Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/rubrics/industriya/articles/rynki-v-ozhidanii-peremen
Дата публикации 04.09.2021
Рубрики: Тренды
Напечатать страницу


Рынки в ожидании перемен


Большинство активов, показавших быстрый восстановительный рост после пандемического провала, несмотря на высокие цены, сохраняют хорошую долгосрочную перспективу, утверждает Михаил Смирнов, портфельный управляющий General Invest.


АКЦИИ США НА ПЕРЕПУТЬЕ

К середине этого года широкий американский рынок акций оказался на перепутье. С одной стороны, вероятность повышения ставок в США может оказать давление на «победителей» последних лет, коими являются компании роста в целом и технологический сектор в частности. С другой стороны, рост так называемых рефляционных секторов, вероятно, остался в первом полугодии, поскольку наиболее значимый этап восстановления глобальной экономики от эффекта пандемии COVID-19 уже отыгран.

В числе активов, которые могут оказаться наиболее устойчивыми или доходными на фоне риска ужесточения монетарной политики, отметим акции стоимости. Это недооцененные прибыльные компании с качественным балансом, стабильными дивидендными выплатами и фокусом преимущественно на реальный сектор.

Важно, что, несмотря на вероятное замедление, темпы роста ВВП США все равно останутся выше по сравнению с предыдущим десятилетием. Также, по нашим ожиданиям, несколько выше будет и инфляция.

Исторически такая комбинация роста экономики более 3% и умеренной инфляции способствовала росту дивидендных компаний реального сектора.

В то же время увеличение процентных ставок обычно оказывало намного более существенное дисконтное давление на оценку компаний роста, поскольку ожидание их прибыли более отложено во времени. К акциям роста относится значительное число технологических компаний. Особенно ярким примером являются те, которые недавно вышли на биржу. Спрос на них возник благодаря дешевизне капитала, сравнительно невысоким темпам роста реальной экономики и низкой инфляции в США за минувшее десятилетие. В прошлом году этот тренд достиг кульминации, а число неприбыльных технологических компаний выросло в разы.

В то же время, несмотря на возможную неустойчивость некоторых компаний технологического сектора, мы не ожидаем второго обвала в секторе доткомов. Сегодня прогнозная оценка широкого индекса S&P 500 на 12 месяцев в разрезе мультипликатора цена/прибыль составляет около 21x P/E. Это самое высокое значение практически с начала 2000-х, однако на пике дотком-бума оно доходило и до 25×. Кроме того, в разрезе прогнозной чистой прибыли акции S&P 500 сейчас превышают доходность облигаций приблизительно на 3,5%, тогда как во времена обвала сектора доткомов премия за риск в акциях стала отрицательной. То есть доходность по облигациям была приблизительно на 2% выше доходности акций. Таким образом, с точки зрения премии за риск широкий рынок акций все еще может «переварить» некоторый рост безрисковой доходности.

В итоге ожидаемая более жесткая монетарная политика приведет к замедлению динамики роста широких индексов и снижению аппетита к риску. На этом фоне инвестиции в широкие индексы и отдельные сектора становятся менее актуальными, а на первый план вновь выходят недооцененные селективные истории с качественным балансом.

ТОВАРНЫЕ РЫНКИ ВСЕ ЕЩЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ

Прошлое десятилетие характеризовалось существенным снижением капитальных инвестиций в добычу ресурсов. На фоне ускорения мировой экономики в последнее время это привело к структурному дефициту предложения и росту цен на отдельные виды сырья в прошлые месяцы. В ближайшие несколько лет структурный дефицит предложения, скорее всего, сохранится, что поддержит высокую ценовую конъюнктуру. Исторически циклы роста на товарных рынках обычно длились несколько лет. Это также говорит в пользу того, что текущий цикл роста может быть еще молод.

РАНО ПРОЩАТЬСЯ С НЕФТЬЮ

Цены на нефть уже восстановились до уровней до пандемии. Нефть в дефиците: по итогам июля МЭА говорит о глобальном спросе на уровне 96,8 при предложении 95,6 млн баррелей в сутки.

Сланцевые компании США сильно пострадали в пандемию и пока не спешат наращивать добычу, отдавая предпочтение дисциплинированному использованию капитала. В то же время ОПЕК+ пока не показывает такого роста добычи, как ожидалось. В связи с этим остаются привлекательными глобальные нефтяные компании, акции которых еще не полностью восстановились после пандемического обвала. Экспансия зеленой энергетики не скоро изменит рынки. Она продолжится, но растянется на десятилетия. К тому же нефтяные компании сами стремятся занять свою нишу в этом новом секторе.

МЕДЬ – НОВАЯ НЕФТЬ?

Медь – один из самых перспективных товаров в нашем списке. Ключевым драйвером роста цен на этот металл также может стать структурный дефицит предложения, связанный со снижением инвестиций в добычу в минувшее десятилетие. Спрос на медь устойчиво растет ввиду фискальных стимулов, инфраструктурных проектов, роста численности среднего класса в мире. Но ликвидировать его быстро не получится из-за длинного цикла ввода новых месторождений. Отдельный фактор долгосрочного спроса на медь – развитие зеленой энергетики. Краткосрочные просадки цен возможны в силу новых пандемических ограничений. Но на длинном горизонте мы сохраняем позитивный взгляд на этот металл.

ЗОЛОТО И ИНФЛЯЦИЯ

Исторически в золоте видят хедж против инфляции. Однако в наши дни определяющим фактором спроса и цен на него выступает не инфляционный риск, а уровень безрисковой доходности. Именно низкая доходность казначейских облигаций США стимулирует приток средств в золото. Неслучайно после взлета до исторических максимумов в 2020-м уже к концу того же года из-за возвращения аппетита к риску и роста доходностей казначейских облигаций десятилеток выше 1% в золоте началась коррекция. Даже несмотря на инфляционный всплеск.

Таким образом, краткосрочные перспективы цен на золото не выглядят однозначными: рынки ожидают возобновления роста процентных ставок, что окажет на золото понижательное давление. Но на длинном горизонте золото по-прежнему имеет хороший потенциал благодаря росту мирового населения и статусу «безопасной гавани».


Источник: Spear's Russia