Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/zhizn-posle-pomoschi
Дата публикации 17.12.2015
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Жизнь после помощи


Главная оценка эффективности работы благотворительной организации – когда профинансированные проекты продолжают жить даже после окончания финансирования. Оксана Орачева рассказывает о своем опыте выбора таких проектов.

Orachevaoksana
Оксана Орачева

Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Культура неотделима от территории. Она представляет собой важный фактор формирования региональной идентичности, «цементирует» регион, определяет его границы. Когда мы понимаем, что речь идет именно об Урале, Поволжье или Сибири, – как правило, это результат действия культурных факторов. Крупные культурные события серьезно меняют экономику региона: увеличиваются туристические потоки, появляются новые предприятия. Бильбао был в совершенно запущенном состоянии до момента, когда там появился филиал музея Гуггенхайма, а сегодня город стал важной точкой на карте международного туризма.

В нашей практике много таких примеров. Самый известный – подмосковная Коломна. Маленький исследовательский проект двух человек, Натальи Никитиной и Елены Дмитриевой, которые хотели возродить исторически существовавшее здесь производство пастилы, привел к значительным положительным переменам для всего города. Небольшому Егорьевску удалось благодаря Егорьевскому историко-художественному музею увеличить количество приезжающих туристов, хотя город находится в стороне от главных туристических маршрутов.

И этот опыт очень важно учитывать фондам при выборе проекта для финансирования. Еще на этапе подачи заявки мы просим авторов рассказать, как они видят развитие своей идеи после того, как грант закончится. Мы как фонд не заинтересованы в разовых акциях. Конечно, могут быть единичные мероприятия вроде фестивалей, но, как правило, они не приводят к положительным системным изменениям. У нас был интересный проект «Сказка выходного дня» в Литературном музее – грантовое финансирование давно закончилось, а проект благополучно работает, привлекая все новых детей и родителей и показывая, что литература вполне может быть увлекательной для ребенка и доходной для музея. Таких проектов большинство.

Есть и другие критерии: что было создано в результате, что конкретно изменилось в музее и в сообществе, удалось ли привлечь местное сообщество к созданию музейного продукта. Можно вспомнить интересный пример в Екатеринбурге, где жители города охотно участ­вовали в создании экспозиции выставки «Искусство путешествий». Важно, насколько активно использовались новые технологии, чтобы вывести проект на другой уровень. Например, в проекте «Открой пермский период!» было создано мобильное приложение, к разработке которого привлекли студентов и старшеклассников. В конце концов, критерием успешности может быть и оценка качества исполнения: насколько современная и красивая выставка получилась, какого уровня исследование проводилось.

А еще мы мечтаем о том, что профессия музейщика станет такой же популярной, как в свое время профессии юриста и экономиста, а музеи как место работы будут востребованы и престижны.


Источник: SPEAR'S Russia #11(53)