поэтому стоит ждать нормализации премий за риск на рынке акций только после более глубоких распродаж.

Условия для инвесторов в любых валютах продолжают быть непростыми. С другой стороны, они способствуют перетоку денег в облигации – в тот класс активов, который игнорировался на протяжении нескольких лет. Глобальная нормализация денежно-кредитных политик снова сделала этот инструмент инвестиционно привлекательным с точки зрения доходностей. Если год назад доходность более 7% годовых в долларах предлагали облигации эмитентов с низкими кредитными рейтингами, то сейчас эту же ставку можно зафиксировать в качественных инструментах, к примеру в замещающих облигациях. Очевидно, что именно этот сегмент рынка будет бенефициаром текущих рыночных ­трансформаций.


Денис Асаинов, руководитель направления аллокации активов «А-Клуба»



16.11.2022

Источник: WEALTH Navigator


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз