Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/vselennaya-s-pristavkoy-meta
Дата публикации 16.05.2022
Рубрики: Экспертиза , Идеи и рекомендации
Напечатать страницу


Вселенная с приставкой «мета»


Метавселенная – слово и феномен, возникший в поле зрения, в жизни современного человека не так давно. Как все грандиозное, это продукт столкновения нескольких сущностей. С одной стороны, невероятного технологического прогресса последних лет, в базе которого блокчейн и интернет нового поколения Web 3.0. С другой – всего человеческого в каждом из нас: стремления вести социальную жизнь и общаться, желания развлекаться, получать удовольствие в игре. Ведь у взрослых, как у детей, те же игрушки, только дороже, а с некоторых пор еще и гораздо более технологичные. Постепенное «переселение» современного человека из реального мира в виртуальный не новость, но с появлением полноценных метавселенных может перестать быть просто фигурой речи. Пока это больше красивый, но довольно абстрактный концепт, который еще только предстоит наполнить реальным технологическим содержанием. Однако за дело уже берутся мировые техногиганты, «внезапно» разглядевшие в метавселенных новый мегатренд и мегавозможность «длиною в жизнь» для своего бизнеса. Работы хватит всем. Свою часть из нее предстоит сделать Inanomo – компании, которая развивает одноименную интегрированную криптовалютную технологическую платформу, предназначенную для хранения, обмена и инвестиций в фиатных деньгах и криптовалютах. Осенью прошлого года на страницах WEALTH Navigator в рамках совместного редакционного проекта мы рассказали о запуске на площадке Inanomo крипто-игрового направления. Его логическим развитием на платформе станет новый продукт – технологическая платформа для разработчиков метавселенных. По сути – метавселенная для метавселенных. О том, как это устроено и почему запуск нового продукта даст новый толчок развитию всей инфраструктуры Inanomo, рассказывает ее основатель и генеральный директор Кирилл Садилов.


Продавцы лопат

Если нынешний хайп вокруг метавселенных сродни новой золотой лихорадке, то лучшие шансы на успех у продавцов лопат. Новая инфраструктура для разработчиков метавселенных Inanomo дает в их руки удобный и производительный инструмент, а также шансы оказаться в числе главных победителей набирающей обороты глобальной гонки.

Это несложная гипотеза: даже если технологии не входят в круг ваших первостатейных интересов, событие, о котором будет сказано ниже, не обошло стороной и вас – если не как потребителя новостей, то наверняка в качестве пользователя сети интернет.

В конце ноября прошлого года Марк Цукерберг сообщил о кардинальных переменах, предстоящих созданной им в далеком уже 2004 году компании Facebook (запрещена в РФ). Из пышно представленной красочной анимированной презентации мировая аудитория, включая почти 2 млрд активных пользователей самой Facebook, тогда с толикой удивления узнала, что компания просит больше не ассоциировать ее имя с «социальной сетью». Но с метавселенной, на разработке технологической базы которой она намерена сосредоточиться. А чтобы подчеркнуть серьезность своих намерений, Facebook меняет название на Meta Platforms (запрещена в РФ).

По сути, объяснил тогда Цукерберг, речь идет о создании новой виртуальной технологической среды – собрания цифровых миров, новой экосистемы для авторов контента и их пользователей, построенной на базе современных технологий, включая блокчейн, дополненную и виртуальную 3D-реальность. Внутри метавселенной пользователи смогут делать все, к чему привыкли в реальном мире: общаться, работать, играть, торговать, заниматься спортом, путешествовать и многое другое.

Новые технологии, многие из которых еще только предстоит разработать, сделают «жизнь» в метавселенной максимально реалистичной, обеспечив ее обитателям не только привычные визуальные, но даже тактильные и вкусовые ощущения. В пределе создадут их второе цифровое «я», новую цифровую идентичность.

Пользователи метавселенной Meta будут действовать в ней в виде своего аватара, «упакованного» в оригинальный невзаимозаменяемый токен (NFT). Обитатели метавселенной смогут приобретать виртуальную землю, строить или покупать на ней объекты виртуальной недвижимости, внутреннюю обстановку которых можно будет оборудовать и украсить предметами виртуальной мебели или виртуальными картинами. Разумеется, также в виде NFT.

Inanomo

По сообщению Цукерберга, его компания уже работает над возможностью перемещать реальные объекты в виртуальный мир метавселенной, и наоборот – над технологиями перемещения цифровых объектов в реальный в виде их голограмм.

По мере того как будут создаваться каркас новых технологий и необходимая инфраструктура, включая сети Интернет нового поколения, новые нейротехнологии, пользовательский опыт внутри метавселенной будет максимально приближен к опыту в реальном мире. Например, в дальнейшем пользователи смогут управлять действиями своего «цифрового двойника» в метавселенной движением руки, голосом. В перспективе – попросту силой мысли с помощью устройств, считывающих сигналы мозга пользователя, которые будут ретранслироваться в цифровую вселенную.

Чтобы добиться такого результата, полагает Цукерберг, придется создать целую экосистему, внутри которой ее участники смогут зарабатывать. Сама Meta уже объявила об инвестициях в размере 150 млн долларов в разработку и разработчиков иммерсивного контента. По словам Цукерберга, на создание технологической основы его метавселенной потребуется в пределах 5–10 лет. За это время число ее пользователей вырастет примерно до 1 млрд человек.

На пути к Web 3.0

Какой фантастикой ни казалось бы все высказанное, по сути, глава новоиспеченной Meta озвучил то, что на другом языке сегодня принято называть «интернетом третьего поколения», или Web 3.0. В сущности, он продолжает всю тридцатилетнюю логику развития всемирной сети, создававшейся и работавшей в качестве инструмента коммуникации. На этот раз – на принципиально новом технологическом уровне.

Первое поколение всемирной сети, или Web 1.0, принято связывать с появлением в середине 1990-х первых браузеров, с помощью которых индивидуальные пользователи впервые получили возможность общения онлайн. В том числе читать, обмениваться текстами, отправлять и получать электронную почту – настоящая фантастика по тем временам.

Интернет второго поколения, или Web 2.0, дал широкие возможности обмена не только сравнительно простыми текстовыми сообщениями, но позволил создавать и делиться сложным интерактивным контентом, объединяться в сообщества по интересам благодаря появлению платформ. В том числе таких, как Facebook. С этим не только круто изменились возможности коммуникаций между людьми, но стиль жизни, досуг, культура, бизнес-модели и даже политика.

Интернет третьего поколения, или Web 3.0, может не просто снова целиком перевернуть стиль нашей жизни, но и изменить само представление о том, что такое жизнь. В этой новой удивительной среде пользователь может не только создавать или потреблять самый разнообразный контент на техническом уровне, ранее доступном только профессионалам, но и зарабатывать на нем внутри разнообразных виртуальных экономик. Базовой технологической инфраструктурой Web 3.0 выступают децентрализованные сети в облаке, сделанные на блокчейне.

Возможность монетизировать свой контент, усилия, аудиторию, несомненно, один из главных драйверов этого сектора. Делать все это стало возможным благодаря бурному развитию технологий децентрализованных финансов, или DeFi, бум в которых начался в 2020-м. Если два года назад объем заблокированных в DeFi-протоколах средств (TVL) оценивался всего примерно в 900 млн долларов, то с тех пор увеличился в 200 раз, до 205 миллиардов на начало мая.

Принято считать, что в числе прочего DeFi предлагают более эффективные технические решения в сравнении с традиционным банкингом. В их основе – смарт-контракты, прописывающие правила, последовательность действий при проведении тех или иных операций в системе. Все это позволяет сократить издержки, повысить безопасность, избавиться от посредника в виде традиционного централизованного банка. Но самое главное – DeFi создает удобный инструмент, позволяющий зарабатывать в пространстве Web 3.0. Это, в свою очередь, манит в индустрию не только пользователей, но и разработчиков, бизнес, селебрити – всех, кто уже наточил лопаты в надежде накопать здесь целую гору цифрового и реального золота.

Игры в песочнице

В прошлом году в рамах специального проекта Inanomo на страницах WEALTH Navigator мы подробно рассказали о важнейших составляющих бурнорастущего рынка DeFi – невзаимозаменяемых токенах NFT и секторе криптоигр GameFi.

Так, все исследования показывают, что человечество не просто плотно сидит на видеоиграх, но погружается в эти сказочные миры все глубже и глубже. Уже сегодня это гигантский рынок с аудиторией примерно 2,7 млрд человек объемом около 200 млрд долларов, ежегодно растущий темпами в 20–30% в год на протяжении последних 10 лет. В частности, если в 2020 году выручка от виртуальных облачных игровых платформ составляла около 180 млрд долларов, то к 2025-му прогнозируется ее рост уже до 400 млрд. Чему, несомненно, будет способствовать развитие сектора GameFi – игровых проектов, построенных на технологиях блокчейн.

К этому своему нынешнему состоянию игровая индустрия проделала известный эволюционный путь. Первые попытки «посадить» ее на блокчейн состоялись еще около пяти лет назад, когда эту технологию взяли на вооружение онлайн-казино – принимать оплату ставок в криптовалюте им было удобно и безопасно.

Вслед за этим на рынок стали выходить полноценные блокчейн-игры первого поколения, не отличавшиеся тогда качеством графики, анимации и разнообразием сюжетов. Спустя два года им на смену пришли игровые продукты второго поколения, лишенные многих недостатков пионеров благодаря большому прогрессу в развитии инфраструктуры и технологии.

Фокус разработчиков начал смещаться в сторону долгосрочного вовлечения игроков. В дополнение к традиционным играм, построенным по принципу free-to-play («играй бесплатно»), начали добавляться продукты с уникальной внутриигровой экономикой по модели play-to-earn («играй и зарабатывай»). Благодаря ей геймеры получили возможность зарабатывать за успехи внутри игры, получая вознаграждение во внутриигровых токенах. Которые, в свою очередь, можно было использовать для «прокачки» своих юнитов или вывести на банковский счет, конвертировав в привычную фиатную валюту на специализированных площадках или криптобиржах.

Именно на этих принципах построена, вероятно, самая популярная сегодня блокчейн-игра Axie Infinity от вьетнамской Sky Mavis, вышедшая на рынок в 2018 году. Ее участники сражаются с помощью «завернутых» в NFT-токены сказочных существ по имени Axie. За их покупку и «прокачку» придется расплатиться внутриигровым токеном Axie Infinity Shards (AXS), купить и продать который за крипту или фиат можно на одноименном маркетплейсе.

Появление проектов, подобных Roblox в 2006 году, открыло рынок для песочниц – виртуальных игровых платформ, на которых можно создавать собственные игры, посещать другие локации, общаться и взаимодействовать с другими пользователями, зарабатывать на различных активностях.

Одним из самых заметных продолжений этого тренда в Web 3.0 стала платформа Sandbox (SAND). По сути это многопользовательская онлайн-игра, виртуальный мир, участники которого перемещаются по метавселенной, участвуют в мини-играх, выступают авторами контента, наполняют ее различными юнитами. Для этого покупают и владеют участками «земли», на которой могут строить объекты виртуального мира в виде невзаимозаменяемых токенов.

Торговля виртуальной землей, а также любыми другими внутриигровыми предметами внутри метавселенной осуществляется через одноименный маркетплейс с помощью ютилити-токена SAND. При рыночной капитализации чуть более 3 млрд долларов на начало мая Sandbox занимал место в четвертой десятке самых дорогих проектов глобального крипторынка. Виртуальная вселенная Sandbox стала доступна для гейминга только в 2021-м и по-прежнему находится в стадии ранней разработки.

Пример первопроходцев оказался слишком заразительным, чтобы оставить равнодушным крупных игроков индустрии. В последнее время о создании или инвестициях в метавселенные или связанные с ней технологии почти одновременно с Meta Цукерберга объявили почти все ведущие технологические компании, включая Apple, Google, Amazon и Microsoft. Туда же потянулись мировые звезды спорта, музыки и кино, глобальные бренды, патентующие свои названия и имена для использования в метавселенных. Новая золотая лихорадка захватывает мир. И мы только в самом ее начале.

Язычники в игре

Мы, Inanomo, в деле. В конце прошлого года на страницах WEALTH Navigator мы рассказали о запуске собственного геймингового направления на нашей площадке.

Приступая к его разработке, мы опирались на несколько базовых соображений. Так, во всем мире отмечается устойчивый тренд на виртуализацию жизни, в которой онлайн-общению, в том числе через игры, будет уделяться все больше места. По разным причинам – из-за эпидемий или войн – физический мир продолжает закрываться, тогда как потребность в общении и социализации людей никуда не уходит. И это еще один довод в пользу сохранения и усиления этого тренда.

Далее мировое расслоение населения и целых стран также продолжает увеличиваться. Это, в свою очередь, добавляет популярности решениям play-to-earn на стыке крипты и игр, открывая возможности заработка жителям даже беднейших стран. Достаточно вспомнить об упомянутой выше Axie, которая пользуется повальной популярностью у населения Филиппин, принося львиную долю доходов гражданам этой страны.

Принимая во внимание эти тренды и наши собственные технологические наработки, сделать ставку на это направление с нашей стороны было естественным шагом. Также не секрет что, развивая игровое направление, мы стремимся привлечь новую аудиторию на площадку Inanomo.

Осенью прошлого года была выведена на платформу и стала доступной пользователям первая криптоигра серии под названием Pagan Gods, или «Языческие боги». С самого начала мы исходили из того, что игра должна стать новшеством на рынке – вобрать в себя все доступные передовые технологические возможности, при этом избавиться от недостатков большинства существующих подобных решений. Так, Pagan Gods представляет собой гибрид двух концепций – free-to-play и play-to-earn. Подобный подход предполагает возможность любому желающему играть на выбор бесплатно, «для удовольствия», или за деньги – если интерес не просто спортивный, а игрок хочет добиться более высокого результата (и заработка) в игре через покупку более сильных внутриигровых юнитов или предметов.

Play_to_earn_games

Особое внимание мы уделили токеномике Pagan Gods, которая тщательно продумана и нестандартна для рынка. В частности, часть средств, потраченных игроками со стороны free-to-play внутри игры, перераспределяется в игровой токен. При этом четверть потраченных в Pagan Gods токенов сжигается, что делает экономику игры дефляционной. В отличие от большинства доступных на рынке блокчейн-игр, где стоимость токена поддерживается за счет прироста числа игроков. По сути, пирамиды, которая рушится, стоит геймерам по какой-то причине начать уходить.

Для Pagan Gods было разработано новое взаимодействие с блокчейном. Его использование в качестве динамической базы данных, позволяющей децентрализованно отслеживать успехи игроков или игровых персонажей при централизации самой игры, позволило существенно снизить издержки геймеров на комиссиях. Сделало ее еще привлекательнее экономически.

Успех Pagan Gods, показавший, что мы не ошиблись – игра популярна, продолжает развиваться, ее клиентская база на данный момент превышает 700 тыс. человек, – открыл путь новым релизам. Следом в мае и июне на платформу будут выведены две новые мобильные криптоигры. Первая – космические гонки на звездолетах Space Race, рассчитанная на игроков с западным менталитетом. И вторая – Eternal Guardians, сделанная в стилистике мира фэнтези, нацеленная на азиатские рынки.

При всех внешних различиях все эти игры объединяет общая техническая идеология – каждая представляет собой гибрид крипты и реального мира, а также общая инновационная технологическая платформа Inanomo.

На тех же принципах и технологических основах будет строиться новый игровой продукт под названием OASIS, разработка которого уже идет полным ходом. Он не только станет логическим продолжением геймерского направления на нашей площадке, но должен вывести его на новый качественный уровень – на уровень метавселенной.

Выше Meta

Как всегда, мы, Inanomo, не пытаемся просто копировать чужие решения, даже если речь идет о ведущих мировых технологических компаниях. Если быть точным, не отказываясь от позитивного мирового опыта, мы решили пойти чуть дальше. Именно не просто предложить пользователям Inanomo собственную метавселенную, где они могут жить, развиваться, торговать, но некую технологическую инфраструктуру, технологический инструментарий для разработчиков. Которые таким образом смогут создавать собственные метавселенные внутри метавселенной Inanomo.

Метафорически, мы создаем не отдельную планету (метавселенную), жители которой могут покупать участки, что-то на них строить, производить, предоставлять услуги, общаться, играть. Мы делаем целый космос, внутри которого помещается множество планет. Каждая такая планета – отдельная метавселенная со своим уникальным миром, контентом, сервисами и обитателями, за которую отвечает отдельный разработчик.

Таким образом, как и в реальном мире, ни одна из планет метавселенной не будет похожа на другую. Планета «Корусант» из «Звездных войн» может соседствовать с «Мечом и Магией» из «Эры хаоса». Но та и другая, третья или десятая будут частью единой метавселенной OASIS, взаимодействуя внутри нее. Это означает, что пользователь, создавая персонажа в «метавселенной Х», cможет спокойно перемещаться в «метавселенную Y» – на космическом корабле, с помощью портала времени или магии. А вместе с этим получит возможность потреблять контент, создаваемый разработчиками разных метавселенных внутри OASIS. Которая, таким образом, становится продуктом, уровнем на ступеньку выше метавселенных, которые мы знали до сих пор.

Oasis

Технологически, кроме уже зарекомендовавших себя решений на нашей платформе, о которых было сказано выше, OASIS будет иметь ряд особенностей, которые должны оценить сторонние разработчики – будущие владельцы метавселенных.

В основу технологического ядра OASIS ляжет новый блокчейн, специально разработанный инженерами Inanomo. Этап его проектирования закончен еще в прошлом году. Главной особенностью этого блокчейна станет применение технологии WebAssembly. Она представляет собой современный тип кода, спроектированный для эффективной компиляции из высокоуровневых исходных языков, включая популярные у разработчиков C, C++, Rust и т. п. Естественное преимущество решения на WebAssembly в том, что оно позволяет запускать код, написанный на разных языках в web-приложениях почти без потери скорости и производительности.

Так что, например, игра или приложение, написанные на языке C++, с помощью WebAssembly смогут легко скомпилироваться в децентрализованное приложение на блокчейне Inanomo.

Аналогично без затруднений на платформу могут быть интегрированы децентрализованные приложения на Ethereum или Solana, программируемые соответственно на языках Solidity или Rust. С помощью WebAssemblу сделать это просто – фактически в один клик.

Таким образом, мы рассчитываем повысить у разработчиков популярность нашего блокчейна. По сути, закрываем проблему входа на нашу платформу.

Новый блокчейн Inanomo будет поддерживать NFT, в оболочку которых будут завернуты все персонажи, предметы, строения и т. п. На нем же будут поддерживаться реестр хранения, торговые операции внутри каждой метавселенной.

В основу расчетной системы ляжет наша биржа Inanomo. Это означает, что любые внутренние сделки, покупки, продажи предметов внутри и между «планетами» будут осуществляться на нашем маркетплейсе. В том числе смогут проходить напрямую из метавселенных. Там же будет проходить конвертация валют, включая крипту и фиат, их ввод и вывод пользователями. Иными словами, мы замыкаем всю инфраструктуру, экономику метавселенной на биржу Inanomo.

Отдельное особое внимание будет уделяться графике и визуальным эффектам – они будут самыми продвинутыми, красивыми, современными, ведь в основу OASIS ляжет Unreal Engine 5, который полностью развязывает руки разработчикам и художникам с точки зрения реализации их фантазий.

Суммируя все вышесказанное, мы рассчитываем привлечь на площадку огромное количество новых пользователей – разработчиков и геймеров. Хотим мотивировать их торговать в этой системе, переходить на нашу площадку, чтобы держать здесь средства, осуществлять расчеты и т. п.

Возможно, приход на платформу для каждого отдельного пользователя – всего один маленький шаг, но огромный скачок для всех нас – для динамично растущей экосистемы-метавселенной Inanomo.


Кирилл Садилов, основатель и CEO Inanomo


Источник: WEALTH Navigator