Брекзит и другие новости с острова


В чем состоит эффект Бориса Джонсона, как будет реагировать на него экономика Британии и стоит ли чего-то опасаться российским инвесторам, привыкшим к надежности Туманного Альбиона. Данило Лацманович отвечает на эти вопросы и утверждает, что в секторе жилой недвижимости игра по-прежнему стоит свеч.

08.10.2019




Kmo_121703_02804_1_t222_165822
Данило Лацманович

председатель правления FP Wealth Solutions и Regency Project Management

Еще до вступления в должность премьер-министра Борис Джонсон был самым популярным политиком Консервативной партии Великобритании и вторым по популярности политиком в стране после Терезы Мэй. У него интересный бэкграунд: депутатское кресло в парламенте, посты мэра Лондона и министра иностранных дел, регулярные колонки в Spectator и Daily Telegraph.

Джонсон – харизматичный и опытный игрок, любимец консервативного большинства, медийный человек, обладающий сильными лидерскими качествами, однако ему также свойственны непредсказуемость и резкость. Последние несколько лет многие считают «вялыми» в экономическом и политическом смыслах, а значит, Джонсон может добавить столь ожидаемый «ветер в паруса»: своя программа, проявление инициативы для принятия реальных решений. В целом англичане довольны появлению такого лидера.

Основная политическая повестка нового премьера сводится к обеспечению безопасности, усовершенствованию инфраструктуры, увеличению объемов доступного жилья и улучшению инвестиционного климата. Мы и раньше слышали подобные заявления, но сегодня уверенности в том, что Великобританию действительно ждут перемены, способствует харизма Джонсона.

Хороший выход

Первый пункт повестки 2019 года – брекзит. К сожалению, в Великобритании он стал скорее темой внутренней политической борьбы, чем вопросом реального формата сделки о выходе или отказа от нее.

Велика вероятность, что 31 октября Туманный Альбион не покинет ЕС, но и сценарий no deal Brexit не осуществится. Наилучшим вариантом было бы заключение соглашения, а затем – продолжение переговоров по его модификации, поскольку в соглашении предусмот­рен переходный период. Это позволит сгладить ситуацию.
Джонсону необходимо продемонстрировать определенную динамику, план решения проблемы и другие инициативы, нацеленные на экономический рост и улучшение жизни среднего класса и электората в целом. Это бы помогло ему одержать победу на следующих выборах, которые, по мнению многих экспертов, состоятся не позже II квартала следующего года.

Что касается среднесрочного и долгосрочного взгляда на брекзит, то выход из бюрократизированной юрисдикции ЕС мы воспринимаем положительно. Фунт сейчас – одна из самых дешевых валют в мире по ППС. А предсказывать его поведение на коротких отрезках бессмысленно, как и с любым другим активом. В более отдаленной перспективе, согласно прогнозу Citi Bank, фунт будет торговаться на отметке 1,53 доллара, что означает увеличение фунта к доллару на более чем 20%.

Со следующего года налог на прибыль компаний в Великобритании составит 18%. Потенциально негативный сценарий конфликта с ЕС по брекзит может привести только к дальнейшим налоговым реформам в пользу улучшения инвестиционного климата.

Деловые и конструктивные

Отношения между Россией и Великобританией в ближайшее время, к сожалению, не изменятся. Но это касается политики, а для экономики важнее то, что примерно 600 британских компаний успешно работают на российском рынке.

Присутствие российского бизнеса в Соединенном Королевстве также весьма значительно. Лондонская фондовая биржа – главная внешнеторговая платформа для российских компаний, заинтересованных в мобилизации капитала на мировых рынках. На LSE котируются более 60 российских компаний, в том числе «Газпром», «Роснефть», Сбербанк, ВТБ, «Лукойл», «Норильский никель», EN+ и «ФосАгро».

Между представителями бизнеса отношения, безусловно, остаются деловыми, конструктивными, ориентированными на максимальную выгоду в свете текущей политической конъюнктуры.

Великобритания традиционно предоставляет потенциальным инвесторам большие возможности. Несмотря на брекзит, страна занимает третье место в мире по объему прямых инвестиций, после США и Гонконга. Особенной популярностью здесь пользуются инвестиции в недвижимость.

Тому есть несколько причин. За последние годы Британия ставит рекорды по уровню безработицы (всего 4%). Кроме того, страна испытывает серьезный кризис жилья, о котором говорят и Джонсон, и его конкуренты. Решение жилищного вопроса для среднего класса (и ниже) остается приоритетом для всех участников политической борьбы.

За последние пару лет в различные девелоперские проекты на территории Великобритании вместе с нами вложились более 70 инвесторов. Мы ни разу не наблюдали проб­лем, связанных с фактом их российского происхождения. Все клиенты успешно прошли процедуру compliance, формальные условия которой, замечу, за пять лет особо не изменились.

Нет сомнений, что брекзит будет оказывать влияние на рынок. Но в этом вопросе элитную недвижимость Лондона и регионов следует рассматривать отдельно. Столичные цены показывают отрицательную динамику, но триггером для падения был не брекзит, а изменения условий получения разрешения на проживание в обмен на крупные инвестиции, а также повышение налогов на покупку дорогой недвижимости для нерезидентов, ограничения для схем оформления на офшорные структуры, повышенный гербовый сбор для сверхдорогого жилья (в то время как для доступного жилья гербовый сбор был снижен).

Если же говорить про регионы, стоит отметить, что индекс цен на недвижимость вырос, тем не менее покупатели ведут себя сдержанно. В силу неопределенности, связанной с брекзит, средний класс откладывает решения о серьезных тратах. Правительство, в свою очередь, продлевает все меры поддержки сектора, в том числе для покупки жилья малоимущими через льготную ипотеку, где первоначальный взнос составляет 5%, предлагая вполне доступную ипотеку в 2% годовых, для чего из бюджета выделяются специальные средства.

Проекты, ориентированные на продажи институцио­нальным инвесторам – такие как студенческие комплексы, доходные дома и гостиницы, – чувствуют себя комфортно. Институциональные инвесторы ведут бизнес as usual и размещают средства в доходные арендные проекты. Напомню, что альтернатива арендным проектам – фунтовые депозиты и высоконадежные бонды дают доходность менее 1 и 2,5% годовых соответственно.

А вот любителей вложений в недвижимость в Лондоне стоит предостеречь и посоветовать подходить к вопросу осторожнее. Приведу простой пример: покупая квартиру, цена которой на входе кажется привлекательной, вы считаете, что потом сможете продать ее дороже. При этом одновременно с вами тот же девелопер, предположим, нуждаясь в деньгах, решает продать 50 квартир оптом институциональному инвестору в том же доме по более низкой цене. Получается, что, покупая у девелопера одну квартиру по, казалось бы, привлекательной цене, вы оказываетесь в неопределенной ситуации по горизонту и «цене выхода» по своей квартире. Если же речь о покупке для себя из любви к городу, то, на мой взгляд, стоит прислушиваться к своему сердцу. Это, как известно, продлевает жизнь.



08.10.2019


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз