Постоянный адрес статьи: https://pbwm.ru/articles/varshavskiy-proryv
Дата публикации 07.07.2011
Рубрики: Колонки
Напечатать страницу


Варшавский прорыв


Сергей Скатерщиков – о первом IPO в арт-индустрии за последние шесть лет и единственной понятной инвесторам бизнес-модели на этом сложном рынке.

Skaterschikov_0004
Сергей Скатерщиков

президент Skate’s Art Market Research

С 1 сентября 2005 года Skate’s Art Market Research отслеживает акции публичных компаний, бизнес которых так или иначе построен вокруг рынка предметов искусства и коллекционирования. Существующий с того же времени фондовый индекс Skate’s Art Stocks Index вырос почти вдвое (202 пункта на 10 мая 2011 года по сравнению со стартовыми 100 пунктами на 1 сентября 2005 года), главным образом за счет существенного увеличения рыночной капитализации Sotheby’s и швейцарской MCH Group, организатора ярмарок Art Basel. Но число включенных в этот индекс компаний за последние несколько лет сократилось до 11 после выпадения двух итальянских бизнесов (издательского дома и арт-аукциона), которые совершили делистинг.

За эти неполные шесть лет ни одна из компаний арт-индустрии не вышла на биржу с первичным публичным предложением акций, и именно поэтому дебют польской Abbey House с листингом на Варшавской фондовой бирже 5 мая 2011 года оказался фактом, заслуживающим внимания мирового художественного сообщества.

Разместив акции на Варшавской бирже, Abbey House получил рыночную капитализацию в 15,4 млн долларов и стал 12-й и самой маленькой компанией в составе Skate’s Art Stocks Index, а также четвертым региональным аукционным домом после двух японских и одного корейского, уже находящихся в составе индекса.

По сути, Abbey House – это стартап, который организовала в прошлом году команда польских предпринимателей, вдохновленных ростом местного арт-рынка и существенными возможностями маркетинга люксовых потребительских товаров и предметов искусства, богатеющим наследникам Речи Посполитой. Согласно инвестиционному проспекту Abbey House, объем арт-рынка в Польше составляет сегодня всего 100 млн долларов, но компания ожидает его 20-кратного увеличения в следующие 10 лет. Подсчеты аукционного дома оптимистичны – на данный момент в стране продается всего 3 тыс. предметов искусства в год, но число таких сделок за одно десятилетие должно вырасти до 20 тыс.

Пока же Abbey House может рассчитывать не более чем на 2–2,5 млн долларов выручки в 2011 году от организации местных аукционов и продажи рекламы и подписки на издаваемый компанией журнал Art & Business – польского лидера в сегменте периодики, посвященной рынку художественных ценностей.

Интересно, что из 12 включенных в фондовый индекс Skate’s Art Stocks Index компаний две трети получают практически всю выручку и прибыль от торговли предметами искусства и объектами коллекционирования, а некоторые активно диверсифицируются в этом направлении (например, Artnet, которая в основе своей стратегии имеет развитие онлайн-аукциона на базе существующей информационной платформы). Иными словами, организация торговли предметами искусства пока де-факто остается единственной массовой и понятной инвесторам бизнес-моделью на арт-рынке.

Бурная деятельность именно в этом сегменте швейцарской MCH Group стала причиной того, что ее акции лидируют по итогам 2011 года по росту котировок. Объявив в мае о приобретении крупнейшей азиатской ярмарки Art HK, MCH Group еще сильнее укрепила свои лидерские позиции в области международной организации арт-мероприятий, добавив новую «покупку» к невероятно успешным Art Basel и Art Basel Miami и став второй по рыночной капитализации компанией в Skate’s Art Stocks Index после Sotheby’s.


Источник: SPEAR’S Russia