Витая в воздухе


Новые авиалинии растут. Старые – уменьшаются. А у малых авиакомпаний появляются большие идеи. На борт новой эпохи авиаперевозок приглашает Джон Арлидж.

24.08.2015





Раньше летать было легко. Выбираете вашего национального авиаперевозчика, регистрируетесь в программе для часто летающих пассажиров, тратите уйму денег вашей компании на командировки, наблюдаете, как накапливаются бонусы, и используете их для ближайшего отпуска. Новые компании курортных авиалиний (Laker, People Express, Oasis Hong Kong, Hong Kong Express, Zoom), а также новые элитные, предлагающие только бизнес-класс (Maxjet, Eos, Silverjet, Hong Kong Airlines), попытались изменить систему, но вскоре спустились с небес на землю. Плохие бизнес-модели не летают.

Хотя подождите! Что это там на горизонте? Это новая эра самолетов – и она как раз поднимается на борт. Традиционных авиаперевозчиков атакуют со всех сторон. Авиакомпании-лоукостеры – EasyJet и Ryanair в Европе и JetBlue и Spirit в США – угощаются своим ланчем на короткой дистанции. Ryanair теперь перевозит больше пассажиров со всего мира, чем любая другая авиакомпания, и почти в три раза больше, чем British Airways. EasyJet только что впервые заявили о прибыли в первом (как правило, менее успешном) полугодии.

Авиакомпании стран Персидского залива – Emirates, Etihad и Qatar – обгоняют национальных перевозчиков на дальнемагистральных маршрутах. Компания Emirates, которая базируется в Дубае, взлетевшая выше, чем British Airways, и признанная любимой авиакомпанией в мире десять лет назад, теперь обогнала и Lufthansa/United как крупнейший в мире авиаперевозчик на длинных дистанциях с показателем 215 млрд международных пассажиро-километров в год.

Если вы заглянете утром в аэропорт Гатвик, то увидите блестящий новый красно-белый Boeing 787 Dreamliner на взлетной полосе. В хвостовой части надпись Norwegian, но он вовсе не собирается лететь в Осло. Он направляется на Запад, в Америку.

Мощь Севера

Уже занимая важное место на европейском рынке перевозок на короткие дистанции, авиакомпания Norwegian – первый успешный лоукостер из Европы, осуществляющий дальнемагистральные перевозки. Они используют широкие 291-местные самолеты Boeing 787 на маршрутах из Лондона в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Орландо и Форт-Лодердейл во Флориде, а также в пуэрто-риканский Сан-Хуан. Компания также перевозит пассажиров (в основном экономкласса – в салоне только 32 места класса премиум эконом) из Осло и Копенгагена в Окленд. Планируется использовать еще 11 новых лайнеров, в том числе новейшие, пригодные для более дальних полетов самолеты Boeing 787-9s, и в ближайшее время будут добавлены новые направления.

«Все думают, что дальнемагистральные лоукостеры – это другая игра, – говорит глава авиакомпании Norwegian Бьорн Кьос, – но это не так». Кьос утверждает, что дороговизна перелетов через Атлантику создала нишу для лоукостеров, точно так же как высокие цены на полеты в Европе и внутри страны оставили пространство для Ryanair и EasyJet. Пассажиры, которые платят от 700 до 2100 евро за билеты в США и обратно, согласны с ним. Самолеты авиакомпании Norwegian заполняются на более чем 80% – значительно выше порога рентабельности.

Исландская авиакомпания WOW Air пытается следовать аналогичной модели. Билеты на небольшой шаттл Airbus А320, летающий из Рейкьявика в Балтимор и Бостон, обходятся лишь в 570 евро за полет в два конца.

Бизнес-модель

У Франца Ивелина высокие тарифы также под прицелом, но у него на горизонте нет бюджетных пассажиров. Он хочет видеть хорошо одетых людей на его хорошо обитых мягких голубых сиденьях. В июле прошлого года он запустил авиалинии La Compagnie.

Парижская компания использует 74-местные самолеты бизнес-класса Boeing 757 для полетов между Нью-Йорком, Лондоном и Парижем; билеты продаются по цене около 1700 евро за поездку в оба конца (для сравнения, на более крупных авиалиниях цены достигают 6400 евро). «Мы не лучший бизнес-класс, – сказал он мне, когда из лондонского аэропорта Лутон отправился первый рейс. – Но мы самый доступный бизнес-класс».

Почему все эти изменения происходят сразу? Уменьшение контроля распахнуло ранее закрытые рынки, позволяя авиакомпаниям, которые прежде летали только между родной страной и четко определенными городами, приземляться там, где они хотят. Сегодня вы можете полететь авиалиниями Emirates из Дубая в Милан для встречи на обед и далее в Нью-Йорк, а затем вернуться прямым рейсом в Дубай – все на совершенно новых реактивных Airbus A380 сверхвысокой вместимости.

Затраты снижаются, и новым авиакомпаниям становится легче начать бизнес. Не только нефть достигла сейчас привлекательно низкой цены. Новое, более легкое и аэродинамическое воздушное судно с двигателем для обедненной топливной смеси теперь до 20% дешевле в эксплуатации. Операторы Boeing 787 и новых Airbus A350 экономят около 14 млн евро в год на ежедневных полетах длительностью от семи до восьми часов. Технологии также помогли выйти на рынок новым перевозчикам.

Автоматизированная продажа билетов и регистрация устраняют необходимость открывать офисы продаж и вести маркетинг, а также содержать большой штат сотрудников. Около 80% всех операций компании WOW совершаются в режиме онлайн.

Встречный ветер

Все ли новые участники гонки выживут? «Никто не знает, но встречный ветер неизбежен, – говорит консультант по авиации Джон Стрикленд из компании JLS Consulting. – Компания Norwegian может привлечь достаточное количество пассажиров, пока выбирает крупнейшие рынки, такие как направление Лондон – Нью-Йорк. Но расширяясь и добавляя менее прибыльные маршруты, им придется предлагать пассажирам на дальнемагистральных направлениях те же услуги, что и на коротких дистанциях, не в ущерб себе. Будет ли это возможно? Для всех авиакомпаний бизнес-класса, таких как La Compagnie, дело не только в цене, как они любят говорить, но еще и в доверии и надежности. Путешественники ожидают выбора рейсов и резервного плана авиакомпании на случай непредвиденных обстоятельств. Небольшие авиакомпании не могут сравниться с крупными перевозчиками в том, что касается ресурсов».

История не на стороне компании La Compagnie. С авиалиниями Eos, Maxjet, Silverjet и Hong Kong Airlines, летавшими из второстепенных лондонских аэропортов, десять лет назад произошел срыв пламени, повлекший постепенное затухание. Вся проблема в том, говорит Франц Ивелин, что они слишком много тратили. Его расходы намного, намного меньше, настаивает он: «Они должны быть ниже, если вы хотите добиться успеха в этом секторе. Включая мою зарплату. Она равна зарплате капитана – а это означает, что с учетом часов сверхурочной работы многие из наших капитанов зарабатывают больше, чем я».

Более того, он говорит, что знает, что модель самолета только с бизнес-классом может справиться с препятствиями, потому что такая модель не нова и уже апробирована на практике. В 2006 году он создал L’Avion, лоукостер классов премиум эконом и бизнес, который летал между Ньюарком и Парижем. Он продал компанию British Airways за 110 млн евро. Ивелин обещает, что La Compagnie будет в плюсе в следующем году. Единственное, чего он не может гарантировать, – что вы повернете налево при посадке.



24.08.2015

Источник: SPEAR'S Russia #7-8(50)


Оставить комментарий


Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы не вводить проверочный код каждый раз