Защитные активы


Летние дебаты в США между республиканцами и демократами по поводу увеличения лимита госдолга страны сделали свое дело. Категоричные заявления Барака Обамы о последствиях объявления технического дефолта, адресованные его политическим оппонентам, ударили в итоге по фондовому рынку. По мнению Андрея Веклова, частным инвесторам теперь предстоит решать задачу со многими неизвестными.

18.10.2011




Veklov_03
Андрей Веклов

главный исполнительный директор УРАЛСИБ | Банк 121

Казначейские облигации США, несмотря на снижение в августе агентством S&P суверенного рейтинга страны, подтвердили статус защитного актива. Спрос на них не только не упал, наоборот – вырос. Инвесторы в массовом порядке выводили средства из рискованных активов и перекладывали в самые консервативные, в том числе в гособлигации. И это несмотря на то, что казначейские бумаги – инструмент с минимально доступной выгодой. На сегодняшний день в плане доходности они сопоставимы разве что с текущим счетом в надежном банке.

В качестве временного убежища государственные облигации США могут пригодиться частному инвестору, но в среднесрочной перспективе защитить капитал от инфляции не способны. Если, конечно, не делать ставку на то, что правительство США совместно с ФРС сумеют в ближайшее время распутать гордиев узел госрасходов, а рост наци­ональной экономики обеспечит укрепление доллара по отношению к другим валютам.

Нынешняя ситуация, которую многие эксперты воспринимают не иначе как начало длительной глобальной рецессии, отличается от финансового кризиса 2008 года в первую очередь колоссальной долговой нагрузкой, а также серьезным столкновением политических и экономических интересов. Противостояние администрации США и сената во время обсуждения потолка госдолга  – наглядный тому пример.

Призрачные шансы на скорейшее разрешение долговых проблем как в США, так и в Евросоюзе делают золото крайне привлекательным с точки зрения хеджирования инвестиционного портфеля. Но это не панацея. И переводить все инвестиции исключительно в золото крайне рискованно. Тем более что периодически этот металл переживает ценовую коррекцию, способную принести инвестору убытки, а не доход.

Необходим комплексный подход. Например, стоит обратить внимание на редкие драгоценные металлы – платину и палладий. Их крупнейшие производители – Россия и ЮАР. Опасаться вывода на рынок в ближайшие годы крупных партий, которые способны были бы существенно понизить котировки, не приходится. Производителю платины в ЮАР не позволяет нарастить мощности нехватка электроэнергии, а у России в государственных резервах скопились значительные запасы неликвидного (с низкой пробой) палладия, его необходимо отправлять на переработку.

Одним из инструментов защиты портфеля от рисков может стать валюта. Помимо доллара и евро, наш банк в этом году рекомендует своим клиентам держать часть средств в швейцарских франках. С начала 2011 года шло неуклонное укрепление национальной валюты Швейцарии. К сентябрю курс франка достиг уровня, который стал представлять реальную угрозу для экономики страны. В первую очередь – экспорта. В ответ Центробанк Швейцарии решился на снижение базовой учетной ставки до минимально возможного уровня и увеличение денежной базы. Но то, что власти страны намерены снизить курс франка, никак не повлияет на надежность франка.

Однако стоит помнить о валютной диверсификации портфеля. Мы советуем 30% держать в долларах, 15% – в евро, еще 20% – в швейцарских франках, остальное – в российских рублях и золоте. Такая диверсификация подтвердила свою эффективность временем. Каким бы привлекательным в настоящее время ни казался для частных инвесторов швейцарский франк, не стоит забывать, что доллар по-прежнему остается мировой валютой. И Россия – как любая нефтедобывающая страна – крепко привязана к ней. Поэтому при всех сложностях и финансовых проблемах США остаются залогом стабильности финансовых рынков.

Интересными продуктами с точки зрения защиты активов инвестора могут стать структурированные продукты (ноты), прежде всего позволяющие при необходимости переходить от одного базового актива к другому. Если инвестор начинает сомневаться в потенциале роста актива, к которому первоначально была привязана нота, у него есть возможность поменять актив – переключившись на другую валюту либо индекс. Хотя индексные ноты после августовского падения на биржах вряд ли в ближайшее время заинтересуют хайнетов.

К сожалению, в России пока что не получили должного распространения хедж-фонды, которые в принципе способны обеспечить высокую степень защиты частным инвесторам. Возможно, свою роль играют трудности, связанные с процессом отбора конкретного фонда. Наш банк, к примеру, не рекомендует своим клиентам инвестировать в хедж-фонды самостоятельно, без консультаций специалистов и соответствующей аналитической поддержки.

Атлас



18.10.2011

Источник: SPEAR’S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз