Win-win в действии


Два фактора могут оказать существенное влияние на работу любой, даже самой сильной компании. Это резкие сдвиги в экономике и механизмах потребления. В нынешних кризисных обстоятельствах, как впрочем и в любых других, корпорации должны приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить инновационную активность и продолжить развитие. Но где взять новые идеи и проекты и как собрать команды для их реализации? Рассказывает Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК

16.07.2020





Уже около 10 лет мировая практика отвечает на этот вопрос механизмом корпоративной акселерации, который считается одним из ключевых инструментов «открытых инноваций». Первопроходцем здесь стал Microsoft: в 2011 году IT-гигант совместно с акселератором Techstars запустил программу Microsoft Kinect Accelerator. Далее за несколько лет своими корпоративными акселераторами обзавелись Airbus, Bayer, Cisco, Coca-Cola, IKEA, Intel, Orange и даже Walt Disney. Уже в 2015 году было запущено 77 корпоративных акселераторов, которые «выращивали» проекты в сфере IT, промышленности и энергетики, биотехнологиях и медицине, финансовом и образовательном секторах.

В России пионером в области корпоративных акселераторов стала компания «Яндекс»: в 2013 году для поиска перспективных проектов и технологий был организован Tolstoy Startup Camp. Однако в качестве тренда корпоративная акселерация у нас оформилась сравнительно недавно: о запуске программ объявляли Сбербанк, РЖД, «Росатом», «Почта России», «Билайн», «Алроса», «КамАЗ», «Ростелеком» и другие компании.

Инвесторы, партнеры, платформы

Сегодня корпоративный акселератор – это необходимость, возникающая у компаний, когда они действительно хотят найти под свои конкретные запросы передовые решения и инновационные технологии. Исследование «Стартап Барометр» 2019 года показывает, что 91% предпринимателей видят интерес со стороны корпораций к работе со стартапами.

Акселерационная программа подразумевает глубокий анализ и экспертизу технологий, чтобы на выходе оказались только зрелые проекты. Программа обязательно включает определение инновационных приоритетов, сбор заявок и отбор проектов, соответствующих требованиям компании. Лучшие стартапы получают доступ к отраслевой экспертизе и базам данных корпорации, к пулу партнеров, экспертов и менторов, к реальным бизнес-процессам и технической базе. Как правило, выпускники акселераторов тестируют свои проекты в пилотном режиме, по итогам такой проверки принимается решение либо об инвестициях в дальнейшее развитие и внедрении, либо, если проект зрелый, о его масштабировании на все производственные мощности. В последнем случае корпорация выступает скорее как индустриальный партнер и заказчик технологии.

Собственные акселераторы создают многие компании. Так, например, работают «Промышленный акселератор» Кировского завода, который отбирает проекты в сфере промышленности, энергетики и сельхозмашиностроения, и корпоративная акселерационная программа МТС – MTS StartUp Hub. Другие привлекают партнеров, профессионально занимающихся акселерацией стартапов: «Сбербанк» сотрудничает с венчурной компанией 500 Startups, «Северсталь» запустила акселератор Severstal SteelTech Accelerator в партнерстве с фондом «Сколково».

На счету российской платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS совместные акселераторы с такими крупными компаниям как Airbus, Michelin, Enel и PepsiCo. В 2019 году GenerationS запустил совместный акселератор с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Сегодня это один из наиболее комплексных проектов, который включает в себя несколько целевых элементов: работу с сотрудниками на всех уровнях; создание единой для транспортной отрасли системы работы с проектами и последующей совместной коммерциализации, как через стандартный подряд, так и через инвестирование и создание совместных предприятий; формирование экосистемы индустриальных партнеров, которые проводят техническую экспертизу и заинтересованы в пилотировании и дальнейшей работе с проектами. В результате этот акселератор стал, своего рода, платформой для развития транспортной отрасли.

Истории успеха

Для команды стартапа корпоративный акселератор – отличный способ наладить долгосрочные партнерские отношения с крупной корпорацией, познакомиться с ее бизнесом изнутри. Это эффективный вариант поиска инвестиций, ресурсов и возможность встроиться в инфраструктуру компании. И даже если по окончании акселерационной программы сотрудничество не будет продолжено, команда стартапа все равно получает возможность проработать свои компетенции и привлечь внимание сторонних инвесторов (по данным того же исследования, 65% предпринимателей положительно оценивают акселераторы как способ развития стартапов). В том числе это возможность начать глобальную экспансию: со своими акселерационными программами в Россию приходят Airbus, Ferring, Unilever и другие международные корпорации.

Выйти за пределы домашнего рынка уже удалось компании VeeRoute, занимающейся разработкой ПО для решения сложных оптимизационных задач в логистике. За 2018–2019 годы она привлекла инвестиции в размере около 2 млн долларов. Кроме того, в 2019 году VeeRoute реализовала крупный проект по созданию комплексного ПО, обеспечивающего управление логистикой для Почты Казахстана.

Другая история успеха – компания «ЭкзоАтлет» (также выпускник корпоративного акселератора GenerationS), уже имеющая представительства не только в России, но и Южной Корее, Японии, Люксембурге, США и Китае. Команде этого стартапа удалось организовать производство, изготовить более 100 экзоскелетов, и получить регистрационные удостоверения в России, Южной Корее, Казахстане, Вьетнаме и Индии.

Сбербанк в 2019 году инвестировал в выпускника своего акселератора, сервис бронирования площадок для мероприятий Bash Today. Другой участник этого акселератора производитель «умных мягких игрушек» Mishka AI, получил инвестиции из венчурного фонда «ТилТех Капитал». Через акселерацию в MTS StartUp Hub прошел сервис автоматизированной подготовки документов Doczilla, включенный в Единый реестр российского программного обеспечения.

Корпоративные акселераторы открывают перспективы роста не только перед стартап-командами: в последние годы увеличивается интерес компаний к внутренним образовательным программам, в которых участвуют их собственные сотрудники. Такие инициативы способствуют формированию предпринимательской культуры внутри корпорации и позволяют находить перспективные бизнес-идеи на собственной территории.

В условиях пандемии корпоративные акселераторы продолжают работать в онлайн-формате, адаптируя свои процессы к новым для себя реалиям. Эта тенденция наверняка сохранится и после окончания режима самоизоляции, а значит, у стартапов появится больше возможностей участвовать в интересных акселераторах в России и за рубежом: проходить онлайн-интенсивы, смотреть вебинары отраслевых экспертов со всего мира, консультироваться через Zoom с партнерами и специалистами корпораций.

Корпоративные акселераторы – важный элемент здоровой инновационной экосистемы. Для крупного бизнеса – это один из быстрых и эффективных способов запустить новые высокотехнологичные продукты, соответствующие конъюнктуре рынка. Для стартапов – возможность включиться в процесс создания отраслевых инноваций, найдя в лице корпорации сразу ментора, инвестора, партнера и заказчика. Поэтому нет сомнений, что интерес к ним в России будет только расти.



16.07.2020


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз