За пеленой непопулярности
Екатерина Макдугалл восхищается суровым стилем русского искусства эпохи Хрущева и рассуждает о причинах его несправедливого забвения.
Екатерина Макдугалл
Директор аукционного дома MacDougall's
Иногда, когда я задумываюсь о российской истории, мне хочется воскликнуть: да, я не люблю российскую интеллигенцию! Я сейчас даже не говорю о травле Столыпина или Александра II Освободителя – зачем так далеко ходить? Стоит вспомнить, скажем, о Никите Сергеевиче Хрущеве. Как только над ним не глумились, каким только самодуром и деревенщиной не рисовали его в своих воспоминаниях представители прогрессивной общественности. И то: накричал на пару художников, обидел кое-каких писателей (хотя «Один день Ивана Денисовича» был опубликован непосредственно с его согласия) – и все! Оставайся в истории тупым шутом, а заодно и гасителем творческого огня! А то, что он выпустил миллионы из тюрем, сократил рабочую неделю с 48 до 41 часа, освободил крестьян, уменьшил армию, наложил запрет на ядерные испытания, пытался остановить гонку вооружений, построил жилье для сотен тысяч семей и поставил своей целью накормить живущую впроголодь страну свининой – не кукурузой, кукуруза как раз-таки нужна была для свиней, – ну и что с того? Главное ведь – он пытался руководить творческой интеллигенцией! А российская творческая интеллигенция, как известно, воспринимает подобные попытки как откровенную тиранию. И, как в песне поется, долой тиранов!
Период российской истории с 1956 года, с ХХ съезда партии, по 1964 год – год снятия Хрущева – это не период оттепели, как опять же снисходительно окрестили его в России. Это серьезнейший этап в развитии державы с последовательным проведением антисталинских реформ, с попыткой восстановить безнадежно отставшую экономику, реабилитировать безнадежно скомпрометированный политический строй. Эта попытка закончилась трагически. Но как бы сейчас ни рассматривали ее критики, современники как раз поверили Хрущеву на все сто, и эта вера породила настоящее искусство. Русское искусство периода Хрущева нынче настолько же непопулярно, насколько проигнорирован ее вдохновитель. Между тем именно в середине 1950-х из-под монолита погребенной сталинской эпохи начинает пробиваться инакомыслие и как следствие – иное искусство. Представители наиболее «сформулированного» художественного течения той поры – «сурового стиля», следуя собственному наитию, но в русле директивы партии, игнорируют художественный опыт сталинского периода и обращаются непосредственно назад – к стилистике ОСТа, к исканиям Пименова, Дейнеки, Лучишкина. Нарочитая плакатность, обобщенность образов, контрастность палитры, линейность фигур – попытка выразить себя и эпоху в форме эпоса. Конечно, кроме влияния выпускников ВХУТЕМАСа 1920-х годов на художников «сурового стиля» – Попкова, Андронова, Никонова, Коржева, Салахова, Обросова, Оссовского и других – повлияла и западная живопись, итальянский неореализм в первую очередь (между прочим, в 1962 году Ренато Гуттузо был избран почетным членом Академии художеств СССР). Тем не менее «суровый стиль» – безусловно, глубоко национальное, очень характерное для своего времени художественное явление. Не вдаваясь здесь в искусствоведческий анализ, впечатление от картин этих молодых художников можно сформулировать так: на место слащавым, насквозь фальшивым «залакированным» образам соцреализма приходят люди, твердо стоящие на земле, с широко расправленными плечами. В этих «героях советских будней», как окрестили их критики, чувствуются человеческое достоинство и гордость за себя, за свою страну, за свое предназначение. Именно это состояние всего общества, это умонастроение людей точно, динамично, талантливо передает искусство так называемой хрущевской оттепели. И вопрос здесь не в том, когда еще так чувствовали себя граждане России, – вопрос в том, когда же они снова так себя почувствуют!
Материалы по теме
Источник: SPEAR'S Russia #5(48)
Как потерять клиента
Виталий Дашин задумывается о том, к какому беспорядку может привести идеальный порядок, и вспоминает несколько историй из своей банковской карьеры в Швейцарии и Лихтенштейне.
Манипуляции на максималках в замыленной субъективной реальности
Руслан Юсуфов – об устройстве информационных пузырей, механике неравенства, могуществе технологических компаний, бесправии пользователей, культах будущего, конспирологических искажениях сознания, а также о важности самонаблюдения и надежде, которую искусственный интеллект и люди то дают, то отнимают друг у друга.
Состояние ума
Павел Бережной – о том, что такое mindset инвестора и какое значение он имеет на практике.
Красота нашей бренности
Конец 2023 года ознаменовался примечательным событием в культурной жизни Германии. В Мюнхене проходит первая в истории страны выставка одного из самых дорогих и неоднозначных художников современности – Дэмиена Хёрста, создателя инкрустированных бриллиантами черепов и заспиртованных чучел животных. Ретроспективная выставка enfant terrible современного искусства (экспозиция собрала созданные за 40 лет его знаковые работы) позволяет Ксении Апель поразмышлять о смерти в искусстве, ключевой теме для Хёрста и многих других художников.
Оставить комментарий