Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/veter-pravovyh-peremen
Дата публикации 28.03.2011
Рубрики: Налоги и право
Напечатать страницу


Ветер правовых перемен


За последние несколько лет изменения в законодательстве и экономические проблемы оказали значительное влияние на отрасль управления инвестициями. Роберт Лангер и Эксперты международной юридической компании K&L Gates рассказывают, каким образом в 2011 году перемены, связанные с развитием мировой экономики, отразятся на инвесторах и управляющих фондами, осуществляющих свою деятельность на территории Великобритании, США, эмирата Дубай и Китая или рассматривающих эти государства в качестве потенциального места для ведения бизнеса.


Великобритания
Филипп Дж. Морган, партнер K&L Gates

В Великобритании в результате обвала кредитно-финансовой системы компании, управляющие активами, столкнулись с многочисленными проблемами регулятивного характера. Прошедший год запомнился интенсивной нормотворческой деятельностью на уровне Евросоюза, а также высокой степенью вза­имодействия и активными дебатами между законодательными органами и компаниями, управляющими активами. И такая ситуация, по-видимому, сохранится и в дальнейшем. Некоторые законодательные инициативы, как, например, Положение IV о совместных инвестициях в обращающиеся ценные бумаги (UCITS IV), направленное на упрощение операций по продаже ценных бумаг по всей Европе, начинали разрабатывать еще в докризисный период; многие другие были спровоцированы мировым финансовым кризисом и стали реакцией на него стран «Большой двадцатки» (G-20). Например, британские инвестиционные менеджеры в настоящее время оценивают степень влияния Кодекса о вознаграждениях, принятого Управлением по финансовым услугам (FSA), положения которого распространяются на них с 1 января 2011 года. Ограничения, применяемые в соответствии с Кодексом к компаниям, управляющим активами, хотя и не такие жесткие, как в отношении банков, но тем не менее можно говорить о появлении ловушек для неосмотрительных участников рынка и, кроме того, теперь придется приспосабливаться к новым требованиям к раскрытию информации. Управляющие активами отныне имеют возможность заблаговременно подготовиться ко введению в действие в 2013 году Директивы о менеджерах альтернативных инвестиций, являющейся первой попыткой регулирования на уровне Евросо­юза деятельности управляющих частными фондами как обособленной группы. Управляющим фондами, находящимися вне Евросоюза, а также управляющим, чьи материнские компании расположены за пределами ЕС, следует предельно внимательно проанализировать, насколько положения Директивы могут повлиять на порядок структурирования их фондового бизнеса и на их операции в Великобритании.

Британский финансовый регулятор – FSA – также постепенно прекратит свою деятельность и будет заменен для большинства управляющих (вероятно, с 2013 года) на орган, который, по предварительной информации, станет именоваться Управлением по рынкам и защите потребителей, хотя подобные изменения представляются второстепенными по сравнению с более значительными регулятивными изменениями на уровне Евросоюза.

Соединенные Штаты Америки
Марк Д. Перлоу, партнер K&L Gates

В Соединенных Штатах Акт Додда-Франка изменит объем регистрационных требований Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) для управляющих хедж-фондами и фондами частных инвестиций. К середине 2011 года управляющие фондами с активами в размере более чем 150 млн долларов должны быть зарегистрированы SEC и начнут контролироваться ею в соответствии с Актом об инвестиционных консультантах. Хотя исключение для некоторых неамериканских управляющих фондами и предусмотрено, оно применяется, только если фонды не находятся на территории Соединенных Штатов, имеют менее 15 инвесторов в США и менее 25 млн долларов инвестиций от американских инвесторов. Указанное исключение гораздо менее значительное, чем те, которыми обычно руководствуются неамериканские управляющие. В результате многим из них придется выбирать: либо подчиниться требованиям США, либо принимать и/или сохранить американских инвесторов. Однако требования SEC в отношении управляющих хедж-фондами представляют собой компромиссный вариант между существовавшим ранее режимом и гораздо более жесткими правилами, подлежащими применению на территории Европейского союза в соответствии с Директивой об управляющих фондами альтернативных инвестиций. Например, требования в США в большей степени носят общий характер, и особое внимание уделяется раскрытию информации; они не затрагивают вопросы о достаточности капитала или о соотношении собственных и заемных средств по сравнению с Директивой ЕС, равно как и не регламентируют вопросы, связанные с компенсацией управляющим (в отличие от Директивы ЕС), кроме случаев, когда управля­ющий сам по себе (но не фонды под его управлением) имеет активы на сумму более миллиарда долларов. Подводя итог, стоит отметить, что несмотря на изменения нормативной базы в сторону устрожения, США остаются сравнительно благоприятной юрисдикцией для управляющих частными фондами.

Китай
Дэвид Тэнг, управляющий партнер K&L Gates в Азии

Китайская экономика развивается бурными темпами, рост ВВП ожидается на уровне 9–10%. Однако в 2011 году следует ожидать некоторых изменений. Так, экономическая политика будет направлена на «стабильность», нежели чем на «быстрый рост», поскольку в начале 2012 года ожидаются перемены в высшем руководстве страны. Продолжатся попытки распространить экономический подъем на всю территорию Китая, особенно на его центральные и западные провинции, до сих пор находящиеся в бедственном положении, посредством масштабных вливаний средств в развитие инфраструктуры и льготных программ для внутренних инвестиций. Планируется повышение рыночной стоимости юаня к доллару на 3–5%. Начнут осуществляться антиинфляционные меры, несмотря на стремительный рост цен, вызванный политической конъюнктурой, а также усилятся попытки центрального правительства и органов Коммунистической партии управлять китайской экономикой и регулировать ее.
С точки зрения инвестиционного климата в стране 2011 год может стать годом затишья, так как будут утверждаться окончательные программы на 12-й пятилетний План развития. В излишне многословном проекте Плана говорится следующее: «Расширять каналы для использования, улучшать качество и оптимизировать применение иностранного капитала; поощрять создание иностранными инвестиционными организациями научно-исследовательских центров в Китае; развивать индустрию оказания услуг с привлечением внешних ресурсов; продолжать курс на общедоступность финансовой сферы, перевозки грузов, образования, медицинского обслуживания, спорта и других сфер; а также развить сферу обслуживания до мирового уровня». В Плане упоминаются «семь стратегических развивающихся отраслей», в том числе биотехнологии, энергосбережение, производство высокотехнологичного оборудования, новейшие источники энергии, транспорт с использованием новейших источников энергии, современные информационные технологии и новейшие материалы. Ожидается обычное для Китая балансирование между льготами, предоставляемыми государством, поощрением иностранных инвестиций на условиях китайской стороны и ограничениями на иностранные инвестиции, если они представляют угрозу «национальным инновациям» Китая. Основными проблемами 2011 года будут:

  • Осуществляемая на регулярной основе передача должностных полномочий на руководящих позициях в правительстве и Коммунистической партии.
  • Экономические трудности промышленно развитых стран, обеспечивающих крупнейшие рынки сбыта для Китая.
  • Обеспечение баланса между необходимостью стабилизировать экономический рост и создать рабочие места для десятков миллионов новых сотрудников.
  • А также возможные разногласия с Соединенными Штатами по вопросам безопасности в соседних странах Азиатского региона (Корее, Японии, Вьетнаме и др.).

Дубай
Ричард А. Доллимор, специалист K&L Gates

С момента своего основания в 2004 году Дубайский международный финансовый центр (DIFC) остается движущей силой, направляющей развитие отрасли финансовых услуг на Ближнем Востоке.

DIFC представляет собой свободную зону, расположенную на территории эмирата Дубай (со своими собственными законами и судебной системой). Эта организация была первой на Ближнем Востоке, разработавшей и применившей современную нормативно-правовую базу в области регулирования отрасли финансовых услуг. Ее деятельность позволила привлечь многие крупнейшие мировые организации. В 2006 году Дубайский международный финансовый центр ввел в действие первый закон, регламентирующий работу фондов. Закон о коллективном инвестировании заложил правовую основу для деятельности фондов коллективных инвестиций на территории DIFC.

Несмотря на международное признание, которое получил Дубайский международный финансовый центр, фондовый режим здесь всегда характеризовался как чрезмерно ограничительный, основанный на том, что любая деятельность в фондовой отрасли – предмет контроля со стороны Ведомства по финансовым услугам Дубая (DFSA), которое, в свою очередь, выступает регулятором сектора финансовых услуг в пределах DIFC. Уровень контроля, применяемый DFSA, препятствовал иностранным управляющим фондами действовать на фондовом рынке Дубайского международного финансового центра и ограничивал возможность для УК, находящихся на его территории, участвовать в управлении фондами, созданными и расположенными за рубежом. Возможность продвигать на рынке иностранные фонды также жестко контролировалась.

Учитывая очевидность указанных рамок, Дубайский международный финансовый центр внес новые поправки в Закон о коллективном инвестировании, которые позволяют иностранным управляющим фондами, находящимся за пределами DIFC, участвовать в управлении средствами внутри него, разрешают уполномоченным им менеджерам управлять средствами зарубежных фондов, а также смягчают ограничения, наложенные на возможность продвижения на рынке иностранных фондов. Представляется, что названные изменения наряду со снижением ставок платежей за создание и управление фондами в Дубайском международном финансовом центре повлияют на улучшение в 2011 году его репутации как важного инвестиционного центра на Ближнем Востоке.

Бразилия
Марк Дж. Вейе

Серьезные основания для оптимизма предоставляет Бразилия. Страна оказалась в состоянии пре­одолеть период экономического кризиса благодаря разумной капитализации банков, крупным валютным резервам, низкой зависимости от экспорта и развивающемуся среднему классу. Непрерывное развитие способствует привлечению потока внешних инвестиций в страну. В то время как основной интерес инвесторов связан с бразильскими публичными рынками капитала, едва ли меньшая заинтересованность существует и по отношению к рынкам частного акционерного капитала и венчурного капитала. Только около 500 из 12 млн компаний являются публичными, и эксперты ожидают, что значительное число новых компаний будет стремиться к размещению акций на публичных рынках. Бразильские рынки частного акционерного и венчурного капитала характеризуются благоприятными условиями функционирования и регулирования. Рынки капитала в Бразилии регулируются Комиссией по ценным бумагам и биржам (CVM), которая за последние десять лет разработала более жесткие стандарты допуска ценных бумаг публичных компаний. В последнее время в работе CVM стала преобладать деятельность по принудительному применению положений об операциях с использованием конфиденциальной информации и об иных вопросах финансового регулирования, и ожидается, что эта тенденция сохранится. Другим важным нововведением является признание легитимности применения арбитража как эффективной и относительно быстрой формы разрешения споров в Бразилии по сравнению с зачастую длительной процедурой рассмотрения дел в государственных судах Бразилии.

Чего же нам ожидать в 2011 году? Новый президент Бразилии Дилма Руссефф определила приоритетным направлением своей деятельности обеспечение контроля столь беспокоящего всех уровня инфляции в стране, который снижался на протяжении последних лет. Предполагается, что темпы развития не будут падать, и дальнейший рост восьмой по величине экономики в мире ожидается на уровне 5% в 2011 году, после роста на 7,5% в 2010 году. И наконец, обоснованно ожидается резкий скачок в развитии инфраструктуры в преддверии чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпийских игр 2016 года, с общим объемом инвестиций, превышающим, по оценкам экспертов, 70 млрд долларов.


Источник: SPEAR’S Russia / Third Rome Outlook 2011