Время жить в Лиссабоне


О том, чем Португалия лучше Англии, как ведут себя хайнеты нового порядка и что сегодня в первую очередь ценят клиенты частных банков, рассказывает Петр Терехин.

04.06.2012




Khar3932
Петр Терехин

вице-президент, директор департамента частного капитала Промсвязьбанка

Подобно тому, как спрос рождает предложение, продуктовая линейка институтов private banking зиждется в первую очередь на настроении клиентов индустрии, чутко улавливая их предпочтения и предлагая наиболее релевантные запросам состоятельных инвесторов услуги. Это особенно хорошо заметно на примере недвижимости. Несмотря на всю консерваторскую сущность private banking и большинства представителей его целевой аудитории, даже здесь – на рынке, чей фундаментальный образ подкреплен доверием игроков и вполне соответствует стабильным как кирпичная стена финансовым показателям, – не обошлось без ветра перемен.

Что, спрашиваем мы сами себя, играет роль символа недвижимости? Отвечаем тут же и без лишних раздумий – западная property. Крупные города Франции и столица Туманного Альбиона давно уже снискали образ Мекки для искателей надежных финансовых инструментов и пристанища российский миллионеров. Сюда вкладывают капиталы, чтобы «не потерять», чтобы жить и даже чтобы заработать на lifestyle настоящего рантье – мечте многих молодых капиталистов. Так было, сколько помнят себя частные банкиры, но ситуация постепенно меняется, причем отчасти парадоксально.

С одной стороны, покупке жилья состоятельные люди чаще предпочитают аренду. С другой – вместо Лондона и Парижа хайнеты начинают охотнее выбирать менее «популярные» юрисдикции, например, Португалию. Оставаясь незамеченным многими профессионалами индустрии и даже самими HNWI, этот тренд правит бал, когда речь заходит об аллокации активов.

Что же заставляет людей выбирать в качестве второй родины Португалию?

Во-первых, эпоха «малиновых пиджаков» канула в Лету, и плох тот частный банк, который еще не успел этого понять (и осознать!) и подстроиться под новую реальность. На смену первым российским бизнесменам пришли молодые предприниматели, чья капиталистская оценочная модель не обременена стереотипами противоречивого прошлого. Им чужд апломб, с которым связан образ английской столицы, некоторым из них даже не хотелось бы обитать в месте, чья роль в современной геополитике – политическое убежище. Жизнь там дорога, и тем и плоха. Не потому, что российский хайнет не может себе ее позволить, а потому, что парадигма мышления состоятельных людей перестраивает понятия скромности и умеренности. По большому счету, отказ от Лондона в пользу Португалии сродни отказу от элитного коттеджа в Борвихе. Здесь нет никакого однозначного месседжа касательно образования новых капиталов, но есть вполне конкретный посыл психогенного толка: с новыми клиентами наступают новые правила игры, и баланс приоритетов постепенно смещается в сторону разумного потребления. Португалия несильно уступает Англии по своим инфраструктурным показателям, почти не уступает ей в стиле жизни, а по отдельным критериям, например, по близости к российскому менталитету, и вовсе превосходит ее (конечно, если не принимать во внимание русские диаспоры в означенных юрисдикциях). В какой-то мере Португалия воплощает в себе представление о капитализме с человеческим лицом и даже модели некой социальной справедливости HNW-образца, когда обеспеченные граждане, не соглашаясь на компромиссы, тем не менее сокращают пропасть между богатыми и бедными.

Но речь не только о выборе юрисдикции. Описанный тренд с покупкой иностранной резиденции продолжает тему всего разумного из области роскошного, насколько только совместимы эти два понятия (как показывает практика, вполне совместимы). Лейтмотив здесь – выбор качества в пользу количества. Прошли те времена, когда лондонцы и иностранные состоятельные покупатели сметали с рынка британской столицы все объекты – жилые и коммерческие, – что только попадались им на глаза. Рантье, в чьей собственности сотни помещений и апартаментов, постепенно исчезают, и куда популярнее сегодня выбирать «редко, но метко».

Нечто похожее, кстати, касается и сделок mergers & acquisitions. Бизнесмены все реже гнушаются покупкой небольших недооцененных объектов – скажем, заводов и складских помещений, – не ограничиваясь крупным и шумным сделкам и дополняя их точечными тактическими приобретениями. Возможно, о таких решениях не напишут в прессе, но они вполне вписываются в витающий в воздухе дух практичности и прагматики в принятии решений.

Атлас



04.06.2012

Источник: SPEAR’S Russia


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз