Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/vremya-geroev
Дата публикации 11.11.2014
Рубрики: Благотворительность
Напечатать страницу


Время героев


Чтобы изменить мир к лучшему, современный хайнет может воспользоваться преимуществами, которые дает ему положение акционера, или просто поддержать слабого. Бретт Скотт рассказывает об огромном инновационном потенциале и многообразии филантроактивизма.


У Макиавелли могло быть много злопыхателей, но он понимал, что неизменный фундамент государевой власти – это признание ее подданными. Если бы у него был шанс посоветовать что-то «экономическим государям» из 1%, то он посоветовал бы им не скупиться и раздать добрую часть своих богатств во имя поддержания стабильности.

Справедливости ради надо заметить, что цель классической филантропии в этом и состоит. Ведь классическая филантропия – это когда элиты пытаются сгладить худшие проявления неравенства своим покровительством. Разве не так? Все эти хедж-фондовые управляющие с благотворительных вечеров не смогли бы разбогатеть, не будь под ними сотен этажей труда реального сектора. Жертвование средств неимущим фермерам – не что иное, как способ им отплатить.

Возможно, прозвучит слишком цинично, но все говорит о том, что классическая филантропия – это структурный элемент расслоенных экономик. Ее необходимо заменить культурой прорывной филантропии, или филантроактивизма, который прежде всего борется с причинами неравенства. Поэтому, будь я консультантом хайнетов, посоветовал бы им три вещи.

Станьте рыцарями акционерного активизма

Владение производительным капиталом, например акциями, – священная и неотъемлемая основа накопления частного богатства. Хотя, как подчеркивал Адам Смит, владельцы капитала заинтересованы «вводить общество в заблуждение и даже угнетать его». Это наблюдение было сделано в то время, когда «хозяева жизни» сами управляли своими предприятиями.

Теперь издевается и развешивает лапшу на уши (если не вводит в заблуждение и не угнетает), как правило, прослойка из корпоративных менеджеров. Но на это она получает молчаливое согласие тихих, пассивных акционеров.

Для борьбы с этим нам нужны рыцари акционерного активизма – владельцы капитала, призывающие менеджмент к ответу. Компания – это не аполитичный производитель нейтральной ценности. Это политическое образование. От его спорных решений зависит, где будет размещен капитал и кто от этого выиграет. Социальные и экологические последствия этих решений зачастую серьезны.

Рыцарем акционерного активизма человека делает сильный поступок. Например, один луизианский рыбак стал акционером BP, только чтобы спросить руководство, почему тому не хватает смелости посетить районы, пострадавшие от разлива нефти в 2010-м. Председатель совета директоров Карл-Хенрик Сванберг надменно отфутболил его на годовом собрании акционеров. Но окажись перед Сванбергом опытный юрист или финансист, решивший как акционер защитить тех, кому повезло меньше, директору пришлось бы сложнее.

Подобно акционерным активистам ведут себя некоторые мейнстримовые финансисты. Критикой руководителей фирм из своего портфеля широко известен Дэн Лоб. То же можно сказать про Криса Хона из Children’s Investment Fund. А рейдер Карл Айкан, чтобы поменять менеджмент, покупает компании целиком.

И все-таки, несмотря на их прорывные образы, этими активистами движет прибыль. По-настоящему прорывным акционерным активистом – нет. Так что если вы чувствуете в себе силы, почему бы не открыть собственный активистский хедж-фонд? Он может быть «робингудским»: вкладывать в «плохие» компании, стараться воздействовать на их руководство и направлять прибыль в «хорошие» компании. Что-то вроде паразита с благородными намерениями.

Или, может, вам захочется открыть «сыскной» фонд, который бы расследовал корпоративные махинации. Нечто похожее в рамках Karmabanque пробовал организовать Макс Кайзер. Скоординировав хедж-фонды и активистов, он хотел надавить на предприятия со скверными условиями труда и неадекватной экологической политикой.

Станьте рыцарями народа

В старину с городскими рынками, где торговали товарами, соседствовали места некоммерческие, где поклонялись богам и обсуждали проблемы. Сегодня почти все общественные места оккупированы рекламщиками, которые пытаются «впарить» нам бесполезные продукты раздутых, близких к точке насыщения отраслей. Нам нужны рыцари народа – они бы использовали накопленный капитал, чтобы оставлять общественные места открытыми, а не закрывали их дальше.

Чтобы стать таким рыцарем, нужно совершить благородный поступок. Например, купить права на билборд и дать школьным классам (или молодым художникам) по очереди его оформлять. Вместо того чтобы проецировать серую псевдокреативность рекламных посланий на общественные места, рыцарь со своим капиталом становится оплотом креативности подлинной.

Одним из рыцарей народа можно назвать бывшего хедж-фондового управляющего Тома Штайера. Он собирается профинансировать рекламную кампанию, призванную просветить людей насчет изменения климата. Предполагаемый объем финансирования – до 100 млн долларов. Штайер находится в прямой оппозиции к регрессивному лагерю братьев Кох, которые спонсируют организации, изменение климата отрицающие, то есть отчаянно желающие удержать нас в неведении.

Станьте рыцарями слабых

Феодальную систему на Западе, может, и разрушили, но по кое-каким секторам этого не скажешь. Так, индустрия венчурного капитала имеет странную склонность финансировать тех, кто из Стэнфорда. А в журналистике, юрис­пруденции, финансах, НКО и на госслужбе до сих пор чересчур много оксфордцев и кембриджцев.

Вот почему нам нужны рыцари слабых, которые будут активно стараться сломать и расширить структуру возможностей. Стать таким рыцарем несложно. Адвокату, например, будет достаточно пригласить на стажировку кого-то, кто считает, что закон к нему несправедлив.

Но, наверное, в первую очередь нам нужны финансисты, которые на великодушных условиях предложат капитал людям, пребывающим в тени доминирующих общественных групп. Paramount Pictures требуются миллионы, чтобы снять фильм. Но бесконечно интереснее снимет обычный каирец с ручной камерой, которому собрали 7 тыс. фунтов на краудфандинговом сайте Indiegogo. Альтернативных финансовых платформ появляется масса, и с их помощью можно вложить в слабого.

Взгляните на программу Community Shares, через которую можно поддержать муниципальные проекты в области солнечной энергетики. Или на организации вроде Shared Impact, через которые финансируется справедливая торговля. Нам нужно создать представительную, оригинальную сеть неформального перераспределения богатства. Это инвестиции не в узком, «покупательном» смысле слова, а в широком и кармическом.

Рискните и соберите все три титула

На это не уйдет много времени, но понадобится определенного рода смелость – та, что неоклассические экономисты зовут иррацио­нальностью, или способностью мыслить за очевидными рамками личных материальных интересов. Это может показаться безрассудным и несерьезным, но рассудительность и серьезность не требуют большого воображения, и это не то, что нужно обществу. Обществу нужна смелость.

В эпоху, когда человечество обладает самой большой производительной силой в истории, призыв и дальше гнаться за ростом и материальными благами звучит все бессмысленнее. У нас уже достаточно всего. Проблема в распределении. И индустрия wealth management должна решительно за нее взяться. 


Источник: SPEAR'S Russia #10(42)